Произведение «Про советско-албанскую ссору»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Темы: ХрущевАлбанияЭнвер Ходжа
Автор:
Баллы: 77
Читатели: 1210 +2
Дата:
«Энвер Ходжа»
Предисловие:
                                                                                                Художественная политика

Про советско-албанскую ссору

      После второй мировой войны отношения между СССР и Албанией были дружеские и братские. И когда советская
делегация в последний раз приезжала в Албанию в июне 1959 года, её радостно встречали и очень тепло провожали.
Но как только делегация уехала, отношения Албании с Советским Союзом были разорваны. Елена Свияжина (вымышленная)
видит в этом лицемерие и коварство албанских руководителей. Свияжина упрекает правительство Албании также в чёрной
неблагодарности, напоминая о той бескорыстной помощи, которую СССР оказывал Албании.

      Эта дама смахивает на подслеповатую Бабу-Ягу, что не видит дальше своей избушки на курьих ножках.

      У Маруси Рябининой (тоже вымышленной) своя версия случившегося. Рябинина передаёт, что по воспоминаниям Фёдора
Бурлацкого, лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа произнёс на 1V съезде АПТ в 1961 году такую резкую антисоветскую
речь, после которой восстановить советско-албанскую дружбу стало уже невозможно. Во время речи Ходжа прослезился.
Маруся сказала:"Энвер Ходжа заплакал потому, что он был влюблён в погибшую албано-советскую дружбу. Что касается
резко-антисоветской речи вождя, то порою развитие событий заставляет растоптать догорающий костёр:"Сняла решительно
пиджак наброшенный"".

      Во время переговоров между Хрущёвым и Ходжей произошёл скандал, разбивший советско-албанскую дружбу.
В первые часы правительство Албании решило скрыть сам факт разрыва дружеских отношений, не запланированный ни той,
ни другой стороной. Энвер Ходжа приказал проводить советскую делегацию с цветами и музыкой. Этим албанское руководство
хотело обмануть не советский народ, как думает Свияжина, а своих соседей недругов югославов, чтобы Тито не злорадствовал.

      Вскоре СМИ Албании перестали славить дорогую каждому албанцу дружбу с Советским Союзом. Так расстроенная
домохозяйка подметает осколки посуды и дорогого телевизора, разбитых на вечеринке во время большой драки. Соседи
не слышали скандала, звона разбиваемой посуды и грохота упавшего телевизора из-за громкой музыки. Но когда хозяйка
с ведром, полным битого стекла, вышла на порог, соседи обо всём догадались.

      Причина ссоры вот в чем: во второй половине 50-х годов XX века КПСС пришла к мнению, что социализм в СССР
настолько окреп, что не нуждается больше ни в культе личности, ни в диктатуре пролетариата. Когда пол подмели, щётку
ставят в угол. Но по мнению Албанской партии труда, социализма без этих атрибутов быть не может. Так юноша из дворовой
беседки не считает молодым того, кто ещё недавно приносил любимой цветы, а теперь приносит ей овощи.
 

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:01 24.08.2020 (1)
1
Ещё когда мы учились в школе, наша учительница  по географии (она, кстати, очень неплохо разбиралась и в истории) говорила, что "нет другой страны, которая была бы настолько непонятна мировому сообществу, как Албания". Так это когда было! 
Судя по всему, за 30 лет мало, что изменилось. 
И, заметьте, учительница наша говорила не "Советскому Союзу", а "мировому сообществу". Значит, недопонимание было не только со стороны СССР. 
     16:27 24.08.2020 (1)
1
Маргарита, может быть этот рассказ Вам прояснит политику Албании.

Отношения между Китаем и Албанией
      После визита Никсона в Китай руководитель Албании Энвер Ходжа пригласил
посла КНР и вежливо сказал ему, что правительству Албании, мягко говоря, не нра-
вится нормализация отношений между Китайской Народной Республикой и Соединён-
ными Штатами Америки. Ходжа добавил, что Китай - страна могучая и обильная, а Ал-
бания - убогая и бессильная, то есть намекнул, что хорошо бы Китай увеличил помощь
Албании. Помощь увеличили. СМИ Албании снова стали славить нерушимую албано-
китайскую дружбу.

      Долго ли, коротко ли, но албанский вождь снова вызвал китайского посла и резко
заявил тому, что в Албании недовольны поддержкой Китаем империалистического блока
НАТО и сотрудничеством Пекина с фашистской хунтой Пиночета, и давай-ка Китай ещё
увеличь помощь Албании, не то она разорвёт отношенья с Китаем. Мао Цзэдун расстро-
ился, что его, наверное, больше не будут славить в стране горных орлов. Чжоу Эньлай
посоветовал не предоставлять Албании дополнительную помощь: интересно, порвёт тог-
да Тирана с Пекином или нет? Премьер Госсовета был готов поспорить на бутылку маотая,
что не порвёт: другую такую корову, которую можно доить, только похваливай её при этом,
албанцам не найти! Но по настоянию Мао Цзэдуна решили снова увеличить помощь Албании.
     16:59 24.08.2020
1
Так сколько можно помогать? Не до бесконечности же! 
За такое развернутое сообщение большое спасибо. Да, теперь действительно стало более понятно.  Но, как мне кажется, Албания много на себя берет. 
     09:43 14.10.2018 (1)
1
Что-то я Анна не помню, чтобы КПСС  когда-то отказывалась от лозунга "диктатура пролетариата", даже тогда, когда  это сделали европейские компартии, т.е. так называемые еврокоммунисты.
     09:57 14.10.2018
Анатолий, это произошло в 1958 году, Советское государство стало называться "общенародное
государство". Федор Бурлацкий пишет, что Хрущев сначала не решился сам выступить с этим
предложением, а попросил об этом Куусинена. Возражала Фурцева, говорила:"Я эту диктатуру
пролетариата с молоком матери впитала!".
     14:56 01.10.2016 (2)
3
Мнение не КПСС, а Хрущёва - многим он нервы испортил и нам заодно.
     17:52 01.10.2016
1
Мне он нервы не испортил. И за то, что смешал Кобу с дерьмом, вполне заслуживает Героя Союза.
     15:52 01.10.2016 (4)
5
Тем не менее Албанская партия труда и после смещения Хрущева продолжала
критиковать КПСС за отказ от термина "диктатура пролетариата", не недоста-
точную, по мнению албанских коммунистов, реабилитацию Сталина и за
борьбу СССР за мир, что якобы "выгодно империалистам".
     16:33 06.01.2017 (1)
1
И в этом они были правы-отказ от понятия "диктатура пролетариата"- вносила путаницу в сознание коммунистов. Что такое" общенародное государство?"- Сорняк не может соседствовать с садовой культурой, он его забьет. Что в принципе и случилось.
Организация производства, наука, культура-в чьих интересах?-В интересах какого класса?
     19:44 06.01.2017 (2)
1
Я не согласна с Вами, Борис. Социализм в СССР вступил в более высшую стадию, антагонистических
классов больше не стало, и диктатура не стала нужна. А структуры для "прополки от сорняков" сохранились.
     01:37 07.01.2017
1
Анна,  антагонистических классов не стало, но классы остались.   Поскольку осталось, порождающее классовую структуру , общественное разделение труда. Господствующий класс  утверждает свою волю к власти, полагая свои интересы, как всеобщие, то есть, как интересы других классов и слоев общества. И в этом смысле, власть господствующего класса является диктатурой. Как эта диктатура осуществляется - посредством прямого насилия, или демократическим путем, зависит от исторических обстоятельств.
Общенародное государство- это абракадабра. Всякое государство- общенародное, поскольку учитывает (или вынуждено учитывать), в большей или меньшей мере, интересы всех общественных  слоев.  Тот класс, который  находится у власти- он и  организует общественную жизнь. 
В СССР, таким классом- был рабочий класс. Отказавшись от понятия "диктатура пролетариата", советская  и партийная бюрократия, противопоставила собственные интересы- интересам всех остальных общественных слоёв.  Она ( бюрократия) потеряла социальную, классовую основу, и постепенно превратилась в нечто аморфное, само себя воспроизводящее. То есть, выродилась.
     23:15 06.01.2017
В СССР было, по официальной теории, построено общенародное государство.  Социализм, по той же теории, победил полностью и окончательно. 
А экономическое соревнование двух систем было объявлено особой формой классовой борьбы.
     10:47 06.01.2017 (1)
Сталина никто и не собирался при Лёне реабилитировать. Историки в штатском отвечали на этот вопрос стандартно, дескать мы знаем, что это была за птица. Иное дело, что сдерживалась и ругань в адрес Сталина. Поскольку она подтачивала фундамент всей системы. Следствие окончено и... проехали. 
     10:50 06.01.2017
Сталин был в те годы чем-то вроде полового извращения социализма.
     17:16 01.10.2016
1
Что делать - меняются времена и изменяется взгляд на идею.
     16:18 01.10.2016
Один мой знакомый всю жизнь изучал Албанию, но так и не смог побывать в стране.
     21:56 06.01.2017 (1)
1
Не вдаваясь в публичные споры... Да, была такая рамочка в любом почтовом отделении СССР -
пишите письма во все страны - "КРОМЕ АЛБАНИИ"...
===========================================
После того как албанцы - при помощи НАТО - оттяпали себе исторический сербский край Косово,
после того как там албанцы стали разрушать православные церкви и изгонять сербов... Это уже не
Албания. Это - албания... В Интернете есть "албанский" язык. В боксёрском мире понятие - 
"албанец". И это сейчас. Это не при Хрущёве. И так будет.
     22:18 06.01.2017 (2)
Один сокол Сталин, другой сокол Тито.
Они такие границы нарисовали своим федерациям, и так сдружили народы, что югославам пришлось воевать, чтобы всё же раздружиться. Да и у нас возникли некоторые проблемы. Распад СССР де-факто начался с Карабаха.
     23:22 06.01.2017 (1)
2
О Карабахе правильно... Я помню, сидел на бабушкиной терраске и смотрел выступление Горбачева
о Нагорном Карабахе... Мои родные ( коих немало ) в это время смотрели западные видео-фильмы
по моему видюшнику в большой комнате... ( Иногда в таких случаях я слушал GUNS N' ROSES )...
О речи Горби. После неё мне стало окончательно ясно - СССР при таком руководителе скоро не станет.
===============================================================================
Чтобы к соколу Тито прилететь - по старой, доброй советской традиции нужно было побывать в 2-3
странах соцлагеря... И - не стоит забывать - при Тито фашисты получили по носу. Или - поносу) -
как угодно)
=========
О границах нарисованных для своих федераций - Александр, это отдельная тема.
=============================================================
Вот! Это не гэг!... Когда моя бабушка впервые увидела Горбачева по ТВ - она сказала:
- От этого козла проку не будет! ( умерла она в апреле 1985 )
Бабушка не была обучена грамоте, но людей видела насквозь. Эх, бабуля!
========================================================
Александр, со ВСЕМИ тебя! ЛУЧШЕГО!... Говорю от сердца. Все мы - лишь песчинки во вселенной...

 
     23:31 06.01.2017
2
Взаимные поздравления.
     22:21 06.01.2017
1
Когда я был подростком у нас тоже ходило ругательство "албанец".
     16:07 01.10.2016 (1)
2
И албанские дивизии стояли на границе, готовые ринуться на Белград. Но гад-Хрущёв вышвырнул Кобу из Мавзолея и лобызался с изменщиком Тито. Но албанская Партия труда погибла не без труда. 
     16:38 01.10.2016 (1)
2
Александр, спасибо за комментарий, но я с вами не совсем согласна. Энвер Ходжа, как и Мао Цзэдун и Тито,
хотели вслед за званием вождя социализма хотели утвердиться еще и как национальные вожди в борьбе
против "советского гегемонизма". Хрущев виноват, что поддался на провокацию и скандалил. После разрыва
с Албанией СССР потерял базу на Адриатическом море, а это было на руку НАТО. У Энвера Ходжи был
еще один мотив к разрыву с Советским Союзом: закрыв советскую вонную базу и провозгласив антисоветизм,
он обезопасил Албанию от угрозы нападения НАТО. Радио Тирана было нужно антисоветской пропаганде,
"хороший боксер бьет и правой, и левой". 
     17:20 01.10.2016 (1)
4
Думается, что "Радио Тирана" слушали немногие. Равным образом, и китайская пропаганда имела эффект близкий к нулю. На наш скромный взгляд, был лишь один момент на грани реальной войны двух миров. Это Карибский кризис. Но ума хватило и у тех, и у других. Хрущёв при всей его брутальности и чудачествах голову на плечах имел. Конечно, в рамках своей роли. Но забавно, что крах социализма привёл к распаду всех федераций - и СССР, и Югославии, и Чехословакии. Я не думаю, что НАТО всёрьёз точило зубы на Албанию. Всё же задворочная страна. Но Албанской партии труда было не по пути с "ревизионистской" КПСС. Тогда б её начальнички оказались в нетях. А так у них была своя страна, которую можно было сосать. Они и продержались дольше других.
А то, что они хотели действовать самостоятельно, без оглядки на Москву, естественно.
     02:11 02.10.2016 (1)
2
О самостоятельности, Александр: при Энвере Ходже правительство само себе запретило
занимать деньги за границей, чтобы не попасть в зависимость. Конечно, хозяин барин,
закон можно отменить, но это была бы "потеря веры в себя".
     14:02 02.10.2016
4
Это забавно. Наверное, их надоумил великий воин Албании Скандербег. Это единственная албанская книжка, которую я прочёл. Она, кажись, вышла у нас в литпамятниках. Конечно, ничего не помню. Кроме названия. 
     21:29 01.10.2016 (1)
Албания....Эт где-то в ...не помню где.
     02:07 02.10.2016 (1)
1
Эту страну сами ее граждане называют Шкипет, а себя - шкипетары.
А мы назвали эту страну Албанией, может быть, по имени района аль-Барес.
     04:54 02.10.2016
-1
Не думаю, что мы должны знать все хутора и племена...
     02:26 02.10.2016
1
Албания... Кода-то это была страна Иллирия. В первом - втором веках, Иллирийцы, под натиском Рима и нежеланием воевать, ушли с Балкан и основали на Кавказе "Малую Иллирию". Но, ненадолго. Уже в четвертом - пятом веках ушли с Кавказа, не желая воевать с местными воинственными племенами. По всей видимости, это о них пишет Нестор-летописец:"И, пришли славяне, и осели на реке "Вятка", и стали называться "Вятичами". А, тех славян, что осели ра реке "Россе", стали называть "Россичами". (Повести временных лет)
Что касается современной Албании то нужно исходить из того, что не все Иллирийцы ушли. Постепенно смешиваясь с пришедшими Римлянами и Турками, стали основой нового народа. Воевать не желающего но обид не прощающего.

Где-то так.
     15:58 21.05.2015 (1)
Очень понравилось.
Точно! о любых взаимоотношениях
     16:28 01.10.2016
Спасибо!
Реклама