Произведение «Литературные портреты. Евгений Евтушенко»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: литературапоэзиявысоцкийбылоеЕвтушенко60-ыеВознесенскийАхмадулина
Сборник: Литературные портреты
Автор:
Баллы: 79
Читатели: 2826 +3
Дата:
«Литературные портреты. Евгений Евтушенко» выбрано прозой недели
16.02.2015
«Евтушенко»
Предисловие:
Анонс опуса сделан, увы, в связи с печальной новостью. Нет больше с нами Евгения Евтушенко.

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя
.

Литературные портреты.
Цикл сложился из публикаций к юбилеям советских литераторов, вписавшихся и в новую эпоху.

Литературные портреты. Евгений Евтушенко

18.07.12

Евгению Евтушенко – 80
"Нас мало, нас, может быть, четверо...", – утверждал в 1964-ом Андрей Вознесенский, посвятив эти стихи Белле Ахмадулиной. Сейчас с нами – лишь один Евтушенко. А четвёртым был… Но не будем никого обижать. Да ныне это и не суть важно.
Все трое очень многое значили в 60-ые. Пожалуй, больше… Впрочем, они это понимали. "Поэт в России – больше, чем поэт", – нахально заявил Евтушенко. А они были не просто поэтами, они были "другими поэтами". И по форме, и по содержанию.
Евтушенко не удостоился разноса от главы государства, который устроил Никита Хрущев Вознесенскому. Но его травили и штатные агитпропщики, и собратья по перу. Помнится, до дыр была зачитана "Комсомольская правда" со статьёй "Куда ведёт хлестаковщина". Газета публиковала отклики, где досталось всем и ещё одному знаковому имени в литературе – Василию Аксёнову. Ну, а иные соседи по литературному цеху бранили их всех через плохо скрытую зависть к успеху.
Евтушенко соответствовал своему времени и творил советским поэтом, "но, объективно, был мятежен, как непохожий на других…"
Да и литература тогда воспринималась оппозиционной партией. Поэзия же всегда была бунтарской.
Уже в брежневщину он прочёл на юбилейном вечере Сергея Есенина, что «потеряли мы в пути неровном и двадцать миллионов на войне, и миллионы – на войне с народом». Это мгновенно разошлось по рукам в тысячах машинописных и рукописных копий. Как и "Танки идут по Праге".
В конце 60-ых - начале 70-ых вся блестящая троица, оставаясь на первых местах среди стихотворцев, всё же потеряла свою исключительность. Напечатали Марину Цветаеву и Бориса Пастернака, Позднее Осипа Мандельштама и многих других. И стало ясно, что Евтушенко, Вознесенский и Ахмадулина просто продолжили "серебряный век" русской поэзии.  
Евтушенко сохранил общественную активность и даже побывал народным депутатом СССР. Сочинил (не в стихах) Конституцию Союза, которая, увы, не пригодилась, ибо не стало государства. Впрочем, написал, наговорил, наснимал, наиграл и "напел" он так много, что исследователям творчества хватит на века.
Здоровья ему и долгих лет.
И светлая память его соратникам по литературе.
А теперь можно назвать и имя четвертого. Он был невероятно популярен. Он был любим всем народом. Но то, что Владимир Высоцкий - великий поэт и новатор русской поэзии было осознано лишь после его безвременной кончины. И это были стихи уже иной эпохи. Высоцкий умер в 80-ом, а первая его книжка "Нерв" вышла через год.
Конечно, пели Окуджаву, Городницкого, что-то знали из Галича. Кто-то зачитывался Робертом Рождественским. Но поэтическое "большинство", а таким словом заканчивается стих Вознесенского, составляла эта четвёрка. Поколение первой "оттепели".

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:16 16.12.2014 (2)
2
Был конец 1959-го. Волею судьбы я в Братске, на Всесоюзной ударной комсомольской стройке - строительстве первой очереди Братской ГЭС. Сенсация: сказали, что  приезжает молодой и модный поэт Евгений Евтушенко. Ажиотаж. Пошел на встречу с поэтом, где он читал свои новые стихи. Тогда и впервые увидел. После отъезда поэта пошли разговоры среди моих сверстников, что страшно любвеобилен москвич. Еще через какое-то время прочитал в газете "Правда" отрывок из новой поэмы "Братская ГЭС". Видел своими глазами и читал. Особенно запомнились такие строки (цитирую по памяти):

Ах, ты, курва-романтика!
Ах, ты, Братская ГЭС!
Ты приехала с "бантиком",
А уехала - без.

Надеюсь, что есть "бантик" не придется объяснять?

Впоследствии при издании и переиздании уже этих четырех строк не было.
     01:17 20.12.2014 (1)
я на Вачу ехал плача
возвращался хохоча - надеюсь, не нужно объяснять, кто это написал и спел.
     01:23 20.12.2014
-1
Не исключено, что это создано под влиянием народных низменных стишков.
И на речке Вача должен быть свой фольклор
     21:22 16.12.2014 (2)
2
Блеск. Я и не знал, что это из "Братской ГЭС". Если найду сборник с этой поэмой, то впишу.
Про БАМ было тоже неплохо, но не столь поэтично
Приезжай ко мне на БАМ,
Я тебе на рельсах дам.
     21:25 17.12.2014 (1)
1
Про БАМ было тоже неплохо


Надо же! Я подозревал, что стих принадлежит Евтушенко. Но точно не знал.

Но четыре строчки замечательны, поэтому, уж извините, я с удовольствием процитирую

Приезжайте к нам на БАМ.
Я на рельсах прямо дам.
Пусть потешится п.....а,
Пока не ходят поезда.
     22:21 17.12.2014
Автора я не знаю. Вряд ли профессиональный поэт.
Его быстренько привезла наша корреспондентка с БАМа. Она и освещала стройку. Мы требовали, чтобы её именем полустанок, хотя бы, назвали, но не прошло.
     21:29 16.12.2014 (1)
1
Это, кстати, с поэтической точки зрения весьма незаурядно.
     21:33 17.12.2014 (1)
1
Фанатов у Евтушенко в шестидесятые годы было чрезвычайно много. Особенно среди молодых интеллигентов-москвичей. Помню, в уральскую провинцию приехал в командировку молодой поэт и журналист. Руслан Киреев - его фамилия. Помню, с необыкновенным упоением на память читал нам стихи Евтушенко. Для нас, провинциалов, это было внове. Это было летом 1966 года. Я слушал, разинув рот.
     22:22 17.12.2014
Я это имя помню. Но только имя. Из тех лет.
     21:33 19.12.2014 (1)
Понимаю, что большому поэту обычно много чего приписывают.

Например, Александр, вот эти строки. Они мне безумно нравились и нравятся до сих пор. Особенно часто использую в споре с теми, которые утверждают, что лишь при советской власти была реальная свобода слова.

Вот эти четыре строчки:

В сортире гадости писать,
Увы, традиция не нова,
Но как же быть, е....на мать,
Коль только здесь свобода слова.

Обращаю внимание: строки написаны в восьмидесятые.
     22:41 19.12.2014 (1)
Так срамные стихи всегда ходили. Баркова я ещё в школе читал.
Были и легальные песенки и стишки, где явно иные рифмы подразумевались.
     22:44 19.12.2014
Со мной в университете учились монголки. Родовитые. Русский язык они знали прекрасно. Но видно закончили не те школы. И пытались у преподавателей выяснить значение некоторых слов.
     21:52 16.12.2014 (1)
-1
уважаемые господа и дамы, с прискорбием сообщаю...
вчера, на восемьдесят первом году жизни, советско американский поэт Е.Евтушенко, решив стать спецназером, с маху головой расколол бордюр...отвезли в Москву, для вручения крапового берета...
     21:56 16.12.2014 (1)
Владимир В. Сухарев. Вы всё-таки пошляк.
Это моська и слон. Читали, надеюсь.
     22:02 16.12.2014 (1)
-1
Александр Зарецкий, вы глубоко ошибаетесь... хотя бы потому, что я промолчу кто вы...
что же вы, так на слоне и моське застряли?.. это банально...
     22:15 16.12.2014 (1)
Не банально, а классика. Чего нам через неё прыгать.
И вкуса художественного в этом комментарии нет. Полная литературная беспомощность.
Надо было стихи писать. Они ж логики не требуют. Образами жить - это у вас получается.
А здесь что вышло...,
     22:20 16.12.2014 (1)
та бог с вами, пусть классика...
обоснуйте "полную литературную беспомощность"... в чём литература, и в чём беспомощность?
ща засмеюсь...
     22:33 16.12.2014 (1)
Набор слов без интриги, игры, скалькированный с какого-то шаблона. С сущностью Евтушенко не связано. Единственный удачный ход -  это "американский поэт". Но это не ваше. Это затаскано.
И это для своих. Тех, кто хохочет при словах; "Анекдот № 4".
     22:50 16.12.2014 (1)
запомните Александр Зарецкий, под этим ником: Владимир В.Сухарев, не было и не будет шаблонов, всё, сию минутный результат мозга... и поверьте на слово, что слон и моська, затаскана не менее чем "амер.поэт"... но если вы коммент решили сравнить с литературой, тогда напрашивается мысль, что ваши работы действительно "для тех"...
     23:04 16.12.2014 (1)
1
Сухарев. Не ломайте комедию. Я тут как-то прочел ваш поэтический обзор. По содержанию не скажу. Предмета не знаю. Но всё написано складно, связно и так далее. В комментариях вы нарочито косноязычны. Пусть так. Воля автора
Но налицо попытка сочинить хохму. Он не удалась. В советское время при творческой неудаче аванс не отбирали.
А шаблонов избегать не удавалось и Пушкину. Это нормально для любых видов литературы. А для тупых шуточек просто необходимо.  
Но косноязыча, вы не учитываете, что форма и содержание -  это единое целое.
     14:33 17.12.2014 (1)
Зарецкий... перестаньте раскачивать свой памятник, не могу сориентироваться куда венки класть...  попытайтесь своим не косноязычием объяснить творческую неудачи моей тупости... что-то вы "прыгаете" по смыслам аки молодой... вам не нравится коммент?.. удалите... или вы хотите поговорить о Пушкине?.. вот о нём я такого не скажу... а Евтушенко ещё в 90х выпал из моих симпатий...
     17:08 17.12.2014 (1)
1
Я не говорил, что Сухарев тупой. Я сказал, что он таким прикидывается. Вас здесь двое таких.  Наверное, есть ещё, но я не запомнил их пока.
     17:17 17.12.2014 (1)
-1
ноотропов попейте, для памяти, "мезим" хорошее средство, сам пъю...)))
ничего я не прикидываюсь... скуку не люблю...и ложь... в некоторых творцах...
я не о нас с вами, вообще...
     17:25 17.12.2014 (1)
Скуку многие не любят
А про то, что вы не любите ложь, вы врёте. Вы её даже очень любите. Вам уютнее, когда вам врут.
     17:28 17.12.2014 (1)
то есть?.. вы хотите сказать, что вы сейчас врёте, и ваше отношение к моим словам несколько иное... потрудитесь объяснить, сударь, этот ваш карамболь?..
     17:35 17.12.2014 (1)
Ого. Все слова вполне связаны между собою. Я ж говорил, что прикидывается.
Какая ложь в частном разговоре. Трепотня. Не больше.
Вы любите большую ложь.
     17:41 17.12.2014 (1)
так это вы меня не понимаете, когда вам не нужно, я же понимаю вас в любую погоду...
какую "большую ложь"?.. вы хоть понимаете, что без конкретики, голословно обвиняете меня в лицемерии?.. обоснуйте...
     18:34 17.12.2014
Вы любите, когда вам говорят большую ложь.
     19:28 16.12.2014 (1)
4
Ты - дремлющий гений! - сказал Евгений. Переживаю за Женьку от всей души. Надеюсь, что все обойдется.
     19:32 16.12.2014 (1)
1
Да. Мы все надеемся.
У меня и в тексте есть пожелание. Оно тогда ещё было.
     20:06 16.12.2014
Туман.
     17:31 03.11.2014 (1)
1
Да. Из Евтушенко еще вот это вспоминается:

Ваш герой - Шаумян, наш герой - шоумен...(С)
     17:51 03.11.2014 (1)
Шаумяны устарели, шоумены надоели.
     18:01 03.11.2014 (1)
Тогда беритесь за шаурмяна...
     18:03 03.11.2014
Не. Я это не ем.
Если где-нибудь в Бакы по приглашению или в Ташкенте. То да.
Но мы им сейчас не нужны.
Гость      12:57 03.11.2014 (1)
Комментарий удален
     13:13 03.11.2014 (1)
2
Я нынешнюю поэзию знаю очень плохо.
Стихи легко читаются и запоминаются в юности.
Высоцкий канонизирован и новыми поколениями. Он разошёлся на цитаты. Пожалуй, второй по знаковым строчкам после Пушкина.
А сейчас литература заняла подобающее ей место. Это просто книги. Не откровения.
Рынок почти ликвидировал конъюнктурное творчество. Но интернет сделал массовой литературу как самовыражение.
     14:11 03.11.2014 (1)
1
Высоцкий, по моему, всю жизнь прыгал с одной ноги на другую: и с Советской властью и против неё. Он не мог без красивых женщин, любил хорошие машины- иномарки, ему нравилось сниматься в кино и быть знаменитым, но всё это не возможно, если переть "жёстко" против власти, как это делали Солженицын и Цой.  Вся  противоречивость Высоцкого в воспоминаниях близких людей, а также в его песнях.
Про Евтушенко ничего не знаю, как о личности.
     15:43 03.11.2014
1
Высоцкий был аполитичен. Тогда это само по себе было вызовом.
Цой - это совсем другая эпоха. Тут сравнения невозможны. Когда умер Брежнев Цою было лет 20, наверное. Потом Цой всё же больше артист, чем гитарные поэты.  
Молодёжная (исповедальная) проза хоть и начиналась с почти производственного романа - книги Анатолия Кузнецова "Продолжение легенды" (название по памяти) так она почти вся оказалась за кордоном.
С бардами было сложнее. В классике сейчас трое-четверо. Остальные помнятся избранным. Из них соцреалистом, если в поэзии такое возможно, был лишь Визбор. Но все они находились в стороне от столбовой дороги советской литературы.  
Открыто с властью конфликтовал лишь Галич. Закончилось исключением ото всюду и эмиграцией.
Окуджаву, кажись, из партии выгнали. В Союзе писателей он, кажется, остался.
А Высоцкого-поэта долго не воспринимали всёрьёз. Ему, если объективно, повезло. Но официальное признание Высоцкого состоялось лишь в 88-ом. Тогда в Лужниках прошёл вечер памяти в связи с его юбилеем. Знаменательно, что в тот же год официально "реабилитировали" и РПЦ. Точнее, религию как таковую. Это произошло в Большом театре. Горби, правда, помнится, не было.
Они же все живые люди. Окуджава любил сиживать в ресторане ЦДЛ. И почти всё подкармливались в Политиздате в серии "Пламенные революционеры".
Это сейчас нет идеологии. И, как бы ни пыжилась власть, её не будет. Но следование словам с верхних этажей окупается сторицей.
И Высоцкий столь же современен.
Сколь верёвочка не вейся, всё-равно совьёшься в плеть...
Для нас одно время номером один был Окуджава. Но потом Высоцкий перетянул канат.
     07:53 03.11.2014 (1)
2
собраться (опечатка) по перу.  
     09:01 03.11.2014 (1)
-1
Спасибо.
У других "очепятки" замечаю, а у себя, увы.
     14:16 03.11.2014 (1)
2
Саша, я такая же.  Надеюсь: долг платежом красен
     14:25 03.11.2014
Договорились.
Я всегда, если, конечно, замечу, указываю на явные опечатки.
     13:29 05.04.2014
5
Хорошие слова нашли Вы, Александр, для поэтов, которые остаются символом замечательной эпохи в нашей истории.
"Я помню всё":). Как он, вихрастый тощий рыжий стоял на открытой трибуне МГУ, на Моховой и что-то резкое непривычное бросал нам в лицо.
А мы стояли растерянные. Мы его ещё не любили, потому что не знали тогда...
А как его травили за дерзкую фразу: "Если будет Россия, значит, буду и я!".
Не могли простить этого мальчишке. Он таким мальчишкой в душе и остался.
С уважением.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама