Хроники Сидорова. Эпизод 1." Убить дизеля"
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Ужасы
Автор:
Баллы: 7
Читатели: 185
Внесено на сайт:
Действия:

Хроники Сидорова. Эпизод 1." Убить дизеля"

 
   Это первая, по хронологии,  история про Вовку Сидорова. Не потому, что до этого, он ни в какие передряги не попадал, (скорее, не вылезал из них)!  Просто  летописца у него  не было. Да и я, на момент знакомства,  не предполагал   что когда  либо,  возьмусь  описать эти случаи, больше похожие на классические «байки из гаража». Тем не менее, это правдивые истории, коим сам был свидетелем.
    Наше   знакомство,  состоялось в конце 97 года и, началось, естественно,  примечательно.  События, если честно, начались  задолго, до моего появления на заводе, а  я, придя на службу, вступил, так сказать, в  самую их  кульминацию…
  Август 97 го года был тёплым и более - менее сытым, нам казалось, что  трудности, уже позади.  Мы ошибались, к сожалению.   Устроившись автослесарем на большой, (для маленького города), завод, я будто вернулся в СССР, (так казалось).  Зарплата - вовремя,  есть инженер по охране труда, профсоюзные взносы,  молодой механик, который  не пьёт,  транспортный участок.  Мужики все взрослые. Выпивают, но, - в меру. А тракторист, Вовка Сидоров, отец троих детей, водку жрёт, как тягач - болотоход,   топливо, (литр на километр). А сам  то, росту метр с кепкой! Вот что значит, поморское здоровье. На улице, возле боксов, бетонная эстакада выстроена, для   легковых автомобилей.  На ней стоит гусеничный трактор ДТ -75. Стоит, как самолёт на взлёте, как памятник человеческому гению,  устремлённый ввысь! Это  предыдущий тракторист его туда запихал, ещё весной, когда эстакада под снегом была. Он же не знал, что трактор на ней на всё лето «зависнет»!   Летом, конечно,  смотрелась картина  ржачно.   Мужики, тут же прозвали скульптурную  композицию эту «На взлёт!»  и Вовка, придя незадолго до меня,  работать  трактористом, получил прозвище,  - «лётчик».     Трактор, нуждался в ремонте,- этот ремонт и доверили  Володе, вроде как   «испытательный срок».
   Раньше, всякие охлаждающие жидкости,  были в дефиците.  Нет, конечно, в «жигуль», заботливый владелец  заливал дорогущий «тосол». Но, в казённый трактор? Не смешите,  на воде поездит! Естественно, летом, - проблем нет, а вот зимой… Зимой, тракторист начинал рабочий день с разогрева на любом подручном источнике тепла, литров 40, 50 ти воды, почти до кипения.  Вода заливалась в  систему охлаждения  трактора, двигатель  которого, представлял  собой,  примерно пятьсот  килограммов  промороженного металла.   Отдавая двигателю тепло, облегчая  его  дальнейший  пуск, вода остывала. Тем временем  тракторист, до посинения дёргал  шнур ПД, (пускового двигателя). Как завёл «пускач», запускал  дизель. Не успел, за 10 – 15 минут , - сливает уже холодную воду   пока не замёрзла, затем- «проливает  систему» кипятком, (если есть). Далее, - повторная процедура  запуска. Вечером, после работы, -  опять сливает воду. А поутру, - всё снова и по-хорошему, как мы любим, (см. выше).  Предыдущий тракторист, весной, поленился. Воду на ночь оставил в тракторе. Северная весна  коварна. Днём, солнце так припекает, хоть загорай, зато ночью, - под минус 20 и ниже. В общем, тракторист поленился, а мороз, - нет. Вода, в системе охлаждения замёрзла, лёд расширился и, чугунный блок цилиндров двигателя, - не выдержал, лопнул.   Тракторист, испугавшись, что на него «повесят» дорогой ремонт,  «позорно бежал».   «Сиротливый   трактор» простоял всё лето на эстакаде, а потом, - настал ВОВКА  и -  всё «срослось».
   Технология  ремонта трещин блока цилиндров,  двигателя внутреннего сгорания, - проста и трудоёмка. Первым делом, вырезают из толстого металла « заплатку», формой и размерами перекрывающую трещину.  В заплате и блоке сверлят отверстия, по периметру повреждения.  В готовых отверстиях блока, режут  резьбу и, подложив под заплату кусок толстой резины, прикручивают  её болтами, поверх трещины.  Толщина «рубашки охлаждения», -  8, 10  миллиметров, соответственно, глубина отверстий в «блоке», примерно такая же. Это каждый  «ПэТэУшник» знает! Только Вовка, не знал, да и вообще, про эту технологию, как выяснилось, впервые услышал от нашего механика, Александра, когда тот «ставил задачу ». Вовка понял меньше половины из того, что Саня ему рассказал, но, кивал с видом профессионала, (тракторист как - никак!), а переспросить, - постеснялся,… тем не менее, с жаром приступил к работе. Вот тут и я появился в этой истории.
  А, так как я, «дипломированный специалист», после знакомства с коллективом, начались неформальные мои «проверки на вшивость». Мужики, как бы, между прочим, стали задавать «хитрые» вопросы, касаемые устройства и ремонта авто. Не без гордости скажу, почти все ответы мои были правильными, так как свою работу я люблю и знаю. Тут и Вовка «нарисовался, - не сотрёшь»:
- «Алексей, а вот, к примеру, надо мне заплату, на блок поставить, так как сделать то получше, а?»
В ответ я обстоятельно поведал ему примерно то же, что до меня уже рассказал Саня.
- «Ну как, примерно понятно?»
- Да, вроде…»
- «Если что, спрашивай, подскажу»
- «Договорились!»
  И Вова пропал. Не весь, конечно. Периодически люди видели его задницу, торчащую из глубин ломаного трактора. Слышали мат,  раздававшийся, когда Вовкины пальцы оказывались не в том месте, в не то время. Но, самого его,  пару дней – не видели.
       Наш завод  назывался  «экспериментальным механическим», поэтому ни в экспериментаторах, ни в механиках, ни в инструменте,  недостатка не было. Никого не насторожило, когда Вовану потребовалось сверло по металлу, длиной 20 сантиметров, (обычно сверло, диаметром 8 миллиметров,  имеет длину, сантиметров 12). К счастью, столь длинного сверла Вова не нашёл. Просверлил, тем, что было. На всю глубину. И резьбу нарезал . И болты длинные нашёл…
   Заплату  из  металла «трёшки»  вырезал, резины под неё подложил и прикрутил. Крепко. Болтами, длиной сантиметров по десять…
   Механик, придя принимать работу, увидел  «заплатку» из металла,  симметрично, через одинаковое расстояние расположенные головки болтов, с торчащей по периметру резиной. Залили в систему воду, - не течёт, красота! «Давай!», скомандовал Саня. И Вова « дал». Заревел пусковой двигатель, после этого, что то грохнуло, проскрежетало и дизель, выплюнув клуб чёрного дыма, завёлся. Сразу стало понятно, - «Что то пошло не так» Двигатель работал с посторонними шумами, не развивал мощности, дымил и, в конце концов, «сдох»…  Дальнейшие попытки запуска, ни к чему не привели, а жидкость из системы охлаждения стала появляться в местах, где её быть не должно,  в принципе... Зато заплатка Вовкина, гордо красовалась на прежнем месте. Красивая!
  Вскрытие показало: Володя постарался от души! Отверстия, глубиной 10 сантиметров, с нарезанной резьбой и вкрученными болтами, «прошили» двигатель, почти на половину его толщины!  Поршень, который должен двигаться, при работающем моторе, Вовка  «прикрутил намертво». Тракторный дизель, - штука мощная. При запуске, он смог провернуть сам себя, попутно оборвав алюминиевый поршень  и круша  «освободившимся» шатуном, свои же внутренности. Теперь двигатель, уже « на все сто», нуждался в «капиталке», (были ведь сначала сомнения,  Вовка их развеял).
   – « В общем, дизеля ты убил, а, нашёл бы сверло на 200,  ты б его насквозь  продырявил», -  глядя на «нутро» мотора, мудро рек  Степан Иванович, самый старый сотрудник  «транспортного цеха».
    «Испытательный срок» Вовка «завалил», тем не менее, на работу его приняли, (кто то должен  «мёртвого дизеля  оживить»). Историю эту Саня «замял», для общего блага, сказав начальству, что мотор  изначально нуждался  в более глубоком ремонте, а «талантливый тракторист Сидоров , -  ключ к успеху». Только «Нужно ему в помощь, придать специалиста», -  т.е. меня. «Ржали», конечно , над Вовкой, а как не смеяться? Трактор, почти насквозь просверлил! « Убил дизеля!» Он краснел сначала, а потом, - рукой махнул на «зубоскалов». Идите вы, мол… подальше.
      Не вдаваясь в подробности, скажу:  -  «Дизель вы оживили, но  уже зима и, не смешно» -  (цитирую слова  Степан Иваныча, произнесённые после ремонта и запуска «убиенного мотора»).  Вовка остался на заводе, с ним  ещё много чего интересного произошло, настоящие «Хроники Сидорова», хотя… и  не Сидоров он вовсе, - темы других рассказов.
   
 
 
Декабрь 2016.                                    Алексей Силяев.
 
 

Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     22:43 24.01.2017 (1)
Несколько усложняет текст металлотехническая терминология, из которой иногда вырывается юмор. И то только потому, что не попалось под руки сверло на 200 мм (или см) . 
     23:01 24.01.2017 (1)
     10:16 25.01.2017 (1)
А поговорить!?
     15:18 25.01.2017 (1)
Почему нет!? С радостью!
     17:33 25.01.2017
Заходи! 
     10:48 08.01.2017 (1)
Как механик, порадовался описанию. Благодарю Вас!
Приглашаю в свой лучший питерский лит. ежемесячник
"Мост" на "тесловскую" страничку, посв. истории науки и техники
С уважением
Александр
     14:56 08.01.2017
Спасибо за отзыв и оценку. Отдельная благодарность за приглашение. С уважением.
Реклама