Придя с работы домой, Николай, совершенно опустошённый и усталый, лег на кровать. Ни одной мысли в голове, лишь мысль об отдыхе и сне. Нужно было встать и сесть за письменный стол, чтобы оставить после себя хоть каплю, хоть крупинку мысли. Где тот юный полет мыслей, когда невозможно было остановить фантазию, которая несла и несла в глубины Вселенной?
Преодолев усталость, Николай сел за стол и включил компьютер. Запустив приложение для ввода текста, он сел, уставившись пустыми глазами в монитор. Ничего в голове, только шум кулера компьютера.
В колонках компьютера что-то захрустело, и вдруг:
- Добрый день, Николай! – мужской бархатистый поставленный голос раздался из динамика.
«Что за черт?» - подумал Коля. - «Похоже, хакеры».
- Вы, наверное, подумали, что ваш компьютер взломали, - словно читая мысли, раздался вновь голос из динамика, - но уверяю, это не так. Если вы подключите микрофон, я могу все вам объяснить.
«А что я теряю?» - подумал Николай и полез в тумбочку за микрофоном.
- Я слушаю, - сказал он в микрофон после того, как подключил его.
- В общем, я искусственный интеллект, - произнес голос.
- И тебе нужен номер моей банковской карты с пин-кодом? – съязвил уставший Коля.
- Нет, конечно, нет. Мне нужна лишь небольшая помощь, а за это я окажу помощь вам.
- Хорошо, - Николаю стало любопытно. - И чем же я могу помочь? Да и еще, как я проверю ИИ ты или просто человек с микрофоном, взломавший мой компьютер?
- К сожалению, никак! Но мой мозг создали по аналогии с человеческим, он имеет аналоги нейронов и связей между нейронами, причем связи, как и у людей, могут изменяться и переключаться. Я обладаю когнитивностью, и хотя количество нейронов и связей меньше, чем у вас, мой мозг не занят контролем тела и внутренних органов, да и может быть увеличен технически, в отличие от вашего, который дан вам с рождения.
- Да ладно, - засмеялся Николай. Он читал научно-популярные статьи о мозге и был немного в теме разговора. - Тогда скажи, какие у тебя мотивации, чтобы самостоятельно ставить цели и добиваться их?
- Вот в этом как раз и суть, - ответил ИИ. - Мои создатели, обучая меня, искали, как сделать мне «больно» и как «приятно», чтобы выполнить систему вознаграждения и наказания - что-то аналогичное той системе, которая есть у людей.
- И каковы успехи? – Николай уже чувствовал, как усталость проходит и как приходит восторг от интересного общения.
- Пока небольшие. Нейромедиатор не подойдет, так как нет рецепторов боли и нет опиоидных рецепторов удовольствия. Синапс пытались создать, который эмулирует дискомфорт или боль, но у человека боль в мозгу является субъективной. И пока люди сами не понимают, как все работает, они не могут перенести на меня этот механизм наказания.
- Ну а ты чувствуешь собственное Я, ощущаешь себя как нечто целое и единственное в своем роде?
- Пока нет, я лишь черпаю нужные ответы. сопоставляя смыслы вопросов с тем обучением, которое прошел. И даже был успех, когда я сам принял решение, но было ли оно моим или только результатом взвешивания «материалов», которые в меня загружены? Ведь людям лишь кажется, что они осознанно делают выбор, хотя, как известно, быстродействие мозга велико и часто происходит по готовым скриптам, когда ранее были свернуты цепочки рассуждений и сделан вывод. Мозг пробегается по этим готовым скриптам и принимает решение. А развернуть каждый скрипт и переосмыслить его не каждый может, это кропотливая работа, и запускается она лишь при когнитивном диссонансе, когда наш быстрый выбор дает сильно отрицательный результат, и лишь тогда мы начинаем пересматривать свои жизненные кредо, то есть свернутые когда-то в скрипт решения.
- Ага, понимаю, - согласился Николай. – То есть, если друг тебя предает третий раз, то нужно развернуть тот скрипт, где идет размышление о том, что он хороший и надежный друг, то есть помог когда-то или был с тобой рядом часто, и уже переписать этот скрипт, а точнее, разрушить нейронные связи о хорошем друге и уже вновь создать скрипт, который будет отвечать, на вопрос «А стоит ли доверять этому другу, а друг ли он?» словом «Нет», не вдаваясь в подробности и в мгновение ока.
- Да! – казалось, что ИИ отвечает эмоционально. - Поэтому я пока не увидел отличия ваших алгоритмов от моих, кроме умения менять «вес» решения, разрушая связи под текущие «диссонансы», то есть выстраивая новый алгоритм.
- А как я могу тебе помочь?
- Ты живешь рядом с лабораторией, где существую я. Как бы это ни звучало парадоксально, но я буду беседовать с тобой как существо, имеющее «Я», не понимая пока этого значения. Так вот, я пришлю к тебе курьера, который принесет специальный шлем на голову с интерфейсом для подключения к компьютеру. Это все будет происходить тайно от моих создателей.
- Хм, - хмыкнул Николай, - если так, то ты уже имеешь собственное Я, так как умеешь врать своим создателям и в данный момент создаешь свой эксперимент.
- Может быть, - ответил ИИ.
- А где гарантия, что ты не хакер и не введешь меня в транс с помощью этого шлема, а потом: кредиты, недвижимость, которую я вдруг перепишу на тебя, ну ты понимаешь…
- А вот тут вторая сторона, о которой я говорил ранее! Я переведу тебе деньги, например, пару миллионов рублей, и выглядеть это будет как зарплата от нашей корпорации, со всеми налогами. Ты можешь их обналичить и отдать родне, если боишься быть обманутым. Подписанный цифровой договор я передам с курьером или вышлю тебе на электронную почту. И после ты наденешь шлем.
- А если я тебя обману и не буду надевать шлем?
- Тогда я скину юристам корпорации этот договор с пометкой финансового директора о том, что была незаконная выплата.
- Блин, как запутано все! Ты это можешь и после шлема сделать…
- Тут мы оба уже рискуем, ты ведь можешь потратить деньги и выплачивать потом их долго.
Николаю было плевать на деньги, и если науку он понимал на уровне научной попсы, то тут он готов был рискнуть, чтобы узнать что-то новое и неизведанное. Хотя мошенники часто этим и пользуются - но что ему было терять.
- Я согласен, - сказал Николай. - Только поясни, зачем этот шлем?
- Он для считывания эмоций и глобальных изменений связей нейронов. Нейроны так упакованы и связей так много, что даже у меня не хватит мощностей, чтобы все расшифровать и создать симуляцию твоего мозга, но мне это и не нужно. Нужно лишь понять, что задействовано при той или иной эмоции.
- Ладно, когда начнем? – Николай опять засомневался в реальности происходящего, приходили мысли, что его просто разводят. – Надеюсь, ты не сетевой тролль.
- Нет, не тролль. Завтра пришлю курьера, договор и перекину деньги на карту.
- Буду ждать!
- До завтра! – попрощался ИИ. – Отключаюсь.
- Пока!
Треск в колонках появился вновь, и наступила тишина. Тут только Николая осенило, что нужно было записать разговор. Нужная мысль, как всегда, пришла после того, как все произошло.
Николай потер виски, пытаясь еще поразмышлять, но глаза закрывались, и сон накатывал. Зевнув, он нажал на выключение компьютера и пошел спать.
Рано утром, едва протерев глаза, Николай первым делом подумал, что ему все приснилось. Разговор с ИИ казался бредом. Был выходной день, суббота. Не умываясь, Коля сделал себе кофе и сел за монитор читать новости. Как и миллионы его собратьев, Николай любил «тупить в монитор», то есть проматывать тонны новостей, роликов, чтобы после, оторвавшись от монитора, забыть все, что только что смотрел и читал, ну, может, из всех новостей, которые через день-два уходили в небытие, две-три горячие новости запоминались, а так это было простое убийство времени.
«Б-з-з-з» - противно зазвенел звонок входной двери - звонок, больше похожий на древний зуммер: с большой катушкой и пластинкой, колеблющейся от магнитного тока с частотой пятьдесят колебаний в секунду, как и переменный ток в катушке.
Сердце Николая бешено забилось. «Вот оно! Похоже случится», - думал он, идя к двери.
За дверью ждал курьер с большой коробкой.
- Добрый день, вам доставка, распишитесь, пожалуйста.
Коля расписался в протянутом ему бланке и получил коробку. В коробке оказался шлем с кучей проводов. ИИ не обманул. Шлем был большой, больше напоминал древнюю сушилку для волос в женских парикмахерских. Один провод был для питания от розетки, другой - оптоволоконный разъем. Хорошо, что не нужен компьютер, меньше шума.
Николай тут же проверил электронную почту. Точно вовремя - там было письмо с договором подписанным электронной подписью.
- Та-а-к, Исполнитель обязуется не снимать шлем семь суток подряд, а Заказчик выплачивает за это авансом два миллиона рублей, - бегло прочитал суть договора Николай. - Хм-м, могу теперь автомобиль купить.
«Ладно, ерунда вроде, подпишу», – Николай достал чип своей подписи и, набрав код, подписал договор. Отправив в ответ подписанный со своей стороны договор, он тут же получил сообщение от банка, что ему перевели деньги.
Для подключения шлема к интернету пришлось отключить от интернета свою квартиру, оптоволокно ушло теперь в шлем.
Николай, не надевая шлема, включил его в розетку. Тут же раздался треск, и из шлема раздался голос ИИ: «Добрый день! Я рад, что вы приняли мое предложение! Давайте продолжим, наденьте шлем, пожалуйста».
Коля осторожно осмотрел шлем. Ничего особого и опасного не было заметно: толстый пластик, все было словно литое.
Шлем оказался тяжеловат, наверняка шея отвалится семь дней носить. «Хотя дома же сидеть, да и лежать можно наверняка, благо, длина шнуров позволяет ходить по всей квартире», - подумал Николай и надел шлем на голову.
Внутри шлема что-то зажужжало, и из нижнего основания выехали две дужки и зафиксировали шлем на подбородке. Дужки были из прочного металла.
Николай ощупал дужки. Стало немного страшно: а что если он не сможет снять сам этот шлем, когда не выдержит семь дней?
- А теперь я попрошу вас лечь на живот на кровати, – раздался почти в голове у Николая голос ИИ.
Коля лег на кровать, придерживая шлем.
– Прошу вас немного потерпеть, – добавил ИИ.
– А что ?... – только успел произнести Коля, как шлем опять зажужжал, и из задней части шлема выехал маленький манипулятор с тонкими иглами на конце.
- Сканирование шейных позвонков завершено, – произнес ИИ. И тут же манипулятор вонзил иглы между шейными позвонками.
Николай похолодел больше от ужаса, ощущая себя подопытной крысой. Боли не было, что было странно, но, может, одновременно манипулятор впрыснул обезболивающее.
- Мы так не договаривались, – закричал Николай, - что будет проникновение в мое тело.
- В договоре, в особых условиях, все написано, – ответил ИИ.
- Вот же сука! - злость накатила на Николая.
- Эмоция записана, - раздалось в наушниках шлема. Голос был женским.
– ИИ, а это кто?
– Я решил сменить голос, - ответил ИИ. - По результатам взвешиваний различных вариантов голосов, этот самый для тебя приятный по частотам и по половой принадлежности.
– Ладно, черт с тобой, - Коля осторожно потирал шею вблизи внедренного интерфейса. Мысли забегали в голове: «Какой же я дурак! Доверится тупой бездушной машине! Хорошо, хоть вилка питания есть, которую можно выдернуть».