Рецензия «Рецензия на рассказ Николая Талызина " Я убил твоего деда"»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Я убил твоего деда!
Баллы: 16
Читатели: 720 +1
Дата:

Рецензия на рассказ Николая Талызина " Я убил твоего деда"

      Сколько лет прошло, но не отпускает война от себя нашу память, и нашу литературу. И те, кто не воевал, и те, кто родился после войны, не в состоянии выйти из её кровавого плена, из терзающих души не наших собственных воспоминаний. Мы вглядываемся в лица немощных стариков, сокрушивших вражескую силу, и пытаемся понять, какими душевными качествами  обладали они? По крупицам собирая их воспоминания, каждый автор, который берётся за тему, важнейшую в литературе ХХ века,  воссоздаёт из отдельных фрагментов памяти картину народного подвига и народной трагедии, и по-прежнему, нам открываются  тайные страницы невиданной войны.
            Рассказ Николая Талызина о тайне, которую долгие годы хранил один из рядовых воинов Великой Отечественной войны, ныне  старик Даян.  Читатели знакомятся с героем рассказа, когда он готовится к смерти, завершив свои земные дела. Обычная история, обычный старик. Но постепенно, из поведения родственников, соседей, их отношения к старику, описания  его комнаты, бытовых сцен-  в сознании читателя формируется образ человека  глубоко верующего, почитающего обычаи, сурового, строгого, жёсткого, своенравного и бескомпромиссного. Можно было бы начать  рассказ с воспоминаний, но автор  дал характеристику герою не случайно,  герой рассказа на войне совершил проступок, несовместимый  ни с нравственным поведением,  ни с религиозной догмой, он убил не врага,  а своего товарища, хорошо знакомого  ему человека.
            В повествовании два сюжета: первый – собственно рассказ о последних днях жизни старика, второй – воспоминания героя рассказа. Оба сюжета  связаны общей  развязкой – смертью главного героя, освободившегося, наконец, из плена прошлого.
              Главное событие рассказа происходит в День Победы. 
«Весна украсила сады белоснежными цветами, поля и леса многообразием ярких красок. Изумрудная зелень полей, бездонная синь небес и божественные песни птиц. Жизнь на земле продолжалась, слава Аллаху, природа цвела!»
На фоне этой жизнеутверждающей красоты  старик терзается тяжёлыми мыслями о совершённом им  в  голы войны преступном деянии.         
          Война  - абсолютное Зло, вырвавшееся из под контроля уравновешивающего его Добра , уничтожает всё на своём страшном поприще.  Н. Бердяев писал «Война и всё связанное с ней, есть не только самая  крайняя, но и  самая предельная форма антиперсонализма, отрицания личности.
            Особая ценность рассказа Н. Талызина в том, что автор исследует  поведение молодых людей, оказавшихся на войне, с точки зрения морали, и эпизодами их военного прошлого подтверждает  факт отрицания  личности в её условиях.
              В  мирной жизни  три героя рассказа, наверное, ничем особым не выделялись бы среди других.  Но на войне один из них, видимо, ища выгоды,  совершил кражу военного имущества и стал  косвенно виновным в гибели одного из троих. Возможно, он не представлял  серьёзности последствий. Возможно,  он на время взял злополучный гаечный ключ и не успел вернуть. Проступок остался до времени незамеченным, а когда  был обнаружен Даяном, то  донести на  товарища  он не мог, по этическим соображениям  или потому, что считал, что это его  личное дело.  Даян глубоко переживал гибель друга, и,  обнаружив инструмент, был возмущён поведением  своего односельчанина.  И в другом эпизоде, заподозрив  его в трусости,  Даян убивает его, осуществив собственный приговор.
. «Глядь на мушку, а там знакомая голова в каске. В воронку спрятался, винтовка рядом лежит, а он голову кроме каски ещё и руками прикрывает. Мадхад, сучий выродок! Палец сам надавил на спусковой крючок!»
Рука судьбы была слишком сурова с Мидзадом, и рукой её был Даян. Он  осуществил свой выбор в пользу справедливости, как тогда ему казалось.  Наверно, в мирное время не случилось бы подобного, но война так ожесточает  человека,  что он не думает о смягчающих обстоятельствах.  Даян  не размышлял о причинах  поведения  Мидхада,  он свёл личные счёты с ним,  в соответствие с нормами справедливости, установленными им самими качествами, присущими его личности.  Дело в том, что справедливость и несправедливость не равны. Убив негодяя, человек не испытывает удовлетворения от своего деяния. Муки совести не давали Даяну покоя всю жизнь
. «Долго меня мучили страшные военные сны. То Мидхад за головой являлся, хотел её на ключ гаечных сменять, то Гамил тихо подходил и, молча, лишь взглядом спрашивал: «Зачем ты с ним так? Пусть бы Аллах его судил»
Опираясь на личные качества героя, автор полагает, что  проступок свой Даян совершил именно по причине своего жёсткого характера, но содержание рассказа и поведение героя говорит именно об ожесточении человека на войне.
  Автор не говорит - сознательно ли он опекал маленького  Мурада.  Вот как характеризует автор их взаимоотношения:
«Он-то был совсем как родной Даяну, на руках рос у соседского дедушки вместе с его многочисленными чадами, так как свой дед с войны не вернулся... Муратка даже чуток роднее был, чем свои, мог тяжкий и грубый характер Даяна стерпеть, считая его справедливым, а не жестоким».

Наверно, Господь направил его по этому пути, «заменив убитого живым», И  именно Мураду он открывает свою страшную тайну.
В описании эпизодов войны мы не видим особо страшных строк, щекочущих нервы обывателя.  Автору было достаточно только одной фразы, приводящей к осознанию ужаса происходящего на войне
«Уже из кабины увидел, как санитары перевернули носилки, выкинули тело Гамила, и, пригнувшись, побежали на передовую.»
На войне человек ценен только когда он является боевой единицей. Раненого нужно спасать, чтобы он мог стать в строй, а мёртвый годен только земле. Возможно, картина, увиденная Даяном из окна автомобиля,  стала решающей в его нравственном выборе: « Кровь за кровь, смерть за смерть»
Сцена признания Даяна выглялит очень трогательно Нервное хождение Мурада вдоль скамейки говорит о буре эмоций, бушующей в нём. Хотел ли Даян получить прощение от  своего названного внука? Простил ли он  старика?  Это не имеет никакого значения.  Чего хочет от нас Всевышний перед нашей кончиной? Только  искреннего раскаяния. .
«- Дедушка мой родной! Нет греха на Вас. Я бы не стал так долго ждать, а удушил его, как только тот ключ с отметиной увидел! Не казните свою душу. Аллах справедлив. Он обязательно простит Вас, дедушка Даян. Я Вас уже простил»
Мурад оценил  раскаяние старика. Мог ли он ответить  иначе..?
Они претерпели нечеловеческие испытания, были в Аду по сути, поэтому  не  хотят рассказывать  о войне,
А она преследует их до последнего их часа.
Спасибо Николаю Талызину за  проникновенный рассказ о  человеке на войне.



Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:42 20.02.2018 (1)
Кланяюсь ветеранам...
Благодарю рецензента...
Спасибо, Татьяна!!!
     21:07 20.02.2018
И вам спасибо за рассказ.
Гость      18:44 20.02.2018 (1)
Комментарий удален
     21:06 20.02.2018
Спасибо, Николай. Мне приятно.
     20:50 20.02.2018 (1)
И рассказ отличный и рецензия замечательная. Танечка, браво!
     21:05 20.02.2018
1
Спасибо, Танюша!
Реклама