Произведение «Поход на Дыхтау.(S)» (страница 1 из 7)
Тематика: Рассказ

Поход на Дыхтау.(S)

Поведаю вам одну из самых длинных историй моей жизни. Эта история никак не связана с праздниками происшедшими в моей жизни. Просто так обычная история, в которой имеются совсем необычные фрагменты, совсем необычных дней моей жизни. На мой взгляд, эта история могла быть записана в историю открытий, которые совершило человечество. Но только о ней знают всего лишь единицы. Так как не каждый поверит и проверит, то, что произошло на самом деле.
  Началась эта история просто и не обычно. За несколько месяцев до моей службы в армии. Большинство моих друзей были призваны на службу в советскую армию еще весенним созывом. Остались только те, кто родился во второй половине года и должен был призваться на службу в армию осенью этого 1966 года. По своему возрасту я уже на два года пересидел призывной возраст. Постоянно получал отсрочки с призывом. Родственники и военком настаивали на том, чтобы я больше учился, а служба в армии подождет. Мне не хотелось выделяться среди своих ровесников. Считал своим долгом служить в армии. Поэтому я с огромным ни терпением ждал этого дня.
  - Давайте, мы в последний раз сходим в горы, - предложил я, своим друзьям, у которых были повестки призывников на службу в советской армии. - Когда еще мы сможем побывать в горах? Может быть, что после службы в армии мы больше никогда не сможем встретиться вместе.
  Друзья согласились со мной. Мы тут же решили разработать план своего предстоящего похода в горы. Так как мы фактически излазили все окрестные горы, то нам хотелось выбрать такой маршрут, который проходили редко, а то и вообще никто не был на этом маршруте.
  Но в пределах Северной Осетии не было, ни одной такой вершины, которую нам не пришлось, посетить хотя бы один раз. Я не говорю об ущельях в наших горах, куда в течение каждого лета почти каждый выходной день ходили как на обычную экскурсию или на обычный пикник с шашлыками. Поэтому надо было искать место вдали от Северной Осетии, куда можно добраться пешком.
  - Нам надо выбрать никем не покоренную вершину, - с надеждой, предложил Зандин Ефим.
  - Лучше всего пойти на безымянную вершину, - поправил Абисалов Гамзат предложения Ефима.
  - Я так думаю, что непокоренных и безымянных вершин нет на всём Кавказе, - вмешался в советы Гелая Гиви. - Задолго до нашего рождения, все исследовано поклонниками гор и учеными...
  - Давайте не будем спорить о предстоящем походе, - пришлось вмешаться мне в спор друзей. - Лучше внимательно посмотрим на карту Кавказа и обсудим все заинтересованные нас маршруты.
  Друзья согласились с моим предложением. Мы тут же развернули на стол большую географическую карту. Разглядывая географическую карту Северного Кавказа, наш взгляд упал на вершину Дыхтау. Всему миру хорошо были известны вершины Кавказа, такие, как Эльбрус и Казбек. Но никто не обращал никакого внимания на вершину Дыхтау, которая находилась между вершинами Эльбрус и Казбек. В то время как вершина Дыхтау была на триста метров выше вершины Казбек.
  Почему-то альпинисты эту вершину оставили без внимания. Почему так случилось, нам совершенно не было известно. Даже совсем неизвестному местному любителю покорения вершин, покорялись вершины Эльбрус и Казбек, а тут оставили без внимания такую заметную вершину Кавказа.
  Со стороны поселка Казбеги, на вершину Казбек поднимались самые ленивые. От Казбеги можно было пройти пешком до вершины Казбек без всякого специального альпийского снаряжения. Эльбрус тоже покорился многим любителям гор. Почему тогда никто не покорял вершину Дыхтау?
  - Мы восполнить этот пробел, - сказал я друзьям, рассматривая вершину Дыхтау. - Наметим свой выход к вершине на конец июля месяца. Самый благоприятный сезон на всем Северном Кавказе.
  - Бархатный сезон, - подметил Дзгоев Руслан. - Промежуток между знойным летом и дождливой осенью. Когда при наличии минимального снаряжения можно пройти быстро расстояние в горах.
  Конечно, мы могли выбрать самый легкий путь для покорения этой вершины. Для этого надо было автобусом проехать через Нальчик столицу Кабардино-Балкарии, дольше за Безенги проехать до высокогорного селения к подножию вершины Дыхтау и оттуда за неделю подняться к вершине.
  Но это был самый простой маршрут, который мог пройти любой подросток, родившийся в горах Кавказа. Поэтому мы выбрали маршрут, немного сложнее и длиннее. У нас не было цели поставить флажок на вершине Дыхтау. Цель нашего восхождения была в том, чтобы насладиться походом и покорить вершину. Надо было определить по карте намеченный поход к вершине Дыхтау.
  - Мы пойдем другим путём, как сказал наш вождь В.И.Л., чтобы никто нам в пути не поставил вилы, - пошутил я, разглядывая с друзьями по карте маршрут предстоящего похода. - Главное, не отвлекаться на пустяки во время похода. Наша цель - вершина Дыхтау, которую надо покорить.
  Так что мы сразу после определения своего маршрута, стали тщательно готовиться к предстоящему походу. Надо было все рассчитать до мелочей. Особенно выбор участников похода. Наши прошлые походы в горы не имели никакой определенной цели. Мы просто отдыхали в горах. Поэтому никогда не думали о количестве участников похода. С нами в походах были мальчишки и девчонки разных возрастов. В этот раз в нашей группе должны быть только равные во всем.
  Наученные разными ошибками в бывших походах на покорение вершин, мы решили основательно готовиться к этому походу. Первым условием нашего похода было то, что не брать с собой в горы подруг. С ними у нас всегда создавались какие-то не зависимые от нас проблемы. Нам не хотелось, чтобы в этот раз тоже что-то могло помешать нашему походу от присутствия рядом с нами нашим подруг. Лучше идти одним и самой небольшой группой, которая была бы самой подвижной и могла вся поместиться в одной палатке.
  Поэтому, решили, что в поход отправится семь человек - 1. Шумейко Юра, 2. Дзгоев Руслан, 3. Абисалов Гамзат, 4. Черевков Саша, 5. Зандин Ефим, 6. Гелая Гиви, 7. Руднев Степан. Как в латиноамериканском кино 'Великолепная семерка'. Сами пока не знали, что будет с нашей семеркой.
  По жребию быть командиром выпало Черевкову Саше. Конечно, этому выбору рады были все. Хотя бы по той причине, что я был старше других. К тому же никто не хотел брать на себя обязанности командира. Мне ничего не оставалось, как согласиться с выбором жребия.
  - Я не напрашивался быть командиром нашей группы, - серьезным тоном заявил я, принимая на себя обязанности командира. - Раз жребий выпал на меня, тогда вы должны прислушаться к моему мнению. Будем в горы идти с минимальным количеством груза, чтобы быстрее пройти основной маршрут длинного похода. Основной рацион питания будет находиться у нас под ногами...
  - Правильно! Командир! - поддержал меня Дзгоев Руслан. - Сейчас в горах много ягод и фруктов.
  - Рассчитывать только на дары природы, не разумно, я так считаю, - не согласился Шумейко Юра. - Если у нас на пути не будет спелых фруктов и ягод, то мы в пути просто с голоду помрем...
  - Откуда ты взял, что мы пойдем в горы с пустыми руками? - с удивлением, воскликнул я. - Речь шла о том, что с собой надо брать из продуктов, лишь концентраты и сухие продукты, которые легко употреблять в пищу во время похода. Дарами природы брезговать не будем. Во время движения к намеченной вершине, можно питаться ягодами и фруктами, которые встретятся нам по пути.
  Мы сразу наметили, что с собой будем брать самый легкий вес. Снаряжение то же, самое минимальное. Каждый должен укомплектовать сам свой рюкзак и таскать его на себе при любых условиях похода. Огнестрельное оружие с собой решили не брать. Но зато разработали арбалет собственного изобретения. Арбалет состоял из разборных гибких полос дюрали с жестким креплением в виде лука, с тетивой из эластичных жил. Стрелами были тонкие упругие проволоки с зазубринами в виде стрел. В разборном виде арбалет был похож на рогатины для жарения шашлыка. Шампурами могли служить стрелы. В сборном виде это было грозное оружие, которое могло свободно поразить на смерть живое существо на расстоянии сорока метров.
  Основным грузом для нас могло быть только питание. На этот случай мы обдумали многие варианты. Остановились на том, что в поход надо взять в основном сухие продукты и полуфабрикаты, которые легко нести и легко использовать во время передвижения в горах. С учетов времени года мы рассчитывали на подножный корм, который мы встретим в пути нашего следования. В это время года в горах Северного Кавказа много ягод, грибов и различных съедобных плодов.
  - У меня к вам одна просьба, - обратился я с заключительным словом, когда мы определили маршрут своего похода. - Мы все фанаты на покорение вершин. В данном случае во время похода не будем отвлекаться на пути нашего следования. У нас есть конкретный выбор - вершина Дыхтау.
  - Командир правильно заметил, - подчеркнул Дзгоев Руслан. - Если мы будем во время похода отвлекаться на красивые вершины Кавказа, то мы тогда никакой намеченной цели не достигнем.
  Учитывая то, что большая часть нашего пути пройдет по оврагам, балкам и ущельям. Так большую часть похода мы обеспечены продуктами растительного мира природы. Кроме того, мы с собой собрались взять легкие рыболовные снасти. Так как в горах много разных водоемов и рек, в которых водится рыба. Из одежды в поход мы взяли с собой спортивное трико и скрутки теплой альпийской одежды с альпийской обувью на подъем к вершине Дыхтау. Все было готово к походу.
  28 июля 1966 года, рано утром, в составе семи человек, выехали первым автобусом из автовокзала в Орджоникидзе до Бурона в верховьях Куртатинского ущелья на военно-осетинской дороге. Оттуда проехали автобусом до Акхсау. Дальше прошли пешком в горы строго на северо-запад. Первая ночевка у нас была в ущелье не далеко от Акхсау. Это была единственная возможность почувствовать себя на пикнике вблизи с цивилизацией. По этому случаю, взяли с собой замаринованное мясо под шашлыки и один десятилитровый пластиковый баллон с осетинским пивом.
  - У нас здесь кратковременная остановка с ночлегом, - объяснил я своим друзьям. - Поэтому раскладывать свои вещи под скалой не следует. На рассвете трудно будет собрать все в дорогу.
  Мы ни стали разворачивать свою палатку. Нашли в скале хороший навес вроде пещеры. Почистили его от природного мусора. Прогрели естественную сырость под скалой костром. Сдвинув этот костер с горящими углями под край навеса, мы принялись жарить шашлык, который заранее был приготовлен нами на шампурах и завернут в специальную упаковку, сохраняющую его от порчи. Нам оставалось лишь брызгать на свой шашлык, когда он спешил подгорать над раскаленными углями и вспыхивал от бараньего курдючного жира.
  - Ну, что мужики! Отметим начало похода, - предложил Зандин Ефим, поднимая пластиковый стакан, наполненный ароматным осетинским пивом. - Пускай наш поход будет удачным. Мы покорим вершину Дыхтау.
  - Вполне возможно, что мы больше никогда не встретимся вот так в горах, - сказал Дзгоев Руслан. - Никто из нас не знает, где предстоит нам служить в советской армии. Может быть, нас судьба разбросает повсюду. Страна огромная. Мы можем просто

19:35 06.12.2013 (1)
Как я Вас понимаю Александр! Ваше удивительное путешествие будет жить с Вами целую жизнь! Я тоже почти в те годы лазил по горам и это были самые яркие впечатления в жизни. А память бережно хранит все детали тех походов. Иногда вспомнится то время и с кинематографической точностью прокручиваются эпизоды былых походов. Спасибо за интересный рассказ. А поле армии ВЫ ходили в горы? ОК. Заходите в гости. Буду рад
     20:05 06.12.2013 (1)
Спасибо за комментарии к моему произведению. К сожалению из моего текста на этот сайт поместилось не все. Родился вблизи гор. С детства и до настоящего времени измеряю километры не транспортом, а  ногами. По месту жительства и в гостях всегда хожу пешком. Большую часть жизни провел в горах Кавказа и Средней Азии. Мои произведения чаще связаны с походами в горы. По характеру в быту шутник. Но произведения люблю серьезные. Обязательно познакомлюсь с вашим творчеством.
  Всего Вам доброго!
     21:37 06.12.2013 (1)
Я тоже много лет "бегал" по горам. Тоже есть что сказать, но думал, что те дела далеких дней не будут интересны сегодня. Вы меня разбудили и я возможно, тоже помещу что-нибудь. Надо будет смахнуть пыль с того  прошлого.  ОК!
О! Чуть не забыл. Были же у вас фотоаппараты. Так засняли тех 3-х метровых. Ведь должны же успеть.
Или это был голодно-усталостный мираж? А эти агрессоры цветы! Так все интересно! ОК!.
     23:39 06.12.2013 (1)
Согласен с Вами вполне. У меня было не просто увлечение к горам. С друзьями в горах Кавказа с детства чувствовали себя как шерпы в Гималаях. Мы постоянно искали приключения, которые сами шли к нам навстречу. Многие свидетели тех приключений в горах живы до настоящего времени. В подтверждение к моим рассказам о приключениях в горах Кавказа ко мне часто приходят письма моих друзей со всех концов земного шара. Так нас разбросала судьба по всему Свету. К сожалению, тогда мы были слишком бедны, чтобы иметь при себе фотоаппараты. Но у меня был давний друг Михаил Бакулин и далекий родственник Тимофей Бакулин, которые были ростом больше трех метров. Скелет Тимофея Бакулина до перестройки находился на витрине в музей института по генетике в Москве. У меня в Интернете имеются рассказы о каптарах (снежный человек), а также о семье Бакулиных. Есть там и фото Тимофея Бакулина. Мы не страдали никакими галлюцинациями и миражами во время наших приключений в горах Кавказа. Многое то, что мы видели, позже подтверждали ученые и археологи. Большинство моих рассказов были написаны задолго до открытия в горах учеными и археологами, которые только подтвердили реальность наших приключений...