Произведение «Военные заметки»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Темы: война
Произведения к празднику: День Победы в ВОВ
Автор:
Баллы: 65
Читатели: 1278 +1
Дата:
«1941 год»
Предисловие:
Когда-то это была статья в газету. О войне, такой далёкой и такой кровопролитной надо знать больше. Сейчас всё забывается, да и газетный век недолог. Поэтому и решила опубликовать эту заметку здесь. Заметку, написанную, наверное, не совсем умело... Да и писать о войне трудно. Очень трудно.

Военные заметки

Февраль 1941 года. Моя бабушка Кира Борисовна Гросс, которая в то время была  врачом Тонкинской районной больницы, что располагалась в северной части Нижегородской области, и начальник участка завода «Красное Сормово» Никанор Тимофеев становятся мужем и  женой. Но вместо медового месяца им предстоит разлука – молодому доктору надо отработать ещё полгода в том месте, куда её направили после окончания мед. института. «Ничего, - утешает её муж, - осталось немного. В июле вернёшься из Тонкино – и уж тогда заживём спокойной семейной жизнью».
Спокойной семейной жизни у них не получилось – 22 июня 1941 года на нашу землю ступила вражеская нога…

Август 1941 года  … Их долго везли в эшелоне. Дням, проведённым в дороге, уже не было числа. Сказать правильнее – числа не было ночам, так как именно ночью поезд мчался по рельсам без остановок, днём же больше приходилось стоять где-то на запасных путях, пропуская вперёд другие эшелоны, или давая возможность проехать встречным. Никто уже не задавал вопрос: «Куда мы едем?» - на это начальник поезда неизменно бы ответил коротко: «Узнаете на месте».

Июнь 1942 года.   Вот уже год, как продолжается война. Здесь, на Дальнем Востоке,  о зверствах фашистов знают только по рассказам раненых. Сюда их привозят десятками, сотнями; привозят с фронтов или переводят из других госпиталей для того, чтобы, подлечив полученные в боях раны, они снова вернулись в бой. Зам. начальника госпиталя майору Тимофеевой приходится работать сутками – поступающих много, места в госпитале порой не хватает, сроки, которые отведены на реабилитацию, невелики. «На одно мы только не могли пожаловаться, - вспоминала бабушка, -  кормили и раненых, и мед. персонал очень хорошо. Раненым это, конечно, шло только на пользу, а нам, дабы мы не особо растолстели, было предписано каждый день заниматься либо строевой, либо спортивной подготовкой». И занимались!   Бегали по десять километров с полной боевой выкладкой, подтягивались на турнике, переплывали реку, держа автоматы в одной руке. Растолстеть от таких регулярных упражнений – согласитесь -  было невозможно.

Сентябрь 1943 года. Впрочем, им и без строевой подготовки дел хватало. Прямо на месте, в полевых условиях, врачам приходилось проходить  спец.курсы то по хирургии, то по анестезиологии. А осенью 1943 пришло известие, что госпиталь передислоцируют на другое место. Всем составом с Сахалина пришлось переезжать, а вернее, переплывать на военном корабле через Тихий океан в Бикин. Как-то раз, стоя на палубе, бабушка заметила вдали какой-то предмет. Как и у всех офицеров, у неё при себе был военный бинокль, и, посмотрев в него, майор Тимофеева разглядела рыбацкую лодку. Когда корабль подошёл немного ближе, всё в тот же бинокль стало видно, что в лодке находился какой-то человек. «Скорее всего, его просто унесло далеко от берега», - решила военврач, и, повинуясь своему долгу – спасать людей, а не оставлять их в опасности - обратилась к капитану с просьбой подобрать рыбака. Но на мостике тоже заметили лодку, и… капитан отдал приказ отойти от неё, чуть-чуть изменив курс. «Нет никакой гарантии, что это не смертник с привязанным к нему взрывным устройством. Подойдём ближе – он нам в борту пробоину сделает, и весь корабль с ранеными пойдёт ко дну».  Капитан был опытный и знал, чтО говорит. Подобные случаи в то время были отнюдь не редкостью.

Июнь 1945 года.
И вот она, долгожданная победа. Война окончилась,  отгремели торжественные залпы салюта над Москвой, и здесь на Дальневосточном фронте со дня на день ждали приказа товарища Сталина о демобилизации. Поэтому когда пришло долгожданное предписание, собрался весь медперсонал госпиталя, всем хотелось поскорее добраться до дома, увидеть родных, близких. Однако радость была преждевременной: в приказе из Москвы говорилось, что весь дальневосточный военный округ остаётся на месте. Отправиться домой помешала развязанная  на Дальнем Востоке  Японская война. Это был, пожалуй, своеобразный зигзаг: в то время когда возвратившиеся с фронтов солдаты понемногу стали приводить в порядок всё то, что было разрушено войной, бабушке и её однополчанам вновь пришлось взять в руки боевое оружие.

Январь 1946 года. Когда начальника госпиталя и двух его заместителей внезапно вызвали в Хабаровск, они уже подумали, что там их ожидает новая боевая задача. В самолёте  летели ночью, а утром в военном комиссариате им выдали справки, где значилось, что за победу в войне против японских империалистов все трое награждаются медалями «За победу над Японией». Вот так неожиданно война и закончилась. Так же неожиданно, как когда-то началась…



Послесловие:
Бабушка не дожила до шестидесятилетия Победы всего нескольких месяцев. Уже после её ухода из жизни я нашла старые, пожелтевшие документы того времени, где не было печатей, а были только номера войсковых частей полевой почты. Теперь я их храню, как немых свидетелей событий шестидесятилетней давности, храню как реликвию, как память. И очень хочется, чтобы эту память хранило как можно больше людей – ведь хотим мы этого или нет, но сегодняшней мирной жизнью мы все обязаны тем, кто выстоял в той,  теперь уже такой далёкой, Великой Отечественной…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:42 17.08.2022 (1)
2
Хорошо написали, Магдалина! Сдержанно, даже скупо, но емко.
Удивило, что ни слова не сказано о муже героини этого очерка и вашем деде - Никаноре Тимофееве.



     13:59 18.08.2022 (1)
Спасибо, Александр. 
Это ведь правда была статья в газету, а в газетах не очень ценят эмоции. Если бы я даже и написала с ними, Главный редактор всё равно бы убрал.
Но в данном случае сама тема не допускает никаких "рассусоливаний".  Я так для себя решила: раз уж взялась писать о войне - материал должен быть подан по-военному чётко, без лишних слов. 

Про Никанора Тимофеевича не написала умышленно. Он ведь был начальником мартеновского цеха во время войны. Молод был,  очень очень энергичен и трудолюбив, вот его временно и поставили. И воевать не отпустили с завода. Мотивировали тем, что тогда вообще некому будет работать. Так что он на войне не был.
Так как он ушёл из жизни до моего рождения, в 1964 году, спросить было некого. А бабушка не знала, что они там отливали в военные дни. Или, может быть, специально не говорила. Как бы то ни было, разговоров на эту тему, в доме не было.
А фантазировать не хотела, поэтому предпочла написать только об одной бабушке.
     17:05 18.08.2022
Магдалина, рада тому, что в ответ на комментарий Александра вы рассказали о бабушкином муже. Когда я прочитала статью, мне тоже стало интересно, как сложилась его жизнь в военные годы.
     23:26 17.08.2022 (1)
Магдалина, я очень уважаю тех авторов, которые пишут о войне, основываясь на рассказах реальных участников событий, и ничего не придумывают от себя.  
Вы кратко отразили историю героической женщины-медика, но в этой аккуратной краткости чувствуется, как вам дороги крупинки воспоминаний бабушки. В статье даже одни эти крупинки ярко показывают, что несёт людям война. 
Это не рассказ, а достоверная хроника событий. Я думаю, что вы получили тогда в конкурсе газеты "Красная звезда"заслуженную награду - кубок победителя.
Конечно, мы порой слишком поздно сожалеем о том, что уже никто не может ответить на наши вопросы. Хотелось бы как можно больше узнать о жизни наших родных, но увы...
     14:07 18.08.2022 (1)
Спасибо, Елена.
Бабушка очень не любила говорить на эту тему. Есть, правда, несколько эпизодов, которые я запомнила с её слов, но они очень короткие. Рассказов на их основе не написать, просто материала не хватит. Выдумывать, как я уже написала Александру - не хочется, не тот случай. А сюда вставить тоже бы не получилось. Испортила бы я тогда весь свой замысел - написать именно ВОЕННЫЕ заметки. 
Но ладно, теперь уже не переправить, статья с 2010 года где только не побывала, поэтому вносить изменения уже поздно. 
Вообще это задание из газеты было - написать к 55-летию Победы небольшой очерк. Я выбрала такую форму. Я ведь тогда не знала ни основ журналистики, ни того, как писать правильно. Да  внештатникам многое с рук спускали, чего уж говорить! 
Правда (похвалюсь немного): меня редко исправляли. Как-то само получалось писать. 
     16:58 18.08.2022
Бабушка очень не любила говорить на эту тему.

Меня  это не удивляет.
Когда наше предприятие ещё существовало, мы взяли шефство над участниками ВОВ в том районе, где находилось наше ДСУ. Сначала их было более двадцати, а теперь, наверное, уже никого не осталось в живых. Они не любили говорить о войне, утверждая, что даже через много лет тяжело вспоминать об этом. И только одному из них нравилось рассказывать о героических боях. Потом выяснилось, что он в боях вовсе и не участвовал.
     22:24 27.02.2020 (1)
1
Очень жаль, что заметки такие короткие. Жаль , что мало подробностей, характеров и описания житейских случаев того времени. Надо более тщательно проработать "... я нашла старые, пожелтевшие документы того времени, где не было печатей, а были только номера войсковых частей полевой почты." Удачи вам и Здоровья. Виктор.
     22:32 27.02.2020
Спасибо, Виктор Филиппович за то, что не прошли мимо.
Заметки действительно короткие, я и сама об этом жалею.
Но КАК сейчас добавить какие-то подробности?  Не знаю даже... Бабушки уже давно в живых нет.
Спросить не у кого.
Да она была небольшая любительница рассказывать о войне. Каждый раз было так трудно "вытянуть" из неё хотя бы отрывочек из той, военной, жизни...
Сочинять же от себя мне не то, что не хочется - просто даже перед бабушкиной памятью неудобно.
Оставлю, как есть.
Я эти заметки опубликовала только для того, чтобы как можно больше людей знало о войне.

А так... не в победе и не в призе дело.
В местной газете они опубликованы уже были.
Корреспонденты газеты "Красная Звезда" дали мне сразу I место. (У меня даже фото есть на личной страничке), а с ним и диплом, и кубок победителя.
Просто пусть люди знают, что такое война и пусть она никогда больше не повторится.

     12:38 09.02.2020 (1)
1
Да, писать о войне очень ответственно... Я сама как-то даже боюсь... Хотя понимаю, что нужно. Мы ещё знаем всё по рассказам очевидцев....
     12:41 09.02.2020
1
Спасибо, дорогая Татиана. Вот почему и жалела (и до сих пор жалею), что не расспрашивала бабушку как можно чаще.
Возможно, многого она бы и не сказала, но даже если бы мне удалось узнать хоть чуть-чуть больше - это уже было бы хорошо.
Спасибо Вам за внимание!
     15:34 17.12.2019 (1)
1
Когда смотрю на лица людей того далекого времени, не могу не восхищаться ими.
Да, безусловно, они были другими... может быть, от того, что в их жизни был подвиг...
настоящий... жертвенный...  Глядя на фотоснимок Вашей бабушки и читая Ваши
трепетные воспоминания о ней, невольно вспомнила и своих родных, прошедших ту
страшную по масштабам, по чудовищному количеству жертв войну. В нашем семейном
списке — погибших восемь, в живых осталось трое: мой папа, сбежавший на войну в 44-м;
физически крепкий и сильный, он прибавил себе годы и был принят в артиллерийский
полк... дошел до Кёнигсберга, где при взятии города получил тяжелое ранение...; папин
и мамин старшие братья, которые войну прошли от начала до конца, до самого Берлина...
Ваши воспоминания, дорогая Магдалина, дышат такой любовью, что невозможно читать
без слез, без хорошей чистой и высокой гордости за людей, благодаря которым наше
Отечество и мы живы... От души благодарю Вас...
     15:42 17.12.2019 (1)
1
Спасибо, Эми.
Нам повезло больше. Участники войны в семье были, конечно, но по счастью все пришли живыми. Без ранений, конечно, не обошлось, но живыми!!!
Пока бабушка была жива, всё, казалось, так и будет: и она всегда будет, и её скупые рассказы о войне (она - если честно - не особо жаловала эту тему), и поздравления ко Дню Победы...
Но вечного ничего на этой земле нет.
Сейчас только фотографии братьев прабабушки (уже не бабушки, а именно прабабушки) в военных формах и с медалями остались.
Очень жалею, что не расспрашивала больше и чаще. Тогда бы и эссе было намного полнее. А теперь жалей - не жалей - спросить, увы, некого.
Спасибо Вам за внимание! Мне очень дороги слова всех тех, кто действительно помнит наших ветеранов и ценит то, что они сделали для нас.
Низкий Вам поклон!
     15:52 17.12.2019
1
И я жалею о том же... после смерти папиного брата папа взял его награды на память...
Теперь спустя 40 с лишним лет смотрю на орден Красной Звезды, на медаль "За отвагу"
и думаю: "За что моему дяде вручили эти высокие награды?" — он ведь простым солдатом
воевал... После папиной неожиданной кончины (всего один день проболел!) спросить некого...
а ведь была возможность... мой дядя меня больше всех племянниц любил, нянчил, когдя я
крошкой была...
     14:56 14.11.2019 (1)
1
Читаю воспоминания о войне с особым чувством. Это всегда огромная ответсвенность писать о том страшном времени.  Надо найти правильное направление, чтобы не уйти или в пафос, или в глубокий анализ. Здесь всё должно быть предельно честно, точно и просто. Магдалина, Вам повезло многое почерпнуть от Вашей бабушки и Вы бережно передали читателю переживания того времени. Передали ничего не навязывая читателю, дав ему самому возможность прочувствовать и самому понять происходящее.
  Самое трогательное это то, что во всём описании - с самого начала чувствуется уважение и любовь к бабушке, восхищение ею. Да иначе и не может быть.  Это люди осбого замеса, особой воли.  О них надо говорить, писать.  Их нужно знать и помнить всегда. Спасибо Вам за труд.
     15:10 14.11.2019 (1)
1
Спасибо большое.
Если честно, то очень жалею, что в свое время не спрашивала больше. Но... тут тоже был нюанс. Бабушка о войне рассказывать не любила. И поэтому я нечасто обращалась к ней с подобными просьбами.  Конечно, если бы я знала больше, то и заметка получилась бы немного длиннее. Но пришлось написать только о том, что знала.
Спасибо Вам ещё раз, Галина.
     15:15 14.11.2019
1
Мои родители тоже не любили рассказывать о войне. Хотя прошли её достойно.На вопросы отвечали коротко. А если и вдавались в подробности, то мало. Расспросить  - или я не умела, или они не позволяли... трудно теперь сказать. Жаль конечно, что многое осталось недосказанным.
     01:57 03.08.2019 (1)
1
Вечная память и вечная слава рабе божьей Кире...
Восхищаюсь и преклоняюсь...
Именно на таких примерах воспитывается любовь к Родине...
Щемит внутри...
И не горе в глазах ...а свет...
Ибо человек жив пока о нём помнят...
А  доктора Киру...будут ещё долго...долго помнить...\ и внуки ...и правнуки...и прапраправнуки\...
Обнимаю
     21:58 03.08.2019
Спасибо Вам, Нина. За Ваши добрые слова, за ту неизменную щедрость, которая всегда есть в Вашей душе.
У меня на полочке стоит бабушкин портрет, я часто на него смотрю. Часто обращаюсь к ней (в мыслях, конечно).
А вот то, что помнят - это Вы правы.
Иногда прихожу к ней на могилку и вижу, как кто-то постоянно кладёт букетики цветов.
Скорее, всего, это не пациенты (времени всё же прошло уже довольно много), я думаю, что это - их дети или даже внуки.
Если честно - не важно -кто.
Приятно, что бабушку помнят.
Спасибо Вам за Ваше доброе сердце.  
     20:33 04.10.2018 (1)
1
Как это хорошо, что вы сохранили военные документы - немые свидетельства боевого пути вашей дорогой бабушки. Вот это чувство долга, вот это настоящая советская самоотверженность! Победа добывалась не только на фронтах. Победу приближали и руки медсестёр, и скальпель врачей, и даже повара, кормившие персонал, все работали на победу и для неё. Интереснейший рассказ. Невозможно читать без волнения.
     20:37 04.10.2018
1
Спасибо Вам, Анна.
С таким же волнением я когда-то это писала...
     05:03 16.09.2018 (1)
1
Николай дальневосточник, как и я. Ты, Магдалиночка, правильно сделала, что исправила. И хоть суть рассказа не в этом, а в судьбе бабушки, но всё-таки лучше, если всё будет правильно.
Мой внук за отличную учёбу, был премирован поездкой на Хасан. От нас это не так далеко, день на автобусе.
А вообще замечательно написано, мне очень понравилось! Умница!
     10:34 16.09.2018
Спасибо тебе, Мария! Рада за твоего внука. Парень, чувствуется, дельный растет. А насчёт исправлений... Ну, как было не исправить? Бабушки нет, подсказать некому, я наоборот очень обрадовалась, что нашелся такой знающий человек, который хотя бы географические ошибки мне подсказал, как поправить. А то ведь они реально бросаются в глаза.
     20:49 09.09.2018 (1)
1
"Это был, пожалуй, своеобразный зигзаг: в то время когда возвратившиеся с фронтов солдаты понемногу стали приводить в порядок всё то, что было разрушено войной, бабушке и её однополчанам вновь пришлось взять в руки боевое оружие"

Боеспособные части из Германии и Западной Европы перебрасывались напрямую к границе Китая.
Вновь никого не призывали!
     21:00 09.09.2018 (1)
А я разве написала, что их вновь призывали? Нет, я знаю, что они сразу с Дальнего Востока были отправлены на войну с Японией.
     21:17 09.09.2018 (1)
Вы очень плохо знаете тему о которой пишите.
Вот вы пишите: " Нет, я знаю, что они сразу с Дальнего Востока были отправлены на войну с Японией!"
Война с Японией началась на Дальнем Востоке!!!
Никто никуда не отправлялся!!!
     21:55 09.09.2018
Да, здесь тоже промах. Но только не в незнании темы, а в плохом описании. Тоже подумаю, как можно подправить.
Реклама