Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Темы: размышления
Сборник: Художественная проза и публицистика
Автор:
Баллы: 281
Читатели: 2534 +3
Дата:
Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта» самая комментируемая(25) работа за сутки
24.03.2022
Произведение «О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта» самая оцениваемая(6) работа за сутки
23.03.2022

О литературных сайтах и их авторах. Размышления дилетанта

     Пять лет назад, после первых проб написать что- либо напоминающее художественное произведение, обратил внимание на такое явление, как литературные сайты со свободным доступом для авторов выложить там свои сочинения. И появился интерес к тому, что пишут в интернете об этом явлении. Кроме положительных и одобряющих мнений и отзывов, к которым искренне присоединяюсь, нашёл и такие, в которых такие литературные сайты называются графоманскими, свалкой литературного мусора и утверждается,  что большинство выложенных на них сочинений трудно назвать литературными художественными произведениями.

      Естественно, сразу возник вопрос: что же такое – литературное художественное произведение? После поиска и прочтения некоторых многословных определений и толкований  этого, у меня (возможно, в силу своей профессии, с которой прошёл всю жизнь) этот вопрос остался открытым.

      И вот почему.

    Люди, далёкие от математики, считают, что точной её называют потому, что с её помощью можно точно посчитать какие-нибудь цифири. И они совершенно не правы. И не потому, что математика даёт аппарат для приближённых вычислений и вероятностных оценок. Математика считается наукой точной потому, что все используемые в ней понятия и объекты определены точно и не допускают неоднозначного толкования. А это потому, что все используемые в определении понятия и объекты определены точно по тому же правилу и тоже не допускают неоднозначного толкования.

     Хороший пример понимания этого дал одной молодой аудитории один известный советский математик. Кажется, это был академик Колмогоров. Во времена моей молодости многих ещё интересовал вопрос: могут ли машины мыслить? При этом в основном,  понимались электронно-вычислительные машины, пока этот термин прочно не заменился на американское слово «компьютер». Академик ответил примерно так: «Ну, если вы мне определите: что такое МОГУТ, что такое МАШИНЫ и что такое МЫСЛИТЬ, то я вам скажу».

     Таким образом, отсутствие точного и однозначного определения литературного художественного произведения даёт нам возможность порассуждать об этом.
 
       Вначале примем за аксиому, что литературные художественные произведения пишутся писателями. Тогда, если какое-то сочинение мы принимаем как   художественное произведение, то и его автора называем писателем. Ну, и наоборот.
  
       Для ясности оговорюсь, что критически отношусь к литературным достоинствам своих сочинений из-за отсутствия художественного таланта или хотя бы профессионализма и не считаю себя писателем. Но        начинающийся с раннего детства огромный читательский опыт позволяет мне сказать, что писателей (и хороших писателей) на литературных сайтах много. Я мог бы назвать и на этом сайте десятки хороших писателей, но не буду этого делать. И не потому, что сужу только по тем произведениям, которые успел прочесть, а потому, что другие авторы могут запросто это оспорить. Ведь это хорошие писатели для меня, и нет универсального и однозначного определения художественного произведения (а по аксиоме и писателя), который мог бы служить критерием. Наши представления о качестве литературных произведений (и вообще являются ли они таковыми) совершенно интуитивны.

     Поэтому границы между литературным художественным произведением  и не являющейся ею прозой (а значит между писателями и другими авторами литературных сайтов) настолько размыты, что всегда субъективны.

     Приведу примеры.

     Однажды Татьяна Устинова на телепередаче у Познера заявила, что она не писатель, а сочинитель детективных романов. Молодец женщина, не стесняется говорить о себе правду, мысленно похвалил я её.  Сам я за редчайшим исключением не читаю детективы и серьёзно к ним не отношусь, тем более к тем, которые  большим потоком выходят из печати. Но потом поинтересовался в своей библиотеке: пользуются ли вниманием читателей детективные романы Татьяны Устиновой?  Оказалось, что читают её огромное число читателей. И с большим интересом. Вот и скажите: писатель  Татьяна Устинова или нет. Правда, здесь нужно учесть то обстоятельство, что в наших рыночных условиях (к тому же ещё не устоявшихся и весьма примитивных) издательства печатают всё что угодно за деньги, часто не подвергая это даже техническому редактированию, или печатают огромными тиражами книги, рассчитанные на реализацию среди невзыскательной публики, масса которой всегда превышает массу серьёзных читателей.

     В детстве и юности очень увлекался произведениями писателя (во всяком случае, для меня) Григория Федосеева. («Смерть меня подождёт», «Злой дух Ямбуя», по которому поставлен интересный одноимённый фильм, и другие). Сам Григорий Анисимович по профессии был геодезистом и в своих произведениях рассказывал об их нелёгком труде  в суровых таёжных условиях.  Читались они с интересом исключительно из-за захватывающих сюжетов.  Я, совершенно молодой читатель,  и то мог заметить некоторые корявости даже после редакторской правки в издательстве.  Для меня, тем не менее, он, несомненно, был интересным писателем. Но наверняка находились люди, которые это не разделяли.

     Прочитал однажды на одном из сайтов прекрасную миниатюру-зарисовку  одного, по некоторым признакам, молодого автора. В миниатюре описывается то ли восход, то ли закат в тайге. Я даже точно и не помню,  и не потому, что являюсь человеком не молодым, которого может подвести память, а потому, что в данном случае, это и не важно. В миниатюре нет сюжета, а в памяти остаются лишь те эмоции, которые переживаешь при чтении,  и которые создаются стилем, слогом и прекрасным владением   автором русским языком.
 
     Мне кажется, что каждый читатель находит в произведении что-то своё, которое его захватывает  и поддерживает интерес к чтению.  Одних читателей привлекают глубокие и оригинальные мысли, заложенные в произведение автором, других -   замечательный стиль и слог изложения, а некоторых – просто интересный сюжет или сюжетная линия. А бывает в произведении что-то неуловимое, что захватывает интерес читателя, и что не могут толково объяснить даже специалисты литературоведы. Правда, у талантливых писателей это обычно всё присутствует в комплексе. Но что-то может и выпадать, но это не умаляет достоинства их произведения.

     Возможно, некоторые читатели будут разочарованы  тем, что, судя по названию статьи, речь должна пойти о какой-то характеристике авторов сайта, их классификации по качеству материалов и мотивов их размещения на сайте. Я не собирался этого делать, так как на сайте есть подобные статьи. И, конечно, все они субъективные.  Разнообразить их совсем нет необходимости.

     В данной статье я хотел обратить внимание авторов и других незарегистрированных читателей на то, что объективного (точного) определения литературного художественного произведения нет, и не может быть. Поэтому, границы между литературными художественными произведениями и другими текстами очень размыты и весьма субъективны.
 
     Поэтому не стоит какой-то не понравившийся текст сразу относить к мусору, а автора – к графоманам. Ведь это ваше субъективное мнение.

     Конечно, есть на литературных сайтах объективно и такие тексты. Но такова специфика этих сайтов, позволяющая размещать любые тексты.

     Возникает вопрос: вредно ли это?  Думаю, что печать огромными тиражами бульварных романов наносит больший вред, так как не только занимают издательские ресурсы, но (и это главное) создают у читателей впечатление, что это и есть литература.


 

 


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:04 13.08.2022 (1)
Я не особо разбираюсь в красоте языка и крутости литературных приёмов, но обожаю произведения, которые цепляют именно мою душу и находят отклик в разуме, а для этого надо читать и самому делать выводы, ведь громкое имя автора лично мне ни о чём не говорит. Согласен с Вашими мыслями в этом тексте.
     10:33 13.08.2022
Спасибо, Николай.
     23:23 22.03.2022 (2)
1
что не могут толково объяснить даже специалисты литературоведы

Специалисты могут объяснять всё.

Не согласен ни с одним выводом автора.
Что такое литература и что такое художественная, определено предельно ясно.
Если автор для себя это не определил, то это не значит, что не определил специалист.

     14:26 23.03.2022 (1)
Анатолий, специалисты объясняют всё, правда, многословно, ПУТАННО И НЕОДНОЗНАЧНО, ЧАСТО ВОЗРАЖАЯ ДРУГ ДРУГУ.
А я говорю о читателях, которые судят о художественной ценности произведения субъективно на интуитивном уровне.
     19:33 23.03.2022 (1)
1
Посчитайте сколько раз слово "субъективно" встречаеься в Вашем тексте.
Это в Вашем тексте всё путано, даже не понятно какая его цель.
У меня по поводу литературы недопонимания не возникнет.
Всё, что можно прочитать, это литература...
     20:30 23.03.2022 (1)
Я тоже, Анатолий, говорю, что научно-технические статьи и монографии, публицистика - это тоже литература, только не художественная.
Но не всё, что можно прочитать, например, полицейские протоколы, есть литература, хотя некоторые из них читать может быть даже интересно.
     21:08 23.03.2022
1
Посмотрите как переводится на русский слово "литература" и всё станет на свои места.
В настоящее время, когда тексты стали иметь статус искусства, положение несколько изменилось.
Умение рассказывать ценилось и в древности. Но постольку читать умели единицы, бизнеса из писательства сделать было невозможно.
Позднее знать стала приобретать книги, как источники знаний. Думаю, мало кто их тогда читал. Но иметь книги, как и другие произведения искусства, было престижно.
Книги всё ещё не были предметом розничной торговли. И только после изобретения печатного станка и повсеместной грамотности, литературный бизнес получил полные права на розничную торговлю.
Сегодня, в век телевидения, книга стала забываться. Чтение утомляет, а телевизор расслабляет.
     07:34 23.03.2022 (1)
Анатолий, есть литература научно-техническая, публицистическая, литературоведческая, которая не относится к художественной.
У меня есть около десятка статей в научно-технических журналах и сборниках, а что-то похожее на художественную я написал впервые менее десяти лет назад.
     09:30 23.03.2022 (1)
1
Поздравляю!
     10:04 23.03.2022
Спасибо.
     11:36 23.03.2022 (1)
Что касается вопроса: "Вот и скажите: писатель  Татьяна Устинова или нет?"
Тут вы сами себя вогнали в заблуждение не замечая значения используемых вами слов.
Она сочинитель (сочиняет худ. произведения) и писатель (пишет худ. произведения).
А вот является ли она творцом (творческой личностью)? Тут я отвечу вам: 
— Нет. Она обычный беллетрист и, возможно, коммерческий писатель..

ПыСы. Когда она заявляет, что не является писателем, а лишь сочинитель.
Нужно быть предельно осторожным.
Вполне возможно, что она просто сочиняет сюжеты, а пишут за неё "литнегры".
Такое явление далеко не редкость, было и будет всегда.
Создаётся "звезда" и на её имени делаются "бабки". В данном случае — хозяином типографии.
Это свойственно не только шоу бизнесу.
Один подобный товарищ написал, кажется, пятьдесят семь романов за год.)))
Ильф и Петров были "литнеграми" Катаева (пример)
     12:17 23.03.2022 (2)
Сочинитель, писатель, творец - для меня это лишь слова. а не определения чего-то. Иванов одного и того же автора назовёт одним словом, а Петров другим в силу своего интуитивного понимания.
  В том суть моей статьи. Само литературоведение не имеет объективных определений.
  Даже простые термины в литературоведении не имеют однозначного толкования. Я как-то захотел узнать разницу между  фабулой и сюжетом, рассказом и новеллой и получил в интернете множество противоречивых толкований.

 
     13:23 23.03.2022 (1)

получил в интернете множество противоречивых толкований.



Интернет — это мусорная свалка, где есть всё. Даже истина. Но её нужно уметь найти.
Классическая новелла отличается от рассказа наличием "выверта", "переворота".
В сюже должен быть перевёртыш, когда белое — чёрное. В остальном они идентичны.
Правда, сейчас значение слова "новеллизация", под влиянием с Запада, поменялось и значит нечто вроде ремикса.
Реми́кс — версия музыкального произведения, записанная позже оригинальной версии, как правило, в более современном варианте аранжировки.(с)
Теперь под новеллой может подразумеваться переделанные, перекроенные под нынешнюю моду старые рассказы. 
     16:06 23.03.2022
Спасибо, буду знать. Только всё равно оценивать произведения буду исходя не из этих знаний, а и дальше в соответствии комплекса моих знаний и чувств, сформировавшихся в моей жизни, в том числе, конечно и на базе прочитанных в своё время великих произведений. Но это будет всё равно мои оценки.. Например, для меня "Преступление и наказание" Достоевского  будет великим произведением, хотя даже некоторые общепринятые великие писатели это не разделяют. В этом и заключается субъективность оценки произведений читателями.
     13:05 23.03.2022 (1)

"для меня это лишь слова. а не определения чего-то"


Вот этой фразой вы отмели возможность конструктивного диалога.
Для себя вы можете считать, что угодно.Если это не мешает другим жить, то вам за это ничего не будет и врачи даже вас лечить не станут. Зачем?
Например: я считаю себя самым красивым и считаю, что в прошлой жизни был Пушкиным.))) А? Что вы можете против этого возразить?
     13:38 23.03.2022 (1)
На первое ни возразить, ни согласиться не могу, т.к. Вас никогда не видел, да и для Вас моё мнение не имеет никакого значения. А вот на второе имею право возразить, поскольку наука не признаёт существования прошлой жизни.
  А вот попробуйте дать однозначное определение любому из этих понятий, названных этими словами. Но напомню, что однозначным в науке признаётся только то определение чего либо, когда все использующие в этом определения и понятия также однозначно определены, т.е. с таким же условием.
     13:53 23.03.2022 (2)

А вот на второе имею право возразить, поскольку наука не признаёт



То есть всего того, что не признано наукой для вас не существует или оно ложно.
Получается, что вы бесконечно уверовали в науку и она стала вашей религией.
Я отношусь к другой категории людей. К той, которая считает учёных аферистами, а многие науки шарлатанством.
     14:09 23.03.2022 (1)
1
Я отношусь к другой категории людей. К той, которая считает учёных аферистами...
============================================================

Простите, Воблин, что вмешался, но мимо такого заявления пройти не мог.
Скажите, а каким образом вы вот эту фразу сейчас донесли до мира? Посредством чего? В буквальном смысле.  
Я вижу, что с помощью букв, грамоты, электричества, компьютера и интернета. И это далеко не все. То есть благодаря тому, что придумано и создано "аферистами" и "шарлатанами". Вам не кажется это несколько странным и нелогичным?


 
     14:16 23.03.2022
Кажется. Согласен, что не точно выразился. 
     14:04 23.03.2022 (1)
Вот Вы и подтвердили субъективность ненаучных мнений и определений. В науке это невозможно.
     14:19 23.03.2022 (1)
Я улыбаюсь. Так ведь и литературоведение, и культурология, и история больше напоминают танцы с бубнами, чем науку. 
     16:23 23.03.2022
Это, конечно, тоже наука, но её выводы и определения субъективны. Например историки могут годами спорить по толкованию каких либо фактов или даже о том являются ли это, действительно фактами. Тоже в отличие от точных науках, можно сказать о других названных Вами.
Поэтому и можно  говорить о субъективности  терминов в литературоведении.
Гость      13:57 23.03.2022

литература научно-техническая, публицистическая, литературоведческая, которая не относится к художественной


Анатолий, вы же все правильно изложили. Всё остальное будет художественной лит-рой, которая в свою очередь делится на низкосортную (чтиво, графомань) и на высокую (классическую). Низкосортная художественная лит-ра, называемая еще и бульварной литературой — это без образная литература. Ею завалены все книжные магазины и все литсайты. А Высокая художественная лит-ра — это лит-ра образов. Она в магазинах и на сайтах в основном представлена классикой. Современную Высокохудожественную лит-ру нужно искать в других местах.  
     11:25 23.03.2022 (1)
Я уже написал комментарий, но оказывается забыл авторизироваться, а там модерация. Напишу ещё раз на всякий случай.

есть литература научно-техническая, публицистическая, литературоведческая, которая не относится к художественной



Анатолий, вы правильно написали. Всё остальное будет художественной лит-рой, которая в свою очередь делится на низкосортную (чтиво, графомань) и на высокую (классическую). Низкосортная или ещё её называют бульварная, коммерческая лит-ра — всегда без образна (чем близка к не художественной лит-ре), а высокая — всегда образна. Все магазины и литсайты завалены низкосортной лит-рой (чтивом, графоманью), а высокая лит-ра представлена в основном классикой. Современной высокой художественной лит-ры на литсайтах нет по определению, её нужно искать в других местах.
 
     12:22 23.03.2022
Согласен, но только с учётом субъективности этих определений читателями.
     20:00 22.03.2022 (1)
Каждый индивидуален в своих творениях.
Хорошо, когда он видит не только себя. 
Прекрасно, когда он использует свои творения для общения, повышения уровня писанины, обмена опытом. 
     07:43 23.03.2022
Согласен. Большое спасибо.
     23:13 22.03.2022 (1)
2
Отличная статья, Анатолий, прочитал с удовольствием! И не только из-за интересных тезисов, но и благодаря стилистике, четкому, ясному и умелому изложению - элегантному и артистичному. Отметил фразу: "Наши представления о качестве литературных произведений совершенно интуитивны."
И вспомнил рассуждения Ивана Ефремова в романе "Лезвие бритвы" о красоте, где он высказывал мысль, что линия потому и кажется нам красивой, что ее можно выразить математической формулой и что вообще любая красивая линия является гармоничной и именно поэтому ее можно выразить математически. Но человек не измеряет уровень красоты формулами, он воспринимает ее на уровне интуиции. Это на мой взгляд очень пересекается с вашей мыслью об интуитивном восприятии текста. Но человек не калькулятор, он мыслит образами. И чем его внутренний мир богаче, тем больше образов в нем рождается и остается. Я говорю не об авторах, а о читателях, потому что сам по себе текст не имеет ценности, как без созерцающего не имеет "красивой" ценности восход или закат. Ценностью является его отражение от читателя, если так можно сказать. И оно не бывает одинаковым у всех. Это банальность, но это так. 

   
     07:41 23.03.2022
Спасибо, Александр.
     04:38 22.03.2022 (1)
Критерии классификации всего того, что написано и опубликовано, видимо, ещё не устоялись. 
     06:48 22.03.2022 (1)
Ну конечно, Владимир. Спасибо.
     02:13 23.03.2022
Их надо формировать. В том числе и авторам "Фабулы"!
     11:59 19.01.2022 (1)
1
Дорогой Анатолий! С огромным интересом прочитала Ваши размышления.
Согласна с Вами. Все в нашем литературном мире субъективно. Кому-то и Пушкин не нравится, и Чехов))
В детстве и отрочестве тоже запоем читала и перечитывала книги Григория Федосеева. Подборка этих книг
до сих пор хранится на наших книжных полках -- можно сказать раритет)) Уже позднее приобрела последнюю
книгу из этой серии "Последний костер", но впечатление оказалось слабее. И подумалось о том, что каждая
книга рассчитана еще на внутренний возраст читателя, его подготовку к чтению того или иного произведения.
Что может сказать малыш о гениальных стихах Марины Цветаевой? Так и на сайтах. Мы все разного уровня
образовательного, воспитательного и проч. Поэтому критерии оценки сугубо внешние. Положение несколько
исправляет, как мне кажется, не так давно появившийся важный критерий "Эмоциональное восприятие".
Благодарю Вас за такую интересную и полезную статью.
     12:51 19.01.2022
1
Благодарю за столь неформальный комментарий.
Конечно, Вы правы, что восприятие читателем художественного произведения зависит от множества его личностных факторов, в том числе и от возраста.
Буду рад видеть Вас на моей странице.  
     16:50 04.01.2022
Очень интересно, вот  сейчас прочитала и сразу вспомнила,
как я сама случайно  в  7 лет  нашла книгу у бабушки "Кайдашева сім'я"
Іван Нечуй-Левицький,  читала и хохотала  - всё там так как я видела
в жизни,  а вот Л. Н. Толстой. "Война и мир"  с удовольствием прочитала,
только  через  10 лет.  Бабушка не отговаривала,  наблюдала за мной,
а на сайтах сейчас в интернете,  пишут все  и  здоровые и душевнобольные,
и не запретишь, поэтому задача родителей  не дать ребёнку  "брать в руки что попало "
с искренним теплом и уважением!
Реклама