«Вспомнить все» по-талимански, или рецензия на произведение "Аномалия" Марата Хабибуллина
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Аномалия
Баллы: 10
Читатели: 131
Внесено на сайт:

«Вспомнить все» по-талимански, или рецензия на произведение "Аномалия" Марата Хабибуллина


Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=94217

Осторожно! Рецензия содержит спойлеры.

   Эта рецензия – скорее взгляд требовательного читателя. Рецензент – любитель и технарь, а не филолог и знаток изысканной словесности. Однако, фантастику читают, в основном, как раз не филологи, а обычные люди. Но внимание читателя тоже нужно уметь заслужить.
   Произведение можно отнести к философской фантастике. Здесь нет космических баталий, не рассматриваются какие-либо научные гипотезы. Обсуждаются скорее проблемы человеческого общества, морали, совести, религии.
   Автор передает чувства и размышления своего героя посредством «ведения дневника». Потом, правда, дневник обрывается, а события продолжаются.
   Мелкие ошибки из разряда пропущенных букв указывать не буду.  Но их по тексту очень много, увы. Зачастую это неисправленные последствия перестройки фраз, например: «Двухэтажные каменные небольшие домики с узкими переулками и улочками, казалось ещё помнили дух предков, которые когда-то здесь жили, шидарцы». «Предков, которые когда-то здесь жили, шидарцев». Подлежащее здесь «домики», а «шидарцы» в именительном падеже не понятно, к чему относятся. Относятся-то они к «предков», ну и в соответствующий падеж перевести забыли, когда что-то в предложении перекраивали. Полагаю, что перед подачей произведения на рецензию вот такие мелочи стоит вычитать. Еще лучше дать просмотреть кому-то свежим взглядом. 
   Итак, некий шидарец живет совершенно один, если не считать домашних животных. Прототипом для Грига явно послужила собака. Да и вообще, жизнь у героя вполне земная. Только названия «инопланетянские». Однако позже выясняется, что шидарцы похожи на рептилий, а талиманцы – синие, черноглазые и с гребнем на голове. Смысловой нагрузки внешность рас не несет, но полет фантазии радует.  Главное – они существенно отличаются и внешне, и по менталитету. Шидарцы – миролюбивы, талиманцы – завоеватели. По сути, в фантастической оболочке передана история завоевания Америки европейцами. Ну и проблемы расовой сегрегации и апартеида в ЮАР явно проглядываются. С такими мотивами написано много и фантастики, и фэнтези. Чтобы далеко не ходить – знакомая с детства «Тайна заброшенного замка» с арзаками и менвитами. О том, что творили талиманцы на планете герою рассказывал дед.
   Над разрушенным века назад городом появляется некая Аномалия, и герой в ней видит сперва жизнь, а затем и последние часы обитателей.  Далее идет длительное, многократно повторяемое описание бед, которые принесли талиманцы коренному народу планеты. Повторять одни и те же сведения несколько раз не желательно и в романе на 200 страниц. В рассказе тем более. Читателю становится скучно.Тут нужно нещадно вычесывать текст. 
   «Судя по выцветавшему на Сегинусе (автор имеет в виду солнце похоже)…». Зачем это пояснение в скобках, если солнце Риона уже упоминается в самом начале?
   «Темнело на Рионе необычайно быстро» - рассказчик бывал на других планетах? Если так темнело на Рионе всегда, то для него это обычно. Нет, ну может, конечно, пробивается прошлое, о котором будет говориться далее. Либо же стоит отметить, что темнело необычайно быстро именно в тот день - это уже подчеркнет важность происходящего, аномальность.
   И вот во время очередного посещения заброшенного города, ЛГ начинает слышать голоса душ. Души эти он потревожил своими визитами, и они просят избавления. Считается, что в местах, где много людей встретили смерть в мучениях, остается определенный негативный информационный след. Такие места часто считают гиблыми. Официальная наука пока молчит, но кто знает, что откроется со временем. Во времена Коперника об электромагнитных полях даже предполагать не могли. А сейчас все ими ежедневно пользуются. Научного объяснения Аномалии Автор не предоставляет, да оно здесь и не требуется. С появлением душ сюжет, наконец, сдвигается с мертвой точки, и в этих душах вся его соль.
   Герой обращается к Библии землян, завезенной на планету торговцами. Ну и узнает историю Христа, который пожертвовал собой ради спасения душ землян. То есть Автор пытается переосмыслить библейские мотивы в условиях иных миров. И его герой даже задается вопросом, а не сам ли он становится Мессией для этих душ.
   Опять воспоминания из жизни ЛГ. Визит в город талиманцев. «Но вместо дружеской встречи, я встретил одну лишь ненависть». На какую дружескую встречу мог рассчитывать представитель покоренного народа?  Это выглядит, примерно, как если бы афроамериканец заглянул в кафе для белых где-нибудь в Алабаме в 50-е. И еще, в самом начале ЛГ упоминает, что возил жену, а тут он уже поехал сам. Нестыковка.
   Шидарец Синг (появилось его имя) читает Библию, но все еще считает себя атеистом. А дальше неизвестный голос предлагает ему вспомнить прошлое. Души ли это, или Бог, в которого Синг вроде не верит, но о котором задумался? Опять длительное повторное описание злодеяний талиманцев.
   По зову душ Синг снова идет в город с Библией и читает её. И души внезапно называют его талиманцем и убийцей. Синг вспоминает, что он этот город и разрушил, и не только его. Он был талиманским военачальником. Но гибель этого шидарского города его потрясла, и он, воспользовавшись способностью талиманцев изменять внешний вид (идея распространенная: Мистик из «Люди Х», метаморф  Анна из «Тайного Города» - так, навскидку), стал шидарцем и спрятался. Жена его тоже. Что она делала на месте операции по зачистке города? Или была солдатом разрушителей? Короче говоря, Синг с женой трансформировались, все забыли и пережили все прелести апартеида. Поворот неожиданный. Это плюс. Но такой мотив весьма распространен. Герой творит что-то нехорошее, потом забывает это, ищет виновного, а потом вспоминает, что он и есть тот самый виновный. Теперь вопрос: откуда взялся дед, который рассказывал Сингу историю планеты? Или дед был воображаемый? Если так, то стоит объяснить этот момент в тексте. А еще оказалось, что шидарцы очень долго живут. Как раса Йоды, видимо. А талиманцы? Тоже? Он же талиманец от рождения. Вот здесь хоть какое-то логичное пояснение просится, раз пошла такая пьянка с превращениями. Ну да ладно. Души нашли его, призвали к ответу и наказали, растерзав. Синга, ясное дело, еще и собственная совесть терзала. От неё не убежишь. Он попытался забыть, но совесть все равно не уснула. Наказание освободило его, принесло искупление. Ну, на этом и все. Здесь и вся философия рассказа. А вот фраза: «Он остался вечно бродить по тихим улочкам мёртвого города и жить в бессмертном грехе справедливой смерти», - вызывает вопросы. Почему справедливая смерть это грех, да ещё и бессмертный. Намудрил Автор с философией. Эмоции и чувства – это хорошо, но о логике забывать не стоит.
   Общее впечатление. Ну, во-первых, описания ужасов уничтожения конкретного города и цивилизации шидарцев в целом – не просто затянуты, а еще и частично повторяются. Это не есть хорошо. Когда на каждой странице видишь одни и те же описания и мысли – становится  скучно. Читается такой текст очень тяжело.  И главное – сам Автор путается, и начинаются нестыковки.  Плохо затянутость и повторения сказываются и на атмосфере произведения. Она есть, но быстро тонет в разливаемой воде.
   Какой-то новизны особой в рассказе нет. Есть определенный назидательный посыл, призыв к человечности. Это плюс. А над текстом нужно очень много работать в направлении сжатия и обрезки, чтобы заложенные идеи и позиция Автора не затерялись. Работа объемная, вдохновение писать есть, есть идеи. Дальше дело за логикой и техникой. Нужна практика. Умение хорошо писать приходит не сразу, его нужно оттачивать. И не забывать читать хорошие книги. Вот такие советы.


Оценка: 6

Моя шкала:
10  -  впечатляет, вызывает сильные эмоции
8-9 – отлично, но есть недочеты, которые легко исправляются
6-7 – неплохо, но нужно многое исправлять
4-5 – текст требует серьезной доработки и переработки
2-3 – безграмотный текст новичка, который без "поллитры" не осилить, но, возможно, я не сумела разглядеть гениальность
0-1 – «поллитры» недостаточно, нужны спецпрепараты, или текст откуда-то нагло «скопипастен».

Оценка произведения: 6


Разное:
Обсуждение
     23:34 09.03.2020 (1)
1
Молодец, Наталья!
Рецензия написана, чувствуется, со знанием дела.
Если автор учтет все ошибки, со временем благодаря Вашим рецензиям, он будет писать очень и очень хорошо!
Сразу видно, что Вы - хороший знаток фантастики.
     00:44 10.03.2020
1
Спасибо) Не знаю, как со знанием дела, но то, что бросилось в глаза - указала. Не думаю, что все недочеты нашла, скорее указала основные виды проблем. Я тоже надеюсь, что Автор учтет и будет внимательнее работать над рассказами. Потенциал есть)
     19:52 09.03.2020 (1)
2
Спасибо за рецензию, за весь проделанный труд. Я учту ошибки и попытаюсь исправить в будущем. Новых произведений у меня пока нет, есть только наброски но опубликую наверное не скоро. 
     20:21 09.03.2020
1
На здоровье) Надеюсь, я не перестаралась со строгостью) 
Наброски - это хорошо, главное внимательно с ними работать - и все получится) Удачи и творческих успехов)
     16:44 09.03.2020 (1)
2
 А кто автор и где ссылка на работу?
     17:25 09.03.2020 (1)
2
Ой, сейчас сделаю, я еще не во всех технических тонкостях разобралась( Спасибо)
     17:39 09.03.2020
2
Пошла читать 
 Рецензия впечатлила!


Реклама