Произведение «"Я АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ ПОВЕРИЛ"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Баллы: 14
Читатели: 696 +1
Дата:
Предисловие:
сегодня спозаранку ознакомился я с опытом ГЛУБОКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА: преподаватель (неизвестно какого предмета и в каком учебном заведении) Лариса Тарасова высказала своё высокопросвещённое мнение о стихотворении Бориса Костинского
Авианосец

Говорят, существует ад.
Этот монстр — исчадие ада.
Давит гладь океанских вод,
Мощью брызжущая, громада.

Рёв движков самолётных… Отрыв!
Режут небо стальные осы.
Цель доступна и ясен курс.
Лишь глупец задаёт вопросы.

Взлёт, ещё… Тает выхлопов след.
Керосином шибАет в нос...
Летуны верят в силу небес
И, конечно, в посадочный трос.

Анализ выглядит так:
"Борис, картинка впечатляет, но даже она не спасает стихи. Они требуют пристального внимания автора и дальнейшей работы над ними. Я читала у вас другие стихи, некоторые были даже не плохие.
Судите сами (очень кратко):
-  словесное наполнение – удовлетворительное, если брать во внимание профессиональную сторону, которую хотел изобразить автор: цель, курс, взлет, летуны – понятно, о чем речь.  Но профи-сленг, к сожалению,  не внес смысловой емкости, не создал характер концептуального пространства;
-   фонетические св-ва (метрика, рифма): во всех трех строфах сбои ритма, рифма – только в двух строчках, хотя это – не белый вольный, не верлибр, где можно обойтись без рифмы;
-  образ-символ мощи, силы, покорения стихии остался в словах и не вызвал чувственного отклика, как ожидалось: 
-  композиция: первая строчка первой строфы (про ад) - не несет смысловой нагрузки и выглядит отвлеченно. ИМХО.
Резюме: стихотворение - уровня стенгазеты. Эти три строфы просят над ними поработать еще. Впрочем, я не первая вам об этом говорю."

терминология не может не впечатлять: здесь и словесное наполнение, и смысловая ёмкость, и даже концептуальное пространство - красота, да и только!
Дай, думаю, применю эти же критерии к творчеству самой Ларисы - почему бы и нет?

"Я АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ ПОВЕРИЛ"

Нити норны (автор Лариса Тарасова)

Три мудрые норны из солнечных нитей
вьют вешние грезы в долине безмолвья.
Плесну в сиротливый восторг си бемоль я  
и спрячу их дар в дорогую обитель.

Бесстрастное время набросит на плечи                      
усталые сны, откровения истин,
где холст на мольберте скучает, спят кисти,
и дремлет очаг, тают кроткие свечи...                  
                                         
...там вещие норны из облачных прядей                      
свивают грядущего долгие нити,  
вплетая в них пряную негу объятий,                      
горячку весны, сумасбродство событий

и крапом по легкой тревоге наитий -                                  
потери  на плачущих струнах Амати.
================================================

Три мудрые норны из солнечных нитей
вьют вешние грезы в долине безмолвья.
Плесну в сиротливый восторг си бемоль я  

и спрячу их дар в дорогую обитель.

Но́рны 
— в германо-скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. Являются гранью транскультурного образа мойр.
насколько я понимаю, ни
какой мудрости у пресловутых НОРН и в помине не было: дар(талант) был, но где доказательства мудрости?
грёзы(они же мечты) да еще и вешние - красивый образ, только вили-то НОРНЫ судьбы, а вовсе не грёзы
откуда взялась долина безмолвья тоже непонятно: три тетки заняты довольно таки скучной работенкой по сплетанию нитей - 
кто сказал Ларисе, что они делали это молча?
"Плесну в сиротливый восторг си бемоль я"- просто тащусь!!!

 си бемоль я впиндюрено исключительно ради того, чтобы зарифмовать неизвестно откуда взявшееся безмолвье, потому как ля диез(оно же си бемоль) с безмолвьем, ну никак не рифмуется.

Бесстрастное время набросит на плечи                      

усталые сны, откровения истин,
где холст на мольберте скучает, спят кисти,
и дремлет очаг, тают кроткие свечи...

бесстрастное время (это что-то типа древнегреческого Хроноса?)
  набросит на плечи УСТАЛЫЕ СНЫ
как подумаю, о тяжкой работе снов в ночную смену, да как они усталые поутру домой(куда, кстати?) 
бредут - просто слезы жалости наворачиваются
а уж ОТКРОВЕНИЯ ИСТИН меня просто на месте припечатали. Я-то (по наивности) думал, что истина всем одинаково видна, а у неё, паршивки этакой, ещё и ОТКРОВЕНИЯ есть в загашнике. И ведь, поди не с каждым откровенничает :)
))

...там вещие норны из облачных прядей                      
свивают грядущего долгие нити,  

вплетая в них пряную негу объятий,                      
горячку весны, сумасбродство событий

и крапом по легкой тревоге наитий -
                                 
потери  на плачущих струнах Амати.

Слава Богу! Наконец-то Лариса признала, что Норны плетут грядущее (чисто конкретное будущее), а не какие-то там "вешние грёзы"...но в таком случае вся первая строфа (ПРО ВЕШНИЕ ГРЁЗЫ) – вообще попахивает наркотическим глюком.
Но больше всего в третьей строфе меня впечатлило СУМАСБРОДСТВО СОБЫТИЙ. Понимаете, вот те, которые НЕ СОБЫТИЯ, они себя ведут нормально, а вот СОБЫТИЯ (по мнения преподавателя Ларисы Тарасовой)  -  отличаются (от не событий) КРАЙНИМ СУМАСБРОДСТВОМ.
Ну, а временную нестыковку неизвестно зачем присобаченных финальных двух строк : ( и крапом по легкой тревоге наитий -                                  
потери  на плачущих струнах Амати - спишем на прославленную женскую логику:  когда жили Норны, Амати ещё родиться не успел.

больше всего удивил жанр: ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА
Сижу и думаю: а где ж тут философия?
Без пол-литра и не поймёшь...

Послесловие:
Не знаю, стоит ли это публиковать в стенгазете: литераторы - народ суровый, но справедливый: могут и тухлыми помидорами закидать...
но лучше процитирую саму Ларису: "картинка впечатляет, но даже она не спасает стихи"

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:10 30.11.2016 (1)
3
Ну, что могу сказать, палач? Начну с того, что лично я категорически против подобных публичных выволочек на страницах любого литсайта.  Как по мне, то это нарушение Правил и я об этом уже много раз здесь говорил. Но! Как я уже чётко понял, литсервер "Фабула дебют" стоит особняком от всех остальных сайтов постсоветского пространства и здесь такие штуки модерацией не пресекаются. Что ж, ежели так, то с этим ничего не поделаешь - со своим уставом в чужой монастырь не лезут!
 Теперь о сути Вашего разбора. Он сделан отменно! Теперь мне абсолютно ясно, что Вы, палач, в литературе - дока и Ваше слово звучит очень логично и веско. Чтобы уже никогда не возвращаться к теме самозванной критикессы Тарасовой, скажу лишь одно: у этой дамы громадные претензии, но весьма скромный потенциал. После её, явно обдуманного и заранее спланированного, наезда на мой стих "Авианосец", я ознакомился с изобильным творчеством данной авторессы и вынес чёткий вердикт: не смотря на достаточную грамотность и теоретическую подкованность, госпожа Тарасова исповедует в её поэзии образцово-показательный китч! Подобных стихов на литсайтах - горы и они вполне востребованы, ибо массовый читатель наивно полагает, что, когда мудрёно и наверчено - это и есть признак "истинной поэтичности".  Всё бы ничего - всякое творчество на литсайтах имеет право быть, но очень часто авторы данного литампира пытаются грубо навязывать всем вокруг идею, что именно то, что исторгают из себя они - и есть НАСТОЯЩАЯ ПОЭЗИЯ, а всё остальное - "стенгазета"! Когда подобные действия становятся откровенно вульгарными и выпуклыми, следует ощетиниваться и давать таким деятелям отпор! Ваш разбор, палач, стиха госпожи Тарасовой является отменным примером подобного отпора!
     14:42 30.11.2016 (1)
1
Скажу честно, Борис, я не уверен, что до конца понимаю глубинный смысл Вашего определения ОБРАЗЦОВО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ КИТЧ.
Я и сам не чуждаюсь обращаться в своих стихах к мифологии.( можете глянуть на моей страничке ЦАРСТВО МЕРТВЫХ)
меня позабавила её манера использовать мудреную терминологию, и это при том что сама-то барышня не в состоянии создать при помощи слов мало-мальски внятную картинку, что я и продемонстрировал своим разбором. Практически все её образы крайне невнятны, используемые слова не несут в себе никакого смысла(как си бемоль) и впендюрены только в угоду рифме.
я уж не стал(точнее поленился) подробно анализировать КРОТКИЕ СВЕЧИ.
Когда-то Мандельштам сказал о символистах: "у них на всех словарный запас в триста слов"
Не исключаю, что у барышни наберётся аж триста два, но что толку? Она даже их нормально скомпоновать не в состоянии.
Что же до отпора, то как-то та же самая барышня здесь, на фабуле, рассказывала, как возмутили её студентов какие-то мои стихи. Но вот беда: ни один из её студентов так и не нашел в себе гражданского мужества зарегистрироваться на Фабуле, хотя бы для того, чтобы дать достойный отпор клеветнику палачу...
думаю, она просто внесет меня в ЧС и тем дело кончится :)))
     02:30 01.12.2016 (1)
2
Китч - это ПСЕВДОискусство. Эрзац, подделка. Что же до неосимволистов, то, когда они пишут классно, то читать их весьма интересно. На Стихи.ру была группировка "Индиговые мотыльки" - они блистали в этом стиле. Там лидерствовали Вивиана и Готфрид Грувд де Кадавр. У них был свой круг и они в нём постоянно тусовались, даже не отвечая порой на рецензии чужаков. Лично я не признаю такие стихи, но, если они сработанны умело, то пусть себе ребятки витийствуют и уносятся в эмпиреи... Правда, как правило, таким жанром увлекаются... люди с нетрадиционной ориентацией. Нормальный, здоровый мужик никогда не напишет этакие выкрутасы - это противно всему его естеству... Кстати, порой ненависть к жёстким мужским стихам вполне может быть объяснена тем, что человек имеет склонность к гомосексуализму или же лесбийству. Мне приходилось сталкиваться на некоторых сайтах с открытыми геями - они пишут по-женски и с громадным удовольствием тусуются с авторессами, находя в них реальных подружек. Наталкиваясь же на мужицкие гетеросексуальные стихи, приходят в состояние озлобленности и начинают... считать слоги и заниматься прочей хернёй. Нет, чтобы прямо сказать: "Ты - не наш! Мы тебя не любим!"
 Завершая эту тему, Олег, хочу сказать, что лично я готов читать стихи и прозу, нуждающиеся в какой-то редактуре, но брызжущие энергетикой и оригинальностью. Такие работы врезаются в память и оставляют след в душе. А выкрутасы и загогулины(тем  более, отсабаченные компьютерной программой!), пусть и справные-гладкие, я просто не в состоянии переварить - в голове всё время одно: "На хера я теряю своё время на всё это?! Что это мне даёт, кроме изжоги в мозгах и зуда по всему телу!"
     09:33 01.12.2016 (1)
1
должен сказать, что самой большой проблемой я считаю то, что у искусства полностью исчезли какие-либо границы.
Я неоднократно разговаривал с художниками, скульпторами и задавал один и тот же вопрос: где граница? общий ответ: границы не существует! даже куча говна на холсте тоже является произведением искусства, - и это говорят художники!!!
Теперь пара слов по поводу нетрадиционных наших:)))) Мне очень сложно представить, чтобы Элтон Джон или Фреди Меркьри закатывали бы истерики по поводу творчества композиторов традиционной ориентации. К истерикам склонны разве что те, чьё творчество настолько бездарно, что кроме нетрадиционной ориентации и гордиться-то нечем. Вот эти как раз и вопят хором, что зажимают их по причине ориентации. А вообще агрессивность меньшинств(каких бы то ни было) - тема для отдельного разговора. Вам доводилось читать статьи Марка Зальцберга? Если нет, то перешлю.

С почтением
     13:55 01.12.2016 (1)
2
Про Марка Зальцберга не слыхал. Сбросьте линк - почитаю.
     14:14 01.12.2016 (1)
1
http://kontinentusa.com/kakoy-strashnoy-opasnosti-my-izbezali/

этого автора вообще стоит читать
     04:01 02.12.2016 (1)
2
Прочитал  с интересом. Марк сказал массу ОЧЕНЬ верных вещей, но Трамп - невротик, а это для политика - приговор. Хиллари, конечно же, сука, но у неё огромный авторитет в мире политики, опыт и предсказуемость. Чего же ждать от истеричного клоуна Трампа не знает никто. США - мировой лидер по всем параметрам и такой стране иметь в президентах психически неуравновешенного человека с довольно темноватым прошлым, как мне кажется, никак нельзя. Америка ведь, как ни крути, не Италия, где много лет дефилировал гедонист и фигляр Берлускони...
     11:09 02.12.2016 (1)
2
Есть одна принципиальная разница: Трамп всю жизнь зарабатывал деньги. Получив наследство порядка ста миллионов, превратил их в несколько миллиардов - классическое воплощение американской мечты РАБОТАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА. Хилари всю жизнь ТРАТИЛА ДЕНЬГИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. Трамп стоит ЗА ЗАКОН:есть закон о депортации нелегалов? есть - надо исполнять... Хилари: а давайте изменим закон, сделаем его ретроактивным - узаконим 13 миллионов нелегалов, дадим им вэлфер, и...у меня будет много новых избирателей. По поводу ее авторитета и ума: полыхающий ближний восток - дело рук Обамы и Хилари.  Не случайно за Трампа голосовали работяги (за миллиардера), а за Хилари служащие - бюджетники и получатели соц. пособий
     13:58 02.12.2016 (1)
1
Всё это правда, Олег, но... Уж очень сильно Трамп похож не на президента, а на дуче!
     23:02 02.12.2016 (1)
А давайте подождем малек. Обещать все горазды. Подождем и посмотрим на результаты его первого года...
     02:18 03.12.2016 (1)
Так ему ещё президентом стать нужно. Пересчёт голосов в 3-х штатах может принести большие неожиданности...
     09:09 03.12.2016
-1
Один голос мадам отыграла
     08:09 02.12.2016 (1)
3
Лариса Тарасова высказала своё высокопросвещённое мнение о стихотворении Бориса Костинского 
По-моему, она высказала просто мнение.
У Вы, Олег, не желаете высказаться о том же предмете?
     11:11 02.12.2016 (1)
3
А в чем проблема? я тоже высказал "просто мнение" о ее литературном мастерстве. только обошелся без мудреной терминологии :)))
Просто и доходчиво
     11:20 02.12.2016 (2)
3
 И без полужирного шрифта в комментарии.
     11:45 02.12.2016
3
Кстати, в защиту своего творения от моего разбора Лариса и слова не сказала, хотя приглашение я ей лично выслал.
Не самоубилась бы :)))
     11:38 02.12.2016 (1)
4
А надо было? так я слово Норны таки выделил
     11:40 02.12.2016 (1)
3
Нет, не надо было.
     11:50 02.12.2016 (1)
4
Конечно, можно было бы просто отредактировать Ларису. Что-то типа..

Сидели три бабы и что-то там пряли,
Не зная покуда, что истиный Бог
Диктует уже Моисею скрижали,
А их и не пустит в свой рай на порог
     11:54 02.12.2016 (1)
3
Дело не в редактировании стихотворений Ларисы Тарасовой.
А в редактировании стихотворений редактора.
     23:22 02.12.2016 (1)
1
Честно говоря, функция редактора на лит. сайте мне вообще не слишком понятна: в газете или журнале человек решает: печатать конкретного автора или нет. а на лит.сайте - не понимаю...
Со своими взглядами (не политическими) я бы за месяц вышвырнул процентов 30 именующих себя поэтами...
     23:25 02.12.2016 (1)
3
Зачем вышвыривать?
     23:29 02.12.2016 (1)
Другого способа воспитывать вкус читателя (не автора) не существует
     23:32 02.12.2016 (1)
3
У Вишневского, помните:
Палач не знает роздыха!..
Но все же, черт возьми,
Работа-то на воздухе,
Работа-то с людьми.
     23:45 02.12.2016
2
Помню :)))
В редакторы не прошусь
У каждого свой круг читателей...
Помните Ежи Леца? "количество интеллекта на планете - величина постоянная, а население растет..."
Реклама