Притча о помощниках славян (страница 1)
Тип: Проза
Раздел: По жанрам
Тематика: Без раздела
Автор: Василий Ворон
Баллы: 25
Читатели: 182
Внесено на сайт: 22:09 02.07.2015
Действия:

Притча о помощниках славян

Давно это было.
Когда-то славяне жили одним большим и дружным народом — как повелел Бог Род, главный в божественном сонме.
Жили люди по устоям, славили своих Богов, а Род со своими братьями, сестрами и детьми  приглядывал за ними. Трудно жилось людям — за скотиной поспей, очаг сбереги, хлеб с полей убери, да еще за детьми глаз да глаз нужен. Придумал Род снабдить людей помощниками. Дал сначала собаку. Стала собака верным другом мужчине: сторожем, пастухом и охотником. После даровал Род людям кошку. Стала кошка опорой женщине в хлопотах по дому: с детьми играла, лечила разные мелкие человеческие хвори да мышей ловила. Смотрит Род, что получилось. Ан не все так гладко, как задумывал: то собака на охоте заиграется, поднимет лишнюю птицу, или детеныша звериного придушит. Да и кошка чаще спит, чем трудится. Не так по устоям-то! Задумался Род-батюшка. Да и придумал.
Намесил глины Род, взял нож и состриг в месиво волоски со своей бороды. Поколдовал да и вылепил анчутку. И назначил его Домовым. Снова замесил глины, снова состриг с бороды волосы да нечаянно срезал ноготь с пальца. Стал лепить другого анчутку, да и вышел у него Банник. А из той глины, куда ноготь попал, получилась Обдериха. Опасная вышла Обдериха — то как есть анчутка, а то кошкой обернется, а когти у нее с аршин. Но решил Бог Род не менять ничего — для острастки человека и такой анчутка сгодится. И назначил Банника с Обдерихой в баню к человеку. В придачу к анчуткам сделал Род еще и Овинника, чтоб припасы людские берег, да в деннике присматривал за скотиной. И дальше принялся за работу. Замесил еще глины, да не абы какой, а из дикого лесу добытой. Кинул в месиво клок бороды, да хвою еловую, да мох, да кору дуба. И сотворил еще одну нежить, Лешего. И послал его в лесу догляд держать. В помощь ему сотворил Кикимору, чтоб отваживала человека от болот топких. Замесил последнее месиво, кинул туда опять волос с бороды, да рыбью чешую, да листья ивы. И сотворил речную Берегиню.
И стали новые помощники нести неустанную службу.
Домовой в избе человека приглядывает: чтоб от печи не угорел никто, чтоб младенец не плакал попусту; то кошку разбудит, чтоб мыши не озоровали, то хозяев предупредит, если огонь из печи сбежать норовит. Много дел у Домового.
Банник за порядком в бане следит: чтоб дольше необходимого не парились люди, чтоб щелок нужного качества был, чтоб пожара не случилось. И Обдериха пригодилась: отваживает пьяных дураков от парилки, чтоб худа не случилось. Знать стали люди, что в бане шутки да беспорядок плохи, сразу Обдериха о себе даст знать.
Овинник закрома охраняет: хлеб бережет от болезней, мышей гоняет не хуже кошки, скотину успокаивает, теленка-обжору от вымени оттаскивает, чтобы и людям молоко осталось.
Берегиня в речке да в иной воде дозор несет: чтобы ребятня не утонула, а уж коли кто взрослый утоп по какой причине, непременно к Водяному царю спроваживает, чтоб не заплутал.
Леший лес сторожит. Добытчиков да охотников предупреждает, чтоб лишнего из лесу не брали, чтоб не шумели, да не озоровали. Иногда покружит остолопов для острастки, да и выпустит верст за десять от дома.
Кикимора на болоте сидит, пугает народ, чтоб в топь не лезли.
Так и жили: люди Богов славили, да трудились, Боги за порядком следили, чтоб войн да мора не случилось. А нежить в быту да на промыслах доглядывала, чтоб все по устоям было.

Много лет прошло с тех пор. Забыли люди своих славянских Богов. И отца Рода забыли. И разошлись по землям в разные стороны. И жить не по правде стали. Горят леса богатые, реки могучие выходят из берегов. В домах неправда угнездилась — внешней красоте люди радуются, а правду да толк позабыли. Детей во вседозволенности да непотребстве воспитывают, да и сами люди то деньгами одержимы, то похотью да досужими помыслами. Нет в домах Домового, прогнал его давно болтливый да лживый телевизор. Нет и Банника с Обдерихой, потому как и бань нет никаких, а только ванные комнаты, где вода из труб ржавых берется. Человек в лес стал ходить лишь в досужую пору, никто ему там не указ. И заблудиться не страшно ему — телефон всегда нужный путь укажет. А болот и не осталось вовсе.
Живут люди без Роду-племени, будто сами по себе. Болеют часто, да не только телесными недугами. Кривда помыслами их правит, о себе заботиться велит, а ближнего своего советует не замечать.
Так-то!


Оценка произведения:
Разное:
Подать жалобу
Обсуждение
Татьяна Гурская      12:24 07.07.2015
Очень интересно. С удовольствием прочитала. Спасибо Вам.
Тень Мельника      13:36 06.07.2015
Отлично, Василий!
Паршин Александр      18:34 04.07.2015 (1)
Отлично! Люблю про русскую нечисть!
Но, Василий, у меня немного другое представление об этих персонажах.
Кикимора изначально жила в жилище человека. Это затем её в болота переселили.
И анчутка – это разновидность бесёнка. Бесы могут быть злыднями, а могут анчутками. Отличаются тем, что анчутки умеют летать, а злыдни – нет. Может, я в этом и ошибаюсь. Но Домовой, Банник, Леший – это не анчутки.
Василий Ворон      18:46 04.07.2015 (1)
изначально Анчутка - это как раз Домовой. я просто решил упросить историю, расширив понятие для всей нежити. Кикимора (изначально Шишимора) - родственница нежити по имени Шишок. То есть Домовой. Даже ученые-слависты дерутся между собой, что есть славянская мифология. Стараниями христианских проповедников история наших богов и их помощников канула в Лету. Поэтому приходится додумывать. Взяв часть имени Кикиморы, видим Мору - богиню смерти в славянской мифологии. Вот и пригодилась она на болоте. Как-то так, Александр.
Паршин Александр      19:14 04.07.2015 (1)
Василий, опять с вами не согласен. Богиню смерти в славянской мифологии звали Мара. Хотя мор – это действительно смерть.
И если вы хотите окончательно разобраться со словом «кикимора». То кикать у славян значило кричать по птичьи. А кика – значило птица.
Выходит кикимора – это птичья смерть. И она, действительно, по поверьям вредила домашней птице, в частности, курам.
Василий Ворон      19:24 04.07.2015 (1)
Верю вам. Хотя в том, что удалось читать (Сеть не в счет), об этом не говорилось. Памятую о задании, думается, я выполнил его полностью, не слишком загружая читателя. Хотя мне славянство и ее нежить не дает покоя. Хочется больше знать. Не поделитесь источником информации? интернет не в счет.
Паршин Александр      20:01 04.07.2015 (1)
Василий, я часто пишу о славянской нечисти. И создал как бы свой мир, где свои персонажи и законы. Вот оттуда черпаю и добавляю. У меня есть повесть "При полной луне". Когда её писал, тогда и начал создавать этот мир.
А споров об этом действительно много. Ведь у всех есть свой подобный мир.
Василий Ворон      20:05 04.07.2015
Остается только пожелать, что наши мири когда-нибудь сольются и возродят тот мир славян, который мы потеряли.
Штурманец      15:33 03.07.2015
Прямо тянет побогохульствовать, но воздержусь.
А сказка очень красивая и познавательная. Про некоторых я даже и не знал.
Валентин Иванович Филиппов      12:10 03.07.2015
3
И  пришла  на земли  Славян  вера  чужая. Хитрая  да  изворотливая и  привела  за  собой  зло  иноземное, нечисть  страшную  вездесущую.Были  люди детьми  божьими, а по  новой  вере стали  рабами безвольными.За  жизнь  свою  не  борятся, а  господу Богу  молятся, на  милость  его  надеяться.
Книга автора
Паровоз в облаках 
 Автор: Кристина Рик
Реклама