Произведение «Судьбы людские - крепость России» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Повесть
Темы: жизнь
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 991 +1
Дата:

Судьбы людские - крепость России

 
     Пролог
 
Судьбы людские – крепость России,
Куда не посмотришь, везде они есть.
Город, деревня – сердцу все милы.
Крепость людская и там и здесь.
Выдержать все наш сумеет всегда,
Не сломят ни бури, ни жизнь, ни года.
Судьбы людские – крепость России,
Стойкость свою понимаем всегда.
Так кто же они, те, что были доныне?
Те, что сейчас очень крепко стоят?
Они обладают медвежьею силой.
Так вместе посмотрим на них.
На тех, кто был, кто сейчас
На всех рубежах и кому
Предстоит еще крепко стоять.
Я вместе с вами готов поглядеть на
Их грузную стать.
 
Я хочу попробовать посмотреть и описать жизнь, быт, деятельность обычных людей, жителей города и деревни, тех, кого не сломили ни жизненные коллизии, не какие – то проблемы и катаклизмы.
По моему замыслу я попробую изучить, описать, добавив художественного вымысла, истории нескольких семей в течении ряда поколений, попытаться найти яркие события, которые касались их и страны в целом.
Начнем по – маленько.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Учитель литературы одного села
 
Итак, я сел в машину и мы поехали. Городской асфальт стучал под ногами. Спросите, куда я собрался? Я собрался в село Хованщина Рузаевского района, туда, где жили мои предки, и я еду с целью проведения творческого вечера в местной школе. Вроде бы писатель и подхожу для этого мероприятия.
Выехали из города, пошла грунтовка. Поле по левую сторону, поле по правую стороны. Унылая картина, хочется спрятаться и не вылазить, потому что это наводит грусть, тоску. Еще из детства весьма смутно осталось в памяти это село.
Итак, я еду. Начался лес, густой и непроходимы.
- Указателей нет? – спросил водитель.
- Никогда не было, - ответил я.
- Ясно. На чермет местные сдали.
Через 10 минут мы уже были возле сельской школы. Здание выглядело весьма презентабельно, ремонт, свежевыкрашенный забор.
 - Попало под какую – нибудь программу, - подумал я.
Заглушили машину, я зашел внутрь.
Обычная сельская школа, дети, шум.
- Вы к кому? – спросила стоящая на входе «мадам» весьма строго вида.
- Мне нужна Мария Ивановна – учительница литературы, - ответил я, как на уроке у доски.
- Я Мария Ивановна, еще я зауч, - ответила та, вдруг немного подобрев, - Вы Долгов?
- Да.
- Пошлите к директору, а потом на мероприятие.
Мы стали подниматься на второй этаж. Разговор с директором, творческие вечер с учащимися, их вопросы, мои ответы пронеслись на одном дыханье. Я не заметил, как пролетело 2,5 часа.
- Дмитрий Иванович, пошлите в нашу столовую, - предложила директор.
Было понятно. Неофициальная часть, которая всегда присутствует в нашей России.
Дальше – коньяк, разговоры
- Мария Ивановна, давай, расскажи о себе нашему гостю, - сказала директриса.
- Да не чего говорить – то, Светлана Петровна.
- Давай, давай.
- Да работая с учениками, занимаюсь.
- Скромничает она. Она у нас заслуженный учитель Мордовии, по литературе много призов ученики брали под ее руководством, кружки ведет, общественной работой занимается.
- Да, всего и не расскажешь, - вдруг добавила Мария Ивановна.
- Все это просто так, каждый день, не считая за подвиг, - сказал я
- А еще скотина, огород. Деревня, чего тут думать, - сказала директриса.
- Это моя работа, - добавила Мария Ивановна.
Мало погодя я попрощался с ними и пошел к машине. Заревел мотор и мы двинулись в направление города.
Пока ехали, я думал о том, как обычный учитель литературы встает каждый день, занимается скотиной, готовит завтраки, обеды, ужины, отправляет кого в школу, кого на работу, сама идет на работу, ведет уроки, кружки, общественную работу, проверяет тетради, проводит для детей мероприятия, ездет на заседания в РОНО, заменяет директора и говорит, что это просто ее работа.
Потом я думал о том, что ее дед, по ее рассказу, был на войне, как все было трудно, как она уехала из села в город учиться.
Уже огнями загорался приближающийся город, мысли начали путаться. И вот к чему я пришел после этой поездки:
- О подвиге никто может не знать. Выполнение каждодневных обязанностей, - чем вам не подвиг. Идти на работу, делать, чтобы было всем хорошо, - ученика и домочадцам, вот он – подвиг, судьба отдельного человека, «обожженная» российской действительностью.
Такие люди остаются в людской памяти. Нет, известных и блистающих помнят, но не долго, а о таких помнят поколениями, забываются имена, но дела помнят и передаются. Закон жизни такой.
Смеркалось. Мы уже въехали в город. Завтра ждут обычные дела. Работа.
Я был в этом селе еще пару раз, видел субботник под руководством все той же Марии Ивановны и больше убеждался, что по таким людям «крепость России» определяется.
Мои мысли представлены ниже.
 
Судьбу мы выбирает сами,
А коли выбрал, так крепись,
И сам туда определись,
Куда вся жизнь идет струями,
Судьбу определяем сами.
И в тихой неге, и в пучине,
В градском шуму и наедине.
Судьбу определяем сами,
А там решат – кого куда.
Мгновенье раздают кому позор,
Кому бесславие, а кому – бессмертие, -
В известной песни так поется,
Ничто другое не придется.
Судьбу мы выбираем сами…
 
После ряда поездок в это село, я познакомился с их местным священником, отцом Александром. О нем я расскажу ниже, как мне кажется – этот человек требует особого внимания.
 
История села Хованщина Рузаевского района (историческая справка)
 
В 1893 году, когда через нынешнюю Мордовию прошла Московско-Казанская железная дорога, возникла станция. Называлась она Куликовкой, так как вблизи находилось село с таким наименованием. В Хованщину эту станцию переименовали только в 1916 году, так как на линии Московско-Казанской железной дороги оказалось две станции с названием Куликовка. На станции Куликовка в начале ХХ века купец О.П.Малышев основал паровую мельницу, где в 1903 году был организован нелегальный кружок. Его организовали конторщик И.А.Калинин и сыновья самого купца Малышева. Отсюда нелегальная литература распространялась по многим населенным пунктам бывшего Инсарского уезда. Члены кружка организовывали тайные сходки крестьян. На них читались нелегальные брошюры и прокламации, разъяснялась антинародная сущность политики царизма. В конце концов участники подпольной организации были арестованы и осуждены. Ее руководитель И.А.Калинин был сослан в Сибирь. В 1928 году на станции Хованщина, кроме вокзала, были только дом бывшего купца Попова, в котором потом открылась школа, чайная, 4 железнодорожных казармы, 3 жилых дома и кордон лесной охраны. В том же году возле железнодорож- ной станции стали селиться семьи из села Куликовка, которые затем объединились в колхоз «Валда Ян».
В 1964 году колхоз был преобразован в откормсовхоз «Инсарский», в 1984 году переименован в совхоз «Хованщинский» и полностью перешел в подчинение Рузаевского района. А теперь вернемся к названию Хованщина. С таким названием в начале ХV111 века в этих местах появилось сельцо, основанное князьями Хованскими, которые имели здесь земельные владения. Позже в окрестностях сельца Хованщина появилось несколько Хованских выселок, в основном в сторону бывшей станции Куликовка. И, вероятно, когда встал вопрос о ее переименовании, тогда и взяли для нее «музыкальное» название находящихся вблизи населенных пунктов Хованщина. В настоящее время в состав Хованщинского сельского поселения входят: село Хованщина, село Куликовка, деревня Дивеевка. В селе Хованщина находятся Администрация сельского поселения, средняя общеобразовательная школа, фельдшерско-акушерский пункт, Дом культуры, библиотека, отделение почтовой связи, отделение сбербанка, три магазина.
В 2002 году завершена газификация села, построена новая школа на 100 ученических мест. В окрестностях – великолепная природа. Здесь размещен детский оздоровительный лагерь имени Володи Дубинина. В некогда большом мордовском селе Куликовка достопримечательностью остается только величественный Храм Михаила Архангела, снаружи и внутри украшенный старинными фресками, построенный в 1851 году и являющийся памятником архитектуры Х1Х века. В настоящее время храм восстановлен, работает приход, ведется богослужение. Село Куликовка – малая родина народной артистки России и Мордовии Александры Николаевны Куликовой.
 
2. Отец Александр (служение)
 
Рядом, буквально в километре – двух от села Хованщина, находится Баймаково, тоже село, но немного меньше размером.
Проезжая по трассе, невозможно не заметить купала церкви на окраине
Служит там отец Александр, молодой священник, попавшей туда после семинарии «по-распределению».
Я ним познакомился еще на моей прежней работе.
Священник. Еще с детства мне казалось, что это не обычные люди, не такие как все.
И вот стоит передо мной с бородкой, в рясе, поверх нее куртка, и он недавно вылез из своего уазика, собираясь в церковь.
- Вы Дмитрий?
- Да.
 - Коли на службу, проходите.
Я зашел. Обычная церковь обычного села. Еще когда я был в хованщинской школе, я узнал, что Александр, обив пороги церковных и светских чиновников, добился выдачи денег, направил их на ремонт куликовской и баймаковской церквей и построил часовню в селе Хованщина.
Началась служба. Обычная служба в обычное воскресенье.
Я был удивлен стойкости этого человека. Его фигура говорила о том, что он может выдержать все, что угодно.
- Вот ему точно по – плечу любые жизненные перипетии и катаклизмы, - подумал я.
После службы о. Александр предложил довезти до города. Заведя свой уазик, мы тронулись с места.
- Чего такой хмурый? Грех унывать, - сказал мне Александр.
- Я не унываю.
Тут мы разговорились и она рассказал мне о себе, затронув своих родственников. Отец Александр происходил из семьи священников, его предки в полной мере ощутили гонения на православие, репрессии, сталинские лагеря, оттепель, интерес к  церкви в 90-е годы ХХ века.
Его мирская профессия – каменщик был далека от того, чем он занимался в настоящее время.
Священником он стал по призванию, по зову души.
- Я им только как и что не говорил! – сказал он мне.
- Кому?
- Пастве. Они сельские, то в загул, то картошку сажать. Не до души им.
- И как же ты?
- Уговорами. Убежденьями. Словами. В первые дни почти никто не приходил, потом, хотя бы раз в неделю ходить на службу стали. Так что, ремонты, постройка часовни – не самое главное. Убежденье пасты поглавнее будет. Порой ночами не спал, думал, как мне с тем или иным мирянином быть.
Минут 10 ехали в молчанье.
Я задумался крепко.
Успев побывать в двух церквях и часовни, уже увидел, что работы проведено много. Стройка, ремонт, убранство – все это его заслуга, думалось мне, но он считает, что главного его служение – паства, люди, которых он сумел, или не сумел на истинный путь определить.
- Он воспринимает свою работу священника как служение, его душа с Богом, - подумал я.
Все на него отложило отпечаток. Гонения на церковь, жестокие времена, интерес чиновников (прошло и настоящее) – все сделало его таким, крепким духом.
Такие люди ничего не боятся, если они смогут выстоять, то и Россия сможет выстоять. Пафосно звучит, но это так, - жизнью проверено.
Мои мысли ниже.
 
….
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама