Произведение «Об авторстве песни "Священная война"» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Темы: песняЛебедев-КумачАлександровСвященная война
Автор:
Читатели: 1835 +2
Дата:
Предисловие:

Об авторстве песни "Священная война"

  Ниже я публикую отрывок из своей будущей большой исследовательской статьи "История создания гимна СССР". Этот отрывок имеет право на своё "самостоятельное" существование, так как затронутая в нём тема имеет лишь косвенное отношения к основной сюжетной линии.


*************************************************************************************

........

 А вот  и сама  история создания "Гимна партии большевиков":
 17 ноября 1935 года в Москве проходило Первое всесоюзное совещание рабочих и работниц - стахановцев. В своём выступлении Сталин произнёс следующую фразу : "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится… Если бы у нас жилось плохо, неприглядно, невесело, то никакого стахановского движения не было бы у нас".  После этого выступления и появилось крылатое выражение - ЖИТЬ  СТАЛО  ЛУЧШЕ,  ЖИТЬ  СТАЛО  ВЕСЕЛЕЕ !  Сейчас эта фраза  всегда произносится нами с ироническим оттенком, ибо мы памятуем о последовавших  вскоре  массовых репрессиях...  Существует интересная версия, высказанная литератором Юрием Боревым в произведении "Сталиниада" (  самиздат 1960-1965 гг. ):
______________________

   "Для Сталина не существовало проблемы плагиата, не было морального барьера перед чужим текстом, и он легко присваивал этот текст, придавая ему свою стилистику. Так, известный лозунг: "Жить стало лучше, жить стало веселее, а когда весело живется — работа спорится" — взят, по крайней мере, в первой части, из письма родителей академика Лысенко к Сталину."
______________________

  Так вот,  пол года спустя после совещания стахановцев советский поэт Василий Лебедев-Кумач ( 1898 - 1949 гг.  )  эту фразу поставил не только в название , но и провёл её рефреном через всю песню, не забыв при этом упомянуть и Ворошилова и Сталина.  Музыку  сочинил  Александров А.В., но не на пустом месте - композитор частично перенёс сюда музыкальную тему из ранее ( 1929 год ) созданного им же марша "Красный флот" . Вот здесь можно послушать этот марш:

http://www.yapfiles.ru/show/745392/dd079e9a5331cdf14edce8835ec92b1e.mp3.html

Итак, вот слова из песни "Жить стало лучше":

"Звонки как птицы, одна за другой,
Песни летят над советской страной.
Весел напев городов и полей —
Жить стало лучше, жить стало веселей !

....  .....  ....

Знай, Ворошилов, мы все начеку,
Пяди земли не уступим врагу.
Силушка есть у отцов и детей.
Жить стало лучше, жить стало веселей!

Хочется всей необъятной страной
Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"
Долгие годы живи, не болей.
Жить стало лучше, жить стало веселей! ..."

Вот здесь можно послушать эту песню "Жить стало лучше":

http://www.yapfiles.ru/show/745341/f4dc0bf6fd0c15c76a453c3d3c0fbb14.mp3.html

  Не  правда  ли,  там во вступлении и в начальных строках куплетов прослеживается фрагментами всем нам хорошо знакомая будущая мелодия гимна СССР, а потом и России !?
 И как дополнение, ради  любопытства - посмотрите на плакат 1936 года "Жить стало лучше, жить стало веселей". Его авторы - художники Ефимов ( Фринлянд ) Борис Ефимович и Иоффе Марк Львович:

http://s020.radikal.ru/i705/1310/13/8944ceba3c3b.jpg

  Раз уж я более подробно останавливаюсь на персоналиях,  хоть как-то причастных к истории создания  гимна, то мне непременно стоит рассказать и о "феномене"  Василия Ивановича Лебедева-Кумача, уделить ему особое внимание - в  нём, как зеркале отразились черты того времени и  творческого  климата,  созданного  "лучшим другом писателей"...

  Справедливости ради, я должен заметить, что Лебедев-Кумач является ( даже  до сих пор )  одним из самых спорных  и  трагических  фигур  своего времени. Его можно охарактеризовать всецело, как "певца"  сталинской эпохи.  Василий Иванович был "придворным" поэтом  №1, выразителем идей Сталина, его поэтическим рупором. Каждое "телодвижение" кремлёвских правителей воспевалось им.  Даже репрессиям, проводимым сталинской верхушкой,  пел осанну Василий Иванович -

( опубликовано 30 января 1937 года в газете "Известия" ):

"Как колокол набатный, прогудела
Страна, от возмущения дрожа.
Спасибо вам, бойцы Наркомвнудела,
Республики великой сторожа!
Предателей блудливая порода
Грозить не будет жизни и труду.
От всей души советского народа
Спасибо пролетарскому суду!

 Я считаю, что на вот таких "подпевалах" власти косвенно лежит вина в становлении культа личности Сталина, в том Большом терроре, который устроили  "вождь всех времён и народов"  и его помощники.  У таких вот поэтов и писателей, поющим осанну "бойцам Наркомвнудела" - на кончике пера были не чернила, а кровь сотен тысяч замученных людей...,  а карандаш, старательно  выводящий на бумаге слова - "Хочется всей необъятной страной Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!" на самом деле выводил на листе бумаги очередные приказы о расстрелах !
 Вдохновлённые лебедево-кумачёвскими одами в свою честь,   такие вот "стахановцы" НКВД, как генерал-майор Блохин В.М. ( 20 тысяч лично расстрелянных людей ) и Магго П.И. ( около 10 тысяч человек ) - становились палачами-мясниками...
 Вот , как описывает процедуру расстрела польских офицеров весной 1940 года в Осташковском лагере ( Калининская обл. ) один из членов расстрельной команды, бывший начальник УНКВД по Калининской области Токарев на допросе в 1991 году в Генеральной Военной прокуратуре СССР:
____________

  «Блохин дал сигнал, говоря: «Ну пойдём, давайте начнём». Блохин положил свою специальную одежду: кожаная коричневая шляпа, длинный кожаный плащ, коричневые кожаные перчатки, с рукавами выше локтя. Для меня это было большое впечатление – я увидел палача.
Блохин и Рубанов приводили людей по одному, через коридор, поворачивали влево, где находилась красная комната. Висели разные плакаты пропаганды, была гипсовая статуя Ленина. Красная комната или ленинская комната  была комнатой размером 5 на 5 метров. Здесь в последний раз проверяли личность заключённого, спрашивая о его имени и дате рождения. Затем отмечали в списке, чтобы не было никакой ошибки.
   Наконец, на польского офицера или полицейского надевали наручники и отводили его в «камеру экзекуции». Здесь жизнь пленного, заканчивалась выстрелом в заднюю часть головы. Опытные палачи стреляли в шею, держа ствол косо вверх. Тогда была вероятность, что пуля выйдет через глаз или рот. Тогда будет только немного крови, в то время как пуля, выстреленная в затылок, приводит к обильному кровотечению ( вытекает больше одного литра крови ). А убивали, по меньшей мере, 250 человек в день.
   Трупы убитых выкидывали из камеры, где происходили убийства, через запасные двери во двор, где ждал грузовик. Кузова автомобилей каждый день отмывали от фрагментов мозга и крови. Трупы (по 25-30 на каждый автомобиль) закрывали брезентом, который в конце «операции» Блохин приказал сжечь. Тела, брошенные в автомобили, перевозили к общим траншеям, в лесу недалеко от Медное. Эти траншеи закапывал НКВД-ист, оператор экскаватора Антонов, со своим помощником.
   Когда все заключенные Осташково уже были уничтожены, Блохин устроил прощальное возлияние для лиц, которые убили более 6300 человек. Блохин получил премию в сумме месячного оклада. Кому-то в качестве премии выдали наградной наган, велосипед, патефон».

____________


  Похоронен "мясник"  Блохин с почестями на Новодевичьем кладбище в Москве:

http://s019.radikal.ru/i626/1309/bd/ba9a3e3392a3.jpg

   Там же покоится и другой палач-стахановец  Магго П.И.:

http://s018.radikal.ru/i515/1309/1d/0528bcdd8ba3.jpg

   Вот, как он делился своим "искусством" и поучал неопытных палачей:
______________

   «У того, кого ведёшь расстреливать, руки обязательно связаны сзади проволокой. Велишь ему следовать вперёд, а сам, с наганом в руке, за ним. Где нужно, командуешь «вправо», «влево», пока не выведешь к месту, где заготовлены опилки или песок. Там ему дуло к затылку и трррах! И одновременно даёшь крепкий пинок в задницу. Чтобы кровь не обрызгала гимнастерку и чтобы жене не приходилось опять её стирать».
_____________

  Вот вглядитесь внимательно в эти лица  "расстрельной команды" НКВД - про таких пел Лебедев-Кумач - "..Республики великой сторожа...":

http://s006.radikal.ru/i215/1309/c6/812b0ac78f37.jpg

 Один из палачей НКВД Емельянов вспоминал:
___________

«Водку, само собой, пили до потери сознательности. Что ни говорите, а работа была не из лёгких. Уставали так сильно, что на ногах порой едва держались. А одеколоном мылись до пояса. Иначе не избавиться от запаха крови и пороха. Даже собаки от нас шарахались, и если лаяли, то издалека».
___________

    Некоторые из Вас  могут мне сказать, что эти "стахановцы"  всего лишь выполняли приказ. Я возражу - в НКВД и в другие карательные органы насильно НЕ ЗАГОНЯЛИ, люди сами шли работать в эту систему ! Точно так же в СС и в гестапо служили исключительно добровольцы. Никому изначально не ставилось условие выбора - быть карателем или погибнуть.

БЫТЬ ПОДЛЕЦОМ И УБИЙЦЕЙ ДАЖЕ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО !

  Значит люди в силу своих моральных и нравственных качеств сознательно выбирали для себя эту стезю. Формирование подобного мироощущения и мировоззрения всегда ускоренно продуцируется в тоталитарных государствах, какими являлись фашистская Германия и СССР. Если обществу навязывается всеобщее условное МАРШИРОВАНИЕ под неусыпным взглядом вождя, подавляется ЛИЧНОСТЬ, свобода слова, ликвидируются институты гражданского общества - то среди людей непременно произрастёт большая когорта, готовая за 30 серебренников, а то и даром ПРОДАТЬ ДУШУ ДЬЯВОЛУ...
  Нечто подобное происходит и в наши дни, когда отдельные деятели культуры и искусства, журналисты ( особенно из телевизионного цеха ) наперегонки "вылизывают" все места у власть предержащих, способствуя тем самым возникновению в современной России АВТОРИТАРИЗМА  олигархического типа ( де-факто уже есть ).  До культа личности ещё, правда, далековато, но, как говорится - "step by step", и то ли ещё будет после 2018 года, посмотрим...  Такие вот грустные аналогии возникают... Да,  деньги и власть портят людей... Любой, без исключения,  авторитарный или тоталитарный режим стремится  "прикормить", приблизить к себе   служителей муз, не брезгуя при этом никакими методами;  и только сильные духом и истинно ВЕЛИКИЕ мастера способны не пойти на компромисс с СОВЕСТЬЮ и ЧЕСТЬЮ и не быть "у сапога"!

   Но давайте вернёмся к другой стороне творчества  Василия Ивановича. Мне ещё с  детства и юности знакомы замечательные песни на его слова : "Весёлый ветер" ( из кинофильма "Дети капитана Гранта" ), "Закаляйся", "Как хорошо на свете жить !" ( Как много девушек хороших.. ), "Молодёжная",  "Москва майская" ( Утро красит нежным цветом... ), "Марш весёлых ребят" ( Легко на сердце от песни весёлой...), "Песня о Родине" ( Широка страна моя родная... ) и другие. Совместно с композитором Исааком Дунаевским им была написана целая россыпь великолепных песен, которые исполняются и в наше время.
 Но не всё так гладко и распрекрасно было в жизни  и в творческой биографии Василия Ивановича. Поэты и писатели, современники Лебедева-Кумача нередко обвиняли его в ПЛАГИАТЕ.  Так после официальной жалобы Палея А.Р.  в Союз писателей ( ген.секретарь Фадеев А.А ) на Пленуме правления были приведены примеры множества случаев


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама