Произведение «ЧТО ТАКОЕ ПРОГРЕССИВНЫЙ ИУДАИЗМ?» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Религия
Автор:
Читатели: 2076 +2
Дата:

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРЕССИВНЫЙ ИУДАИЗМ?

ДВИЖЕНИЕ ПРОГРЕССИВНОГО
(РЕФОРМИСТСКОГО) ИУДАИЗМА В ИЗРАИЛЕ


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Над изданием на иврите работали раввины:
Давид Ариэль-Йоэль, Зеэв Харари, Йехорам Мазор,
Ури Регев, Мордехай Ротем

Обновленное русское издание под редакцией:
Раввина Григория Котляра

Все издательские права принадлежат
Движению прогрессивного иудаизма в Израиле
Ул. Давид ха-Мелех 13, Иерусалим
Тел. 02-6203448
Электронный адрес – gregory@reform.org.il
Сайт в Интернете - www.reform.org.il



Иерусалим 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1.Где и когда возник прогрессивный иудаизм?
2.В чем отличие прогрессивного иудаизма от ортодоксального?
3.Является ли прогрессивный иудаизм отходом от исторического иудаизма?
4."Удобен" ли прогрессивный иудаизм?                                 8
5.В чем состоит новаторство прогрессивного иудаизма?
6.Отношение к понятию Бога в прогрессивном иудаизме
7.Как относится реформистский иудаизм к противоречиям между религией и наукой?
8.В чем выражается позиция прогрессивного иудаизма в вопросах социальной справедливости?
9.В чем состоит подготовка раввина, и каковы его функции?

ОБРАЗ ЖИЗНИ
10.В чем особенность подхода прогрессивного иудаизма к заповедям?
11.Кто решает, какие заповеди выполнять?
12.Что такое соблюдение субботы с точки зрения реформистов?
13.Как относится прогрессивный иудаизм к соблюдению кашрута?
14.Процесс гиюра согласно принципам прогрессивного иудаизма
15.Как относится прогрессивный иудаизм к еврейскому календарю?          
16.Чем отличается реформистский молитвенник (сидур)?
17.Как проходит молитва в синагоге?
18.Как относится прогрессивный иудаизм к обрядам бар и бат-мицвы?
19.Церемония бракосочетания в реформистском иудаизме
20.Позиция прогрессивного иудаизма по вопросам запрещенных браков  
21.Положение женщины в прогрессивном иудаизме

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ
22.Как относится прогрессивный иудаизм к сионизму?      
23.Отношение прогрессивного иудаизма к неевреям
24.Как относится прогрессивный иудаизм к смешанным бракам?
25.Что думает реформистский иудаизм об отношениях между религией и государством?
26.Можно ли говорить о прогрессивном иудаизме как об импорте из диаспоры?
27.Статус прогрессивного иудаизма с точки зрения израильских законов          
28.Потенциал реформистского иудаизма  

Приложение:
ОБЩИНЫ ПРОГРЕССИВНОГО ИУДАИЗМА В ИЗРАИЛЕ

ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1. Где и когда возник прогрессивный иудаизм?
Движение прогрессивного иудаизма, именуемое также либеральным и реформистским, возникло в начале XIX века в Германии. Это была реакция на новую общественную ситуацию – обретение евреями равноправия и доступа к светскому образованию. Общепринятая тогда форма иудаизма не давала ответов на вопросы, вызванные новой ситуацией в Европе. Первые реформы касались упрощения ритуала богослужения, чтения проповедей на языке страны проживания, эстетики синагоги и музыкального сопровождения молитв.
Со временем центр реформистского иудаизма переместился в США. Там образовалось мощное течение, охватившее миллионы евреев. Сегодня это самое большое религиозное движение в еврейском мире, насчитывающее миллионы приверженцев на пяти континентах, в 36 странах мира. Важным его принципом является соответствие иудаизма духу времени, нуждам современного общества.
В Израиле первые попытки осуществить на практике принципы либерального иудаизма предприняли репатрианты из Германии уже в 30-е годы XX века. Однако широкое распространение прогрессивный иудаизм в Израиле начал обретать только в 60-е годы. В 1965 г. на съезде всех неортодоксальных общин Израиля было решено создать Движение, входящее в состав Всемирного Союза прогрессивного иудаизма. Сегодня оно насчитывает около 30 общин по всей стране, два кибуца Яэль и Лотан и поселение в Галилее Хар-Халуц. В рамках Движения действуют Центр еврейского плюрализма, образовательный центр имени Лео Бека в Хайфе, десятки детских садов и начальных школ, молодежное движение, отделение подготовки к армейской службе, и многие другие проекты.

2. В чем отличие прогрессивного иудаизма от ортодоксального?
Чертой, отличающей прогрессивный иудаизм от других течений еврейской религии, является то, что основной акцент делается на заповедях, касающихся отношений между людьми, этике и социальной справедливости, необходимости здесь, на Земле, участвовать в совершенствовании мира.
Прогрессивный иудаизм выступает против любого принудительного соблюдения религиозных заповедей. Личность имеет право, даже обязана сама формировать свою духовную жизнь. Поэтому в движении не существует единства мнений в вопросах ритуала. Так, например, некоторые его сторонники соблюдают предписания кашрута полностью, иные – лишь частично. Одни соблюдают субботу строго в соответствии с Галахой, а другие ищут собственный подход к пониманию святости Субботы. Это в личной жизни.
Что касается жизни в общине и в обществе, то тут члены движения стараются проявлять максимальную взаимную терпимость, чтобы не нарушать чужой семейный покой и нормальное функционирование общины. На общинных трапезах, например, еда подается только кошерная, так чтобы это устраивало всех. Как не существует обязательного единства мнений среди членов движения и его общин, так не существует и единой доктрины для реформистов, живущих в Израиле и в диаспоре. Это касается, в том числе, вопросов перехода в иудаизм – гиюра и бракосочетаний. Но и в решении этих вопросов определяющими факторами являются уважение к ближнему и взаимная терпимость.

3. Является ли прогрессивный иудаизм отходом от исторического иудаизма?
Наоборот! Прогрессивный иудаизм не только не уходит от исторического, но является очевидным последователем принципов еврейской традиции на протяжении столетий, предшествовавших догматизации иудаизма посредством повсеместного распространения кодекса "Шульхан арух". С момента возникновения иудаизм был открыт реформам. «И с этим будешь жить» - учили мудрецы, т.е. каждое поколение должно по-своему осмысливать иудаизм, приспосабливая его к месту и времени. Существенной чертой иудаизма всегда было то, что он чутко реагировал на требования новых поколений и умел приспособиться к постоянно меняющимся условиям еврейской жизни: от изгнания народа к свободе и снова к изгнанию, от независимости евреев к порабощению и к восстанию, от богатства к бедности и снова к процветанию.
С тех пор, как иудаизм ограничили законами Галахи, укрепилось мнение, будто вся его суть сводится исключительно к кодексу обрядов и бытовых предписаний. Постепенно сопротивление любым изменениям и нововведениям в общинах диаспоры становилось все сильнее. Процесс физического и духовного обособления евреев в гетто сопровождался их растущим страхом быть вовлеченными во внешний мир. Именно тогда динамичное развитие иудаизма, бывшее до тех пор его основой, остановилось и сменилось стагнацией. Таким образом, прогрессивный иудаизм фактически является возвратом к историческому иудаизму, существовавшему ранее, свыше 500 лет назад. Он ведет свое происхождение от пророков Израиля, подчеркивая подобно им приоритет принципов нравственности и социальной справедливости над формальным ритуалом. И в то же время, продолжает путь мудрецов Талмуда в том, что касается творческого толкования традиционных текстов и приведения их в соответствие с духом времени и места, дабы люди не отвергали заповеди, а могли их исполнить, ведя привычный образ жизни.

4. "Удобен" ли прогрессивный иудаизм?
Согласно еврейской традиции, человек несет полную ответственность за исполнение заповедей. Эту точку зрения разделяют и сторонники прогрессивного иудаизма, однако упор при этом делается на требования этического характера.
Ортодоксальному еврею зачастую живется проще, т.к. все заповеди для него определены раз и навсегда, а если и возникают какие-то сомнения, всегда можно обратиться к раввину и получить готовое решение. В основе прогрессивного иудаизма тоже лежат заповеди, но человеку предоставляется свобода выбора. Он обязан прислушаться к голосу своей совести и решить, какие заповеди и как ему соблюдать. Лишь в этом случае соблюдение заповедей будет осознанным, и потому действенным. Итак, в ортодоксальном иудаизме легко решать, но сложно исполнять, а в прогрессивном – легче соблюдать, но трудно выбирать.
Удобства в соблюдении заповедей не существует ни там, ни здесь. Но все-таки удобнее, наверное, придерживаться привычного образа жизни, без лишних размышлений. «Удобный» иудаизм – это иудаизм тех, кто ленится думать и поступает по заведенным шаблонам. Попробуйте сами и тогда уже решите, в самом ли деле прогрессивный иудаизм «удобен»?

5. В чем состоит новаторство прогрессивного иудаизма?
В своем развитии, встречаясь с меняющимися во времени и пространстве условиями, прогрессивный иудаизм не ограничивается необходимыми лишь сегодня изменениями и косметическим ремонтом устаревшей галахи, но стремится к обновлению заповедей и предписаний там, где это требуется жизнью. Так, исходя из нужд современного поколения, реформистское движение внесло изменения в текст молитв таким образом, чтобы молитва была доступной, и современный еврей мог молиться, понимая текст и принимая его. В литургию также добавлены тексты из ивритской прозы и поэзии разных эпох, близкие современному еврею.
Изменение положения женщины в современном обществе побудило реформистов пересмотреть ее положение в религии. Прогрессивный иудаизм настаивает на равных правах и обязанностях мужчин и женщин в том, что касается исполнения заповедей, религиозной и светской жизни. Женщина может занимать пост раввина, кантора, читать Тору, избираться на любую общественную должность как в общине, так и в государственных органах.
Женщины являются частью миньяна. Церемония совершеннолетия девочек (бат-мицва) отмечается восхождением к Торе. Брачный договор (ктуба) содержит взаимные обязательства обоих супругов, а не только обязательства мужа по отношению к жене, как принято у ортодоксов. Множество творческих нововведений вносится различными общинами и раввинами и в другие церемонии жизненного цикла, а также в праздники еврейского календаря. Им стремятся придать новый смысл, новое содержание: в этом выражается стремление прогрессивного иудаизма внести ценности, освященные традицией, в современную еврейскую жизнь, с тем, чтобы они могли служить основой для будущего.

6. Отношение к понятию Бога в прогрессивном иудаизме
Прогрессивный иудаизм видит в вере народа Израиля и его верности заключенному с Богом союзу ту основу, на которую в течение поколений опиралось еврейское самосознание. При этом сама вера меняла форму и содержание в соответствии со способностью каждого поколения осознать и воспринять идею Бога. Вопросы смысла человеческого существования, Божественной справедливости, жизни и смерти беспокоят и современного человека. События прошлого века, в центре которых Холокост и создание Государства Израиль, обостряют интерес к этим вопросам и поискам. Мы полагаем, что все эти факторы в конечном итоге должны


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама