Сегодня первый поединок четвертьфинала конкурса «Современный роман».
Объём от 10000 до 20000 знаков.
Оценивать поединки может любой автор Фабулы, независимо писатель он или поэт. То есть любой автор Фабулы, независимо от того, участвует он в конкурсах или нет, может проголосовать за понравившийся отрывок. И его мнение будет учтено.
Не имеют право голосовать:
1) Гости
2) Анонимы
3) Клоны
Оценивать отрывки следует, примерно, по таким критериям.
Содержание: соответствие, сюжет, интрига. Не обращая внимания на буквы, словно вы смотрите фильм.
Повествование: стиль, герои, эмоции, ошибки. То есть, то, что зависит от автора.
Каждый голосующий имеет права каждому автору поставить 0, 1 или 2 балла, по принципу:
0 баллов – отрывок не очень;
1 балл – нормальный отрывок;
2 балла – отрывок хороший.
То есть, все возможные оценки: 2:2, 2:1, 1:2, 2:0, 0:2 1:1, 1:0, 0:1, 0:0.
Не забудьте указать в пользу какого отрывка.
За победу в поединке даётся 2 очка, за ничью – 1 очко, за проигрыш – 0 очков.
ГОЛОСОВАТЬ В СВОИХ ПОЕДИНКАХ, КОММЕНТИРОВАТЬ СВОИ ПОЕДИНКИДО ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА – НЕЛЬЗЯ!!!
ПОЖАЛУЙСТА, СОБЛЮДАЙТЕ ЭТО УСЛОВИЕ!!!
Итак, в этом поединке встречаются отрывки «Глушь» и «Дорогу осилит идущий».
Глушь
Скал и сопок в Сибирской тайге много, и секрет дедушкиной заимки заключался в том, что она была спрятана в пещере, в неприметном месте. Подход к пещере был со стороны протоки, впадающей в большое русло реки. Помимо того, что домик скрыт, имелись и другие преимущества - ни дождь, ни снег его не мочили, сухо, зимой теплее, чем на открытом воздухе, а летом - прохладнее, вентиляция через трещины в скале и дым, и воздух вверх вытягивала.
Строил дедушка эту заимку ещё в молодости, с двумя друзьями, один из которых был лесником. Пользовались потом вместе, держа в секрете своё убежище. В результате это местечко досталось дедушке - один из друзей переехал, а лесника задрал медведь.
Избушка была небольшая, чтобы легче отапливать зимой, сложенная из лиственницы. Имелись и ледник, и маленькая банька, в которую больше двух человек не помещалось. Летом мы с дедушкой каждый день купались в речке. Пещера была окружена густой чащей, и даже перед самым входом деревья не вырубались. Теперь ещё подход к пещере зарос дикой ежевикой. Это меня обнадёжило, я обрадовалась, думая, что раз так, то избушку до сих пор никто не нашёл. Не без труда отыскала проход в колючих зарослях, который снаружи был неприметным, но достаточным для того, чтобы пройти и не подраться о колючки. Этот проход меня озадачил - он не выглядел естественным, и явно проложен человеческой рукой.
Сердце заныло от нехорошего предчувствия.
Таёжные избушки и зимовники не принято запирать, но на нашей всегда висел большой замок. Обнаружив ключ именно там, где всегда оставлял дедушка, я пришла в недоумение - тайник для ключа был в скале, в одной из многочисленных трещин, никто бы не смог найти его, даже если бы обнаружил избушку. Но ключ там, только это совсем другой ключ, как и замок. Может быть, дедушка сменил его перед гибелью? Это объяснение было логичным, и успокоило опять всколыхнувшуюся во мне тревогу.
Но стоило войти внутрь и осветить фонариком домик изнутри, как сердце моё упало.
У нашей избушки был хозяин! Новая печка-буржуйка, аккуратно сложенные дрова, свежие спички и щепки для розжига, полки ломятся от провизии, на гвоздях, вбитых в стены и балки под низким потолком, была развешена одежда и инструменты. Новая бензопила в углу. Генератор. Канистры. Аккуратно вдоль стены была расставлена мужская обувь, ботинки, броды. С удивлением я увидела там свои тапочки. За исключением старой одежды и обуви, наши с дедушкой вещи никто не выбросил. Даже наша фотография в деревянной рамке продолжала висеть на стене.
Это привело меня в замешательство, но на душе потеплело. Этот неведомый хозяин, занявший избушку, вызвал невольную симпатию тем, что сохранил наши вещи и фото. Избушка была ухоженной и чистой. Повсюду царил безупречный порядок. Матрасы и одеяла аккуратно свёрнуты на нарах, тут же лежали две подушки, ещё наши с дедушкой, и сверху всё накрыто покрывалом, чтобы защитить от пыли. На столе яркая чистая клеёнка. Кухонная утварь расставлена на полках.
Пока Белка изучала незнакомое жилище, я запустила генератор и включила свет.
Конечно то, что избушку кто-то нашёл, меня расстроило… Хотя с другой стороны, в этом были и свои плюсы - здесь имелась провизия и всё необходимое. Судя по всему, избушка по-прежнему оставалось тайной, о которой новый владелец не распространялся. Интересно, кто это? Наверняка, охотник из посёлка, а это значит, он уже в курсе, что я приехала и могу сюда прийти. Если так, возможно, удастся с ним договориться. Раз не выкинул мои вещи, наверное, и меня саму не выгонит, надо думать?
В первую очередь я проверила тайник, где дедушка прятал конфискованное оружие. К радости и удивлению, всё было на месте, появился даже новый оружейный ящик, припрятанный уже новым хозяином, в котором тот хранил свои запасы не зарегистрированного или запрещённого оружия.
Я растопила печь, собираясь приготовить ужин и вскипятить чайник. В пяти минутах ходьбы от пещеры был родник, где мы раньше всегда набирали воду, и в сопровождении Белки я принесла ведро воды. Надеясь, что неведомый хозяин не рассердится, решила воспользоваться его запасами продуктов, сварила каши с тушёнкой, после чего мы с Белкой от души наелись.
Постельное бельё оказалось внутри свёрнутого матраса. Оно не было свежим, очевидно, что им уже пользовались, но немного, так как выглядело чистым. Выбор был невелик, спать на голом матрасе и укрываться шерстяным одеялом без пододеяльника не хотелось, поэтому, недолго думая, я приготовила постель и разделась.
Как же хорошо было оказаться в крепкой и безопасной избушке, такой родной, словно домой вернулась! Белке я постелила на пол старый порванный бушлат, висевший в углу.
Уставшие, но сытые и довольные окончанием нелёгкого пути, мы обе погрузились до самого утра в спокойный безмятежный сон.
На следующий день я растопила баньку и вымылась, после чего постирала одежду. А потом отдыхала.
Только на третий день решила обойти территорию.
За время моего отсутствия здесь почти ничего не изменилось, разве что чаща вокруг стала гуще. Разрослись кустарники, появились молоденькие деревья, а старые гиганты продолжали стоять, никем не тронутые. Ближе к реке лес становился реже. На берегу открывался живописный вид на противоположный берег, где лес не подступал так близко к воде, как здесь. Сама река была достаточно глубокой, мы с дедушкой часто пользовались лодкой на пути сюда, особенно, когда надо было что-то привезти или добраться побыстрее. Будь у меня лодка, я бы тоже воспользовалась таким путём. И в ближайшем будущем необходимо её достать, потому что на себе тащить провизию не смогу, тем более, когда начнёт расти живот.
Некогда чистый берег теперь был завален буреломом и, чтобы подойти к реке, пришлось перелезать через поваленные деревья или обходить их там, где это было невозможно.
Искупавшись с Белкой в холодной воде, я сидела с удочкой на берегу, любуясь и впитывая в себя дикую красоту окружающей природы. Белка бегала вокруг, изучая незнакомые места. Начало клевать, но в этот момент я услышала рычание собаки, она коротко и приглушенно гавкнула. Не выпуская удочку из рук, я быстро поднялась и отыскала её взглядом.
Она стояла невдалеке, напряжённо замерев на месте и не отрывая от меня взгляда.
Положив удочку на берег, я подхватила ружьё и поспешила к ней. Когда я приблизилась, она опустила голову, скользя носом по земле, и снова глухо зарычала. Присев, я разглядывала чёткие следы, ведущие из леса к воде и наоборот. Белка тоже изучала их, осторожно обнюхивая, потом подняла на меня вопросительный взгляд. И, как будто желая предупредить об опасности, глухо и тихо заворчала.
– Я знаю, – отозвалась я. – Медведица с двумя медвежатами. Прошли недавно. Назад, Белка. Ни к чему нам это знакомство.
Я отступила, с беспокойством скользя взглядом вокруг и невольно коснувшись ружья на плече.
– Ну вот, только таких соседей нам не хватало! – прошептала я, не сумев скрыть тревогу в голосе. – Пошли, поищем другие следы. Надо понять, прошли ли они просто мимо или живут поблизости.
Развернувшись, я пошла прочь, не сомневаясь, что собака последует за мной. Я так и не поняла, разделяла ли она моё нежелание погнаться за медведями, но знала, что без команды преследовать их не станет, даже если охотничий инстинкт возьмет верх над здравым смыслом.
Она обогнала меня и потрусила впереди, шаря носом по земле. Я не знала, была ли эта собака натаскана на медведя, но судя по её поведению, так и было. Она не выказала страха, лишь охотничье возбуждение, а это свойственно только медвежьим собакам. Другие его боятся.
Я очень надеялась, что берлога окажется далеко от моей хижины. Найти её не пыталась, опасаясь встречи с медведицей, но вскоре поняла, что живут они недалеко - по количеству найденных следов.
Это меня так расстроило, что я предпочла вернуться в хижину, чтобы обдумать крайне неприятную ситуацию. Медведь - это плохо. Медведица и медвежата - ещё хуже. Лучшее, что я могла сделать - убраться отсюда подальше. Но куда?..
Конечно, можно найти другую избушку или зимовник, но о них знали все - и охотники, и браконьеры. И Ванька-егерь, который наверняка пойдёт обходить их все после того, как я не вернусь в посёлок. Такое убежище не подходило. Там меня найдёт любой, кому надо будет, включая бандитов с проводником.
Нет, я отсюда не уйду. Некуда.
Вернувшись в хижину, я тщательнее, чем в первый раз, осмотрела дверь. На вид она выглядела крепкой. Ставни тоже подверглись тщательной проверке. Успокоившись, я приободрилась. Маловероятно, что медведица станет ломиться в домик. Внутри я в безопасности. Главное, не наткнуться на неё за пределами крепких стен. Скорее всего, почуяв человека, медведица уйдёт, уводя подальше медвежат. Может быть, попытается прогнать со своей территории, но в большинстве случаев дикие животные стараются избегать встречи с человеком, и предпочитают скрыться, не вступая в конфликт. Но бывают нередкие исключения, и о них забывать было бы ошибкой. Возможно, она не захочет уходить, когда убедится, что я здесь одна.
Если так, сможем ли мы сосуществовать рядом, живя каждая в своей берлоге и избегая встреч? Маловероятный вариант, но тоже возможный. Был шанс, хоть и маленький, что она смирится с моим присутствием, если не будет чувствовать угрозу. И если повезёт всё-таки не столкнуться с ней нос к носу. Но присутствие медведей будет беспокоить Белку, и это не брать во внимание тоже нельзя. Неизвестно, как будет реагировать собака на такое “соседство”.
Покосившись на сидевшую рядом лайку, я вздохнула и потрепала её по холке.
– И что будем делать с этим мохнатым зубастым семейством, а? Чего молчишь? Может, уйдут, как думаешь?
Взглянув на меня, Белка вильнула пушистым хвостом, пока не проявляя беспокойства. Судя по всему, в хижине она тоже чувствовала себя в безопасности, понимая, что медведь здесь не достанет, если, конечно, не открыть ему дверь. Окна были маленькие, не пролезет.
Озадаченная
| Темы Помогли сайту Реклама Праздники 25 Марта 2023* День работника культуры России27 Марта 2023* День внутренних войск МВД России29 Марта 2023* День специалиста юридической службы1 Апреля 2023* День смеха2 Апреля 2023* День единения народов Беларуси и России |
"Глушь" - явное ощущение, что сюжет начал заметно "проседать" по сравнению с предыдущими отрывками. Сам язык автора пока держит внимание, но несколько несущественных и не особенно принципиальных мелочей всё же бросились в глаза.
"Дорогу осилит идущий". До конца отрывка не смог дочитать. Текст переполнен избитыми и заезженными клише. Не только в плане сюжета (поневоле в голову приходят стереотипные сериалы, которые снимаются ежегодно десятками по единым "лекалам" и также быстро уходят в небытие), но и языковых приёмов. Кроме того, совершенно нечитаемые обороты речи. Чтобы не быть голословным несколько примеров:
- "...чуть не столкнулся с молодой девушкой, рассчитывавшей на любезную уступку прохода." Простите автор, но фраза напомнила очерк Гиляровского, когда молодой журналист настолько измучился с выбором фразы (чтобы живописнее описать ситуацию) о том, что строительные леса упали возле дома, что очерк вышел с фразой - "произошёл пандаж". Совершенно нечитаемая фраза.
Необязательно для описания к каждому существительному добавлять прилагательное. Выглядит вычурно и нечитаемо.
Пример: "Почти девчонка, 17 – 18 лет, дивные роскошные темно каштановые волосы, уложенные в легкие, красивые волны, кротко падающие на почти детские плечи. Нитка ожерелья из благородного черного опала на нежной коже изящной шеи, скромное декольте и ухоженность безупречного платья, подчеркивающие природную красоту стройного юного тела, и, наконец лицо, от которого было невозможно отвести взгляд." - После того, как я продрался через это описание, хотелось сказать что-то нецензурно-эмоциональное, но просто устало выдохнул. Кстати, как можно "кротко падать на плечи"? Как "Стремительный домкрат" у Ильфа и Петрова?
- "Яркая белоснежная улыбка озарила красивые чувственные губы, и Терри вдруг почувствовал, что утонул и навсегда останется в плену этих опьяняющих зеленых глаз," - то же самое. К тому же вопросы к выбору слов. "...улыбка озарила красивые чувственные губы, и Терри вдруг почувствовал, что утонул..." Это, извините, как? С позиции смысла фразы.
- "...избалованного вниманием лучших мировых красавиц – звезд кино, на всю оставшуюся жизнь так и осталась в памяти картина с неповторимым по красоте лицом простой семнадцатилетней русской девчонки …" Только что была неимоверная красавица и буквально в следующем абзаце - "простая русская девчонка". И с чего он взял, что она простая? Он же с ней незнаком. Возможно, она говорит на 10 языках и уже защищает докторскую по квантовой физике. К чему этот "бурелом" в тексте из прилагательных не несущих никакой смысловой нагрузки?
Описание знакомства и предложения сниматься в кино нужно все же обыграть соответственно. Как и интерес режиссера к яркому типажу. Здесь это напоминает, проcтите приставание старого ловеласа или педофила к молоденькой девушке и не более того.
Да, и девушка какая-то любительница погулять за чужой счет. Пирожные и кофе употребила не стесняясь и упорхнула. К тому же не сказав в тексте не единого слова до того даже авторской речью. И с чего режиссер взял, что она русская, если она не открывала рта (судя по тексту) до момента, пока не поела за чужой счет и не упорхнула? И если пришла в кафе, почему себе ничего не заказала? В общем - вопросов к автору больше, чем ответов. И это только кусочек кусочка текста.
И так далее почти в каждом абзаце...