Произведение «Как писать рассказы. Лекция №1»
Тип: Произведение
Раздел: Юмор
Тематика: Юмористическая проза
Автор:
Баллы: 35
Читатели: 1002 +1
Дата:

Как писать рассказы. Лекция №1

Тема нашей, так сказать, лекции: первая фраза рассказа.

В народе говорят: «Хорошее начало – делу конец». Ой, простите, «делу венец».По литературному жаргону это звучит так: «Хорошая первая фраза – рассказу венец». Об этом должны помнить и мы, маститые писатели, и новички, вступающие на литературное поприще.

Попробуем, к примеру, разобрать: «Они сели на скамейку». Подумаем, чем она хороша и чем она плоха. А я вам скажу, что ничего в ней нет хорошего, только плохое.

Одна из главных компонент первой фразы должна быть завораживающая интрига. Что бы читатель заглотнул наживку с крючком и прочёл рассказ на одном дыхании.

Давайте-ка вставим ещё одно слово: «Они сели на СВЕЖЕОКРАШЕННУЮ  скамейку». Уже хорошо, но всё равно плохо. Читатель читает (извините за тавтологию), читает: «Они сели на …». У читателя невольно возникнет вопрос: «А на сколько лет?». И с этим вопросом в голове читатель не поймёт концовки фразы. Так что слово «сели» заменяем на слово «присели».  

Так же над словом «они» надо основательно поработать. Кто такие «они», которые присели на свежеокрашенную скамейку? Сколько их? Очень неконкретно. Читатель может не заинтересоваться, плюнет и прекратит чтение.  

Может на эту злополучную скамейку присели отдохнуть интуристы, обалдевшие от красот города на Неве.

Может, присела группа студентов покормить голубей.

Может, два шахматиста поиграть в шашки.

Может уголовник рецидивист со своей случайной подружкой. А подружка оказалась сотрудницей угрозыска. И он в последствии, действительно, сел года на три. («сел» , а не «присел»)

Всяко может быть.

Так что лучше так: «Он и она присели на свежеокрашенную скамейку». Или лучше даже с именами: «Валя и Саша присели на свежеокрашенную скамейку». Нет, так нельзя. Запутаем читателя. Валя, кто? Мальчик или девочка? Саша, кто? Мальчик или девочка? С именами надо быть поаккуратнее.

Окончательный вариант будет таков:  «Коля и Света присели на свежеокрашенную скамейку».

Я бы мог много поговорить с вами о первой фразе, но, к сожалению, ограничен по времени. Добавлю лишь только одно. В зависимости от того, как дальше потечет рассказ, первую фразу, возможно, придется вычеркнуть.

Тема следующей лекции: Порядок слов и знаков препинания  во фразах.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     04:03 21.08.2018 (1)
"Толкаемые" боковым ветром они уселись на первую попавшуюся скамейку и уснули, опираясь на друг друга.
     10:39 21.08.2018 (1)
Этот коммент - целый рассказ, дальше читательское воображение.  )
     10:45 21.08.2018 (1)
Не дальше, а до (в некотором смысле)
     16:15 21.10.2018
В каком, каком смысле? )
     11:14 21.08.2018 (2)
1
Необыкновенно полезный урок!
Теперь я, наверное, смогу продолжить свой давно заброшенный рассказ. Начал я его похожим на ваше предложением:"Они сели в лужу". Написал это предложение и отложил до лучших времён.
Где-то он у меня лежит в архиве. Как найду, так сразу и займусь. Аж руки зачесались...
     16:14 21.10.2018
так найди! )
     18:16 21.08.2018 (1)
1
Я надеюсь на тебя. )
     18:20 21.08.2018 (1)
1
Найти бы начало рассказа... А там видно будет.
     19:11 21.08.2018 (1)
1
начало рассказа начинается с заглавной буквы.
     19:19 21.08.2018
Спасибо! Что бы я без Вас делал?
     10:50 21.08.2018
Забавно и поучительно)
     06:54 21.08.2018
1
А вообще-то, правильнее, сели, а не присели. 
И не надо боятся, что если сказали сели, то значит, оказались в тюрьме на несколько лет.
     21:23 20.08.2018
И на вторую лекцию я точно приду! 
Гость      10:53 14.10.2010 (1)
Комментарий удален
     10:38 03.10.2013 (1)
Ну, Вы Антон Палыча с Иван Иванычем не путайте..
Гость      14:36 03.10.2013 (1)
Комментарий удален
     15:08 03.10.2013
А я раз в три года и захожу сюда. Такая вот случайность.
     10:36 03.10.2013
Хорошее начало лекции  - делу хана.
Зачем же Вы так, пан Яремчук?
Не дали даже до конца дослушать?
     19:57 11.10.2010 (1)
Замечательное руководство!
Осмелюсь внести и свой скромный вклад в благое дело поучения неофитов литературного пастбища.

«Ах, скамейка, ты, скамейка, наша гордость и краса...»

Герои сели на СВЕЖЕОКРАШЕННУЮ скамейку, не заметив предупредительной надписи::»Свежая краска! Не садиться!» (Но Omnia vincit amor! Любовь побеждает всё! Даже такие грозные предупреждения!)
Сели и «слились в экстазе» ... со скамейкой!!! Краска, которой была выкрашена скамейка, была разработана в военном «ящике». Ею собирались красить самые лучшие в мире советские танки и тачанки. А для полевых испытаний решили попробовать на садовых скамейках! Выдержит ли эта чудо-краска разные погодные катаклизмы и вырезания ножом сердец, пронзённых стреою.
Краска выдержала. Герои нет! Приспичило им после нескольких часов сидения... А встать не могут!!!
Скамейка стояла в укромном уголке парка и мало кто, кроме влюблённых, её посещал.. Наконец, о, счастье, поямлась другая парочка.
Наши герои с трудом умолили тех  вызвать Скорую Помощь и, заодно, пожарную команду. Скорая вставила героям катетеры, что принесло первое и немедленное облегчение! Пожарники подняли подъёмным краном влюблённых вместе со скамейкой! Отпиливание всей неприклееной части скамейки происходио в воздухе на высоте пожарной лестницы, метров, эдак, на двадцать. Так что герои наши, можно образно сказать, были аж «на седьмом небе», а может этаже?
Но могучая военно-полевая краска ухитриась пропитать всю одежду вплоть до собственно тел влюблённых!
Скорая доставила их в кабинет пластической хирургии, где, испытав безуспешно всевозможные растворители, хирурги пришли к печальному выводу: Урезать, так урезать!
И удалили (под эпидуральным наркозом) часть кожи на ягодицах и бёдрах вместе к примкнувшими к ним мышцами.
Реабилитация затянулась на долгие месяцы и, выйдя с «новыми» ягодицами из больницы, герои с ужасом убедились, что «и вся любовь», исчезла!
Вот как важна, даже для пылкой любви, внимательность к предохраняющим средствам... и надписям на них!

Но самой интересное будет дальше:
Рассказ можно начать и иначе:
«А  и Б сидели на трубе» -- тут тема развита ещё драматичней и динамичней!
     20:11 11.10.2010 (1)
Спасибо за отклик.
Стоило мне составить грамотно первую фразу (бред),
так Вы очень умело этот бред продолжили.
Я восхищен!
С уважением.
     20:25 11.10.2010 (1)
Дорогой г-н Яремчук,
Это вовсе не бред!
Мне руководство просто очень понравилось и как раз ОНО вдохновило меня на новые свершения!
Вот, что значит правильно выбранная первая фраза!
Но это только один вариант. Ваше руководство подвигнуло меня и на другие повествования о "скамейке"
Воистину, благодатная тема! Никогда до Вас не задумывался о её великой созидательной силе!
Ваш Эспри
     21:21 11.10.2010 (1)
Дорогой г-н Экспри.
Должен заметить, что на тему насчет скамеек уже прошелся некто Булгаков.
Мастер и Маргарита (гл. 19):

— Что за иностранец такой?! — в смятении воскликнула Маргарита так громко, что на нее обернулись проходившие мимо скамейки, — и какой мне интерес идти к нему?
Иначе говоря, на неё обернулись скамейки, которые проходили мимо нее.

Тема скамеек не нова.

Ваш Яремчук.
     21:47 11.10.2010 (1)
Спасибо за дополнительную информацию.
Такое как-то не запомнилось, иначе г-жа Рамона Вайскопф не написала бы подробную рецензию на роман некоего Михаила Афанасьевича Буль-Хакова "Master и Карга Рита"
Мимо бродячих и оборачивающихся скамеек нельзя было пройти, их не заметив!
Ещё раз, благодарю.

Новый вариант рассказа уже написан.
Если хотите -- опубликую здесь же.
Ваш Эспри
     21:54 11.10.2010 (1)
Дорогой г-н Эспри.
Уверен, что полностью тема скамеек еще не раскрыта.
Вся надежда на Вас, коллега (ничего, что я так к Вам обращаюсь).
Вся надежда на Вас.
Всегда Ваш.
     23:55 11.10.2010
Дорогой г-н Яремчук,
Понимаю, высылаю...
Ваш Эспри

А и Б сидели на трубе.



Уже эта, первая, фраза захватывает читателя целиком:
Кто они такие, эти А и Б?
Почему они сидят именно на трубе?
Ведь могли, в конце концов, стоять на ней, лежать на, и может даже, В НЕЙ?
Как Джеймс Бонд в фильме «Бриллианты навсегда»
Или, может быть дело их было  –«Труба»?
Откроем краешек загадки:
А – это Архиерей Сергий.
Б –  это...., ну,..  «девушка», скажем «раскованного поведения», такая, знаете ли, «раскрепощённая»..

Конец первой части.

А -- упало, Б – пропало.

Б всё время домогалась А.
Но А был твёрд в своих морально этических принципах и так легко на прелести Б не поддавался!.
Но опять: Omnia vincit amor! Всё побеждается любовью!
Даже принципы!
(Как верно заметил Готфрид Ленц: Принципы существуют для того, чтобы их нарушать, Иначе КАКОЕ ОТ НИХ УДОВОЛЬСТВИЕ???)
И наш твёрдокаменный в принципах А – ПАЛ!
И не помог даже отрубленный палец!
(Слава Богу, только один и ТОЛЬКО ПАЛЕЦ!!!)
..................................................................................
А Б, разумеется,  добившись своего, пропала, даже не испросив мзды...

Конец второй части.

Кто остался на трубе?

Оказывается на трубе или в ней, находился ещё один персонаж драмы, скрывшийся под псевдонимом  «и».
Догадливые читатели уже поняли, уверен, это был «историк», свидетель и летописец всех траги-драматических событий, имевших место на трубе,
Чудом удержавшись на сильно раскачивающейся трубе, он поведал нам все подробности это чрезвычайного происшествия...
Имя его хранится в Редакции и выдаётся всем желающим по первому требованию:
Лев Николаевич Толстой.
Так и завершается наш рассказ из классической русской литературы.
Реклама