Произведение «Памяти мэтра советской журналистики»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: историямемуарысудьбажизньлитературафилософияпамятьРоссияобществоинформацияПутинЕльцинполитикапрошлоеАмерикаанекдотСССРжурналистика
Сборник: Помарки на полях истории современности
Автор:
Баллы: 75
Читатели: 2024 +3
Дата:
«Памяти мэтра советской журналистики» выбрано прозой недели
05.09.2016
Предисловие:
название

Памяти мэтра советской журналистики

  Скончался Валентин Зорин. Он умер на 92-ом году жизни. Пожалуй, его уход поставил одну из последних точек в советской журналистике. Зорин всегда был трубадуром власти. Едва ли не одним из главных её трубадуров в брежневщину.
  Журналист, публицист, телеведущий, сценарист, историк. Так характеризуют его энциклопедии.
  Зорин был в весьма узкой группе журналистов, которым позволялось размышлять и думать. Это, по легенде, что восходит ещё к Иосифу Сталину. Тот как-то посетовал, что скучны газеты, что критики мало. А сколько у нас ещё неизжитых недостатков. Да это редакторы осторожничают, ответили ему.  Сталин понимал, что редактор и должен быть таким. И решено было учредить клан политобозревателей, которые утверждались верхушкой партии, и которых не имел права поправить даже главный редактор.  Так была создана элита советской журналистики. С появлением телевидения она стала окормлять народ духовной пищей и с голубых экранов. Бездарностей среди политобозов, это слово они очень не любили, не было. Все они были профессионалами. И достойно несли на своих плечах тяжесть «холодной войны». Вспомним: Александра Бовина, Александра Каверзнева. Они многое знали, многое видели, посмотрели мир глазами «простого» советского человека.  
  Так было до 91-го года.
  Сейчас политические обозреватели возрождены. Конечно, не с теми правами, но всё же. И многие из них предпочитают именовать себя политологами. В СССР такого слова не было.
  Все они всегда колебались вместе с линией партии. Тот же Зорин вышел из КПСС 19-го августа 1991 года.
 А начинал свой журналистский путь Валентин Зорин в 1948 году в первом наборе студентов  Института международных отношений, возглавив стенгазету «Международник».
В 70-80-х годах был ведущим телепередач «Сегодня в мире», «Международная панорама» и… «Ленинский университет миллионов». Издавал книги, снял несколько документальных фильмов.  
  Валентин Зорин гармонично вписался и в постсоветскую реальность. К прошлым титулам и званиям прибавились новые.
  В свои, скажем так, «солиднейшие» годы, Валентин Зорин продолжал работать.
       Последний раз я видел его году в 13-14-ом. Тогда был очередной пароксизм борьбы с курением. Запретили лестницы и туалеты, всех гнали во двор. Тот охранялся милицией при воротах, но избранные машины пропускали. Из одной такой и вышел Зорин, следовавший на службу. Я с некоторым напряжением распахнул перед ним тяжеленную, окованную железом дверь в здание. Он поблагодарил и заявил, что пять ступенек лестницы, которая вела к площадке лифтов, осилит сам. Осилил и отправился трудиться политическим обозревателем иновещания. А затем вместе с ним он влился в ряды нового информационно-агитационного монстра – агентства «Россия сегодня», созданного в 14-ом году.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:32 18.02.2017 (1)
Их вырастил Сталин на верность народу. Вот и верно служили Зорины. Только народу ли?
     16:54 18.02.2017
1
Эти напрямую обслуживали верхушки власти. 
Кстати, мы им раз подножку сделали. Ввели в свой штат обозревателей. Те и стали представлятся политобозревателями. 
А потом некоторые к нам в штат запросились.
     22:20 04.12.2016 (3)
3
Как всегда, анекдот в тему.   Генри Киссинджер в его бытность Госсекретарём США приехал в Москву. На переговорах с ним был и журналист Валентин Зорин. Кто-то из свиты Киссинджера обратил его внимание на то, что они с Зориным внешне очень похожи. Киссинджер подошёл к Зорину и спросил:
- Вы еврей?
Зорин смешался, ибо своё еврейство тщательно скрывал:
- Я советский...
Киссинджер ухмыльнулся:
- А я - американский...
 
     12:47 14.01.2017 (1)
2
Я знавал больше жену Зорина. Мы вместе работали. Она много про него пикантных вещей рассказывала.  
     19:04 14.01.2017
2
Я лично Зорина и воспринимал именно "советским".
     12:20 14.01.2017 (2)
 Насколько я понимаю это весьма бородатый анекдот, времён советской дипломатии 1930-ых (а то и 1920-ых) годов, когда интересы СССР за границей определяли часто этнические евреи.
 Жаль нет Юрия Никулина или Фаины Раневской, они бы точно определили, когда и по какому поводу евреи стали подразделяться на советских и остальных ...
     17:29 14.01.2017 (1)
2
Ержан, насколько мне известно, колоссальный поворот в мировоззрении большинства евреев, являвшихся гражданами СССР, произошёл после "Дела врачей".  До этого подавляющее большинство моего народа истинно и глубоко поддерживало советскую власть, которая реально дала им после Октябрьского переворота очень много. Где-то я даже читал высказывание, что евреи - единственный народ на территории Российской империи, который почти целиком был на стороне большевиков...
     17:55 14.01.2017 (2)
1
Я бы не был столь категоричен (финны, латыши, ...), но истребление просвещённой элиты Российской Империи, естественно, вынесло в передовые ряды (начальники) самый просвещённый народ из числа униженных и ущемлённых в правах, живущих за чертой осёдлости.
 Так сложилась история.
 Советская власть евреям, как и всем россиянам, ничего дать не могла, кроме права безнаказанно грабить.
 Мне евреи не кажутся самыми лучшими грабителями среди прочих народов.
 ИСТИННО И ГЛУБОКО в отношении большевиков после 1917-го года вплоть до 1941-го звучит отнюдь не романтично, а, наоборот, кощунственно ...
 Так что Ваши обобщения больно сомнительны. И это если выражаться сдержанно.
 Я с ними не согласен.
 Думаю, что О.Мандельштам, Б.Пастернак, Мейерхольд и др. очень скоро узнали цену большевистской милости. Но стоит ли всех перечислять?..
 Так что это была такая чудная игра, где основную поддержку советской власти оказала чернь. Но евреи чернью никогда не были ...
     19:03 14.01.2017
2
финны, латыши
Этого я не понял совсем. И первые, и вторые отбились от советской власти. И создали независиме буржуазные государсттва.
Пастернак вошёл в конфликт с властью в 50-ые годы. И... когда я читал его роман по двум малюсеньким томикам с извинениями за мелкий шрифт, ибо издание попадает в СССР нелегально, я так и не понял... Почему это было нельзя напечатать у нас. 
И Пастернак для меня был русским поэтом и писателем. 
     18:25 14.01.2017 (3)
3
Ержан, я сужу по моей семье. Абсолютное большинство моей родни при Николае Втором были в аутсайдерах. А вот после победы большевиков они получили возможность жить в центре Киева, заняли разные должности(мелкие, но чистые), существенно поднялись по социальной лестнице. Это то, что я знаю ЛИЧНО. Пострадавшим был только мой прадед Гершон Витебский - местечковый мельник и хозяин сукноваленки, которого большевики подвергли эспроприации. А у остальных всё заладилось. Мой дед - Бенцион Костинский был малограмотным сапожником(закончил только хейдер), но он стал лидером комсомольского движения на Остёрщине и организовал первую коммуну в регионе. Дед был троцкистом и всегда вспоминал, как он слушал Льва Троцкого в Киеве и какое колоссальное впечатление его речь произвела на всех, кто его слушал. А творческая интеллигенция - это МЕНЬШИНСТВО. Этой части еврейского народа было плохо всегда и всюду. 
И большевики не только грабить евреев научили, но и разруливать ситуацию вокруг них. Это факт, с которым я не могу спорить. При царе евреи, в их основной массе, были маргиналами, а при большевиках(до "Дела врачей") были на авансцене жизни в СССР. Это реальность, Ержан, - тут спорить особо не приходится...
     01:01 15.01.2017
2
Дык, Ленин же здорово отступил. Возможно, не помре, так и вросли б нэпманы в социализм. Нас с третьего курса стали пускать в фундаментальную библиотеку. Я неделю просидел в каталоге. Нарыл гору советских изданий 20-х. Заказал в первый раз. Библиотекарша сказала, что условие одно. Если выходишь покурить, то книги - ей. На столе не оставлять. 
     23:36 14.01.2017 (1)
2
Но "Дело врачей" и раскрутить не успели.
     01:14 15.01.2017 (1)
3
Да, но под это "дело" Сталин готовил депортацию всех евреев в Сибирь. И это - не выдумки. Просто он не успел - Лаврентий Павлович оказался проворнее. А евреи чётко поняли, что роман с Кремлём закончен. Начался новый исторический этап: противостояние евреев и советской системы. Евреи на генетическом уровне приспособлены к подобным вещам, поэтому отменно скрутили кукиши в карманах и начали жить в оппозиции. Этому во многом способствовало и появление в 1948-м году государства Израиль...
     01:46 15.01.2017
2
СССР очень рассчитывал на Израиль. Многи лучшие сыны туды поехали. Но вышел полный облом. Пришлось вооружать арабов. 
Первую войну я не застал. В Суэцкий кризис был мальцом.
Одну войну мы просидели в высотке на Воробьёвых. Там было полно арабов, которые собрались, но не поехали. А одну провёл на работе. Была кошмарно путаная информация. Но за Кэмп-Дэвид я уже отвечал лично. Я был лишь старшим редактором и со мной остался на ночь главный выпускающий. Тот очень любил показывать, как надо работать. ТАСС заранее дал комментарий с первыми словами "Сегодня будет подписан..." Время идёт, а новостей больше нет. А западные агентства просто заливаются. Шеф снимает трубку ТАССа. У меня был параллельный аппарат, и я всё слышал. Шеф ехидно спрашивает: "Вы собираетесь отражать?". Ему отвечают, что уже давно отразили. Смотрите поправку такую-то. Он берёт тот листок и покрывается красными пятнами. Там написано, что в сообщении таком-то слово "будет" снять.
     19:21 14.01.2017 (1)
2
В своё время народовольцы, подбирая кандидатуры на роль цареубийц, отсеивали евреев и поляков. Не хотели погромов.
     19:35 14.01.2017 (3)
3
Благородные были, чертяки! Но уже при РСДРП и Социалистах-революционерах такого благородства не было - использовали "еврейский вопрос" на всю катушку! Я где-то читал, что среди ЭсЭров нашего брата было просто немерено... А отцом Переворота октября 1917-го года был отнюдь не Ленин и не Троцкий, а Александр Парвус(Израиль Гельфанд), который в своё время принёс в генштаб Вермахта детальный сценарий путча и конкретные предложения по кандидатурам будущей хунты. А уж дальше завертелся маховик конкретного внедрения идеи в жизнь: бронированный вагон с Лениным и Ко; кокаин для матросни; кэшачок в мешках, переправлявшийся через кордон с Финляндией... О Парвусе никогда не говорили при СССР и почти не говорят сегодня. А ведь этот дядька был реальным гением Русской революции.

     00:44 15.01.2017
2
В принципе, народовольцы - это, хоть и террористы, но красивые фанатики. У них же была конкуренциия за право стать живой бомбой. И сделать в подполье безотказные гранаты - это тоже шик. А Желябов, который сам сдался властям, узнав, что все соратники арестованы. Его ж арестовали до убийства императора. И было полное алиби. Хотя верёвка грозила и тому, кто знал, но не донёс. И их роман с Перовской.
Но и убили-то царя-реформатора. А Сашка-третий, выпив очередной стакан водки, сел на престол. И повесил брата Ленина, который, в свою очередь, хлёстко отомстил.
     00:01 15.01.2017
2
Пресса писала про "запломбированный" вагон. И это было правдой. Ибо они на перроны на станциях не выходили  Для этого были специальные люди. Ехали-то через территорию врага.
Я, можно сказать, был в ленинской теме почище Маяковского. Возможно, сиживал за той же партой, что и он. И школа была не только школой, но и действующим музеем. 
     21:37 14.01.2017
2
Да. Даже странно. Вроде б крестьянская партия. А считается, что единственным в стране помещиком-евреем был отец Троцкого.
Но, в принципе, именно эсэры теоретические  наследники "Народной воли". 
В своё время в ефремовском "Современнике" шла трилогия о революции: "Декабристы", "Народовольцы", "Большевики". На последнем спектакле в зале рыдали, жалея раненого Ленина.  
С Октябрём у меня более эффектная версия. Я всё не допишу опус на эту тему. У Ленина с Керенским была вражда с детства. Вовка лупцевал мальчишку Сашку вовсю. А тут Сашка - во дворце, а Вовка - в шалаше
     12:26 14.01.2017
2
Многие анекдот калькируются. 
     22:32 04.12.2016 (1)
3
Если мне  не изменяет память, то это даже попало в прессу.  И подавалось как реальный факт. 
     22:41 04.12.2016 (1)
3
Вы знаете, Александр, я не помню по поводу попадания этого факта в прессу, но этот анекдот циркулировал в моём кругу в эпоху Брежнева. 
     00:00 05.12.2016
3
В прессу он попал не раньше Горби. 
     19:17 01.05.2016 (2)
4
Зорин работал в сложных рамках "1984". Есть таблица умножения, другой математики не существует. По таблице умножения Зорин стоял в графе 2 умножить на два. Сейчас это называется рейтинг. "Международные обозрения" начинались мызыкой Битлов. Думаю, что он великолепно понимал, что делает и делал первоклассно. Думаю, что великолепно понимал, что продаётся , как проститутка. Из Шварца : " Почему ты стал первым учеником?"
     20:18 01.05.2016 (1)
2
Вспомнился Веллер...
     20:23 01.05.2016
3
Но он же детективщик, кажись. Однако, говорить умеет, а при скудной ныне команде "Эха"...
     19:36 01.05.2016 (1)
3
И ещё как понимал. Но в новую реальность почти все они вписались без особых проблем.
Но, как я отметил, им немного больше позволялось. Хотя в переломное время они стали неким тормозом. Ибо были уже не молоды. А новая поросль брала баррикады старых норм с налету...  Но постепенно всё устаканилось.
великолепно понимал, что продаётся

Был такой интересный момент. Без фамилий. Появился новый политобоз. С плохим языком. Не очень телегеничен. С полусталинским мировоззрением. Но кто-то этого горлана и главаря сделал и пристроил. И его всё же выдавили из эфира.
     20:00 01.05.2016 (2)
2
Может субъективно. Зорин при Брежневе - Эренбург при Сталине. Два таланта в плохие времена
     20:17 01.05.2016
3
Да это было и будет всегда.
Сейчас же на всех каналах витийствуют талантливейшие ребята.
Когда были первые западные санкции против российских журналистов, мы с одним из "репрессированных" обменялись мнениями.
Эренбург, конечно, масштабнее. Отыгрался в своих мемуарах.
     20:10 01.05.2016 (1)
2
Возможно фейк, но хороший. В Древней Греции право голоса имели люди воевавшие за страну ( воевали 3 раза в год)  и противники власти, отсидевшие в местной тюрьме. Обыватели права голоса не имели. Возможно правильный подход.
     12:51 14.01.2017
Общегреческих норм в Древней Греции не было. Афины бли одним государством. Даже с демократией. Спарта была совсем иным. 
Всех объединил Александр Македонский. Но с распадом его государства всё и кончилось.
     00:45 29.11.2016 (1)
3
Хорошо написали. Понравилось.
     00:54 29.11.2016
2
Спасибо.
     20:58 11.11.2016 (1)
1
Здравствуйте!
Приглашаем Вас, на еженедельный читательский обзор ЛИТSTOК
     22:06 11.11.2016
2
Спасибо. Заглянем. 
     18:35 12.10.2016 (1)
2
которым позволялось размышлять и думать.

Но я так понимаю, что им разрешалось потому, что они не выходили за рамки положенного. То есть, за этих людей правительство было абсолютно спокойно.
     18:52 12.10.2016
2
Да. Это была номенклатура, утверждаемая в высших инстанциях. За них можно было быть спокойным.
В СССР же существовал строгий порядок назначения. Так, должность Патриарха была номенклатурой Секретариата ЦК КПСС.
Эти тоже утверждались высшими партийнми инстанциями. Это придумал ещё Сталин. Правда, потом, кажись, дело свелось к коллегии Гостелерадио. Но, конечно, степень свобод в брежневщину была намного больше, чем при Кобе. Им доверяли, зная, что они будут в рамках. Но их рамки были шире, чем у простых журналистов. 
Правда, с переходом на прямой эфир все строгости поубавились. 
     20:39 09.09.2016
2
Таинственный мир.
С миром державным я не был и близко не связан
устриц не видел и в телевизор глядел изподлобья :)
но помню портреты Симонова с трубкой; и Зорина с трубкой.
     22:39 28.08.2016 (1)
3
У меня весьма неоднозначное отношение к этой обойме. Я признаю их профессионалами, но при этом абсолютно бессовестными людьми.
     23:06 28.08.2016
3
Я признаю их профессионалами, но при этом абсолютно бессовестными людьми.
Аналогично. Мне это признать легче, ибо с иными, и даже с их жёнами, был знаком лично. А бабы болтливы. Одна сетовала, что лежу с температурой и прошу муженька принести стакан горячего чая. А тот через дверь отвечает, что не принесёт. У него завтра запись передачи, а ты можешь заразить.
     00:49 29.04.2016 (2)
6
Бовин, Каверзнев, Зорин, Сейфуль-Мулюков, Фесуненко, Летунов...
Помнятся. Многие помнятся...
     00:47 08.06.2016
2
Телевидение это... Даже, когда ты случайно попадаешь в кадр, кто-нибудь обязательно спросит, что ты там делал.  
Если человек ведёт популярную передачу, то с ним лучше по улице не ходить.
     01:03 29.04.2016 (1)
2
Бовин был больше политологом. Он, кажись и числился не за Гостелерадио. Он был, пожалуй, самым интересным.
Летунов сделал программу "Время". И такой она шла долгие годы. Я дважды почти перешёл во "Время", но вовремя оступился.
Сегодня, кстати, умер Фесуненко. Он чуть моложе.
Но Зорин работал до "последнего дня". Со мной его жена работала. Бабы болтливы. Но это я опустил.
Был забавный момент, но его коротко не изложишь. Как они в Бразилии собирали алмазы. Набрали пляжные шапочки. Днём алмазы стали красивыми камешками, но не алмазами. Там их блёстки были. Но и всё. Нужна была промышленная переработка.
     01:05 29.04.2016 (1)
2
Все они были людьми своего времени. Но почти все вписались в новую журналистику.
Забавно, что программу "Время" (название) сперва категорически запретили. Я даже придумал анекдот, что в Останкине можно лишь спрашивать "Который час". А потом вернули. Ничего лучше летуновского не придумали.
     00:26 08.06.2016 (1)
4
И Сейфуль-Мулюков на днях тоже умер.
     00:36 08.06.2016
2
Я пропустил. Но, в принципе, я бы вдохновился печалью о Бовине. И, пожалуй, Летунове.  
От меня тут стали требовать, чтоб я поместил Зорина в сборник. Но книга была свёрстана уже. А верстальщица работала со сломанной рукой.  Подождёт до следующего года.
Мэтров советской журналистики почти не осталось. В те годы молодым стать известным было трудно.
А из тех, кто вытянул перестройку, тоже мало в живых.
     09:12 29.04.2016 (1)
6
А вчера не стало Фесуненко... Светлая им память.
     09:37 29.04.2016 (1)
4
Да. Но народ больше всех любил Александра Каверзнева. Тот загадочно умер после поездки в Афган.
     12:06 29.04.2016
3
Генрих Боровик ещё активен
Реклама