Рецензия на рассказ "Разум глубин" Марата Хабибуллина
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Разум глубин.
Баллы: 4
Читатели: 80
Внесено на сайт:

Рецензия на рассказ "Разум глубин" Марата Хабибуллина

   Рассказ на стыке научной и философской фантастики. О контакте с внеземным разумом человечество мечтает уже не менее столетия. О контакте с разумными глубоководными существами есть замечательный фильм «Бездна». Тема волнующая и дает немалый простор для воображения фантаста. Насколько же Автору удалось её раскрыть, привнести что-то новое?
Будущему поколению оставляю эти записи как завещание.

   - где-то это уже встречалось. Если рецензию писать без учета знакомства с творчеством Автора, то пройдет. Но это уже вторые записки будущему поколению. Да еще и как завещание. Герой только сегодня встретил инопланетян, и собирается еще пожить, но завещание уже составил. Хорошо, отбросим юридический документ. Должны быть какие-то просьбы, пожелания и советы будущим поколениям, но завещание звучит странно и пафосно.
    Итак, герои прибывают на планету Глизе. На сегодняшний день Глизе – имя ученого и название каталога звезд. Красный карлик, о котором, похоже, идет речь – Глизе-581, а планета – Глизе-581-с. Предположительно похожая на Землю и находящаяся в обитаемой зоне.  К этой системе фантасты и кинематографисты любят обращаться. То, что в рассказе есть указание на реально существующую экзопланету – плюс.
   В подводную экспедицию направились капитан, старпом, пилот и бортинженер. Странный состав для исследовательской экспедиции. А экзо- (ксено-) биологи, геологи и другие ученые в экспедицию не попали? Погружаться в батискафе в необследованный океан капитану со старпомом – это вообще преступное безумие. А если их гигантский спрут сожрет? Как остальные на Землю вернутся? Ну и опять же – где ученые? Где беспилотные зонды? Философская фантастика – это хорошо, но хоть какая-то логика, хоть какое-то соответствие реальности должно присутствовать, иначе все скатится в дешевый бульварный бред или голливудскую клюкву 3-го сорта. Знаете, есть такие фильмы «типапрофантастику», где школьники и уволенный ученый ловят ноутбуками Меркурий, сошедший с орбиты и несущийся к Земле. Это однозначно недоработка.
   
Пётр включил свет. Прожекторы включились и пронзили тьму, словно стрелой в сердце.

   Рассказ написан очень давно. При перечитывании после длительной «выдержки» подобные ляпы прямо прыгают автору в глаза. Но они, почему-то дружной стаей налетели на рецензента. Перечитали бы хоть, прежде чем запрос посылать. Рецензент – не «бета» и не корректор. Убирать тавтологии – это работа рутинная и техническая.  Да, есть художественный прием повтора, но это не тот случай. Это невнимательность. И как-то ну совсем не представляется сходство между светом, пронзившим тьму и стрелой, пронзившей сердце. Ну, хотя бы потому, что подводная тьма выглядит как нечто вообще границ не имеющее, а сердце – относительно небольшой клубок мышц. Неудачное сравнение.
Насколько хватало глаз, возвышались шпики высотой до ста метров.

   - «шпик» это либо шпион, либо сало. Может, все таки «пики»? То, что описали «черных курильщиков» - это хорошо, это неотъемлемая часть глубоководных ландшафтов. Но!
Это выделяется тепло из недр земли и, застывая, образуют сталактиты.

   Тут грамматика и физика рыдают сконденсированным серным ангидридом. Это поднимаются геотермальные воды, нагретые теплом недр земли, богатые солями, которые выпадают в осадок и образуют сталагмиты. Про перегретую до температуры 400 градусов воду, остающуюся жидкой из-за бешеного давления можно не писать. Хотя научную фантастику научные сведения только украшают. Но тепло сталагмиты образовывать не может. Тепло – это энергия, сталагмиты – это вещество. Их образуют соли. Поэтическое описание не должно искажать суть явления, тем более в фантастике.
   В остальном описания подводного мира планеты – вполне приличные. И вот появляются вуали-телепаты. Телепатический диалог – да, в такой ситуации наиболее простой и эффективный способ общения. Для философской фантастики вполне приемлемый прием. Можно придраться к такой коммуникации, но рассказ же не о способах передачи данных при контакте с внеземным разумом. Телепаты – и ладно.
   Раса называется Лакарусы. То, что инопланетяне сообщили вполне передаваемое человеческим языком название – это сказка. Но надо же как-то их назвать. И как-то это название до читателя донести. Приемлемо.  Однако если само название забить в поисковик, окажется, что не такое уж оно и оригинальное. Приборы  и испанские фамилии плохо сочетаются с внеземной жизнью.
Она населена множеством зверей, людьми. Там растения, цветы, насекомые и много того, чего вы никогда не видели. Там солнце светит над головой и там наш дом.

   Люди на этой планете всего второй день. Какой дом? И почему планета населена людьми, если они только прилетели в разведку? Нестыковочка.
   Лакарусы предупреждают людей об опасности глубин, не позволяют плыть в опасную зону. Приятно встретить таких разумных и заботливых инопланетян. Но вот, кстати, не предупредили бы «вуали» людей, и осталась бы экспедиция без капитана и старпома. Заинтриговало, что же там за опасность такая.
«Увидимся ли вновь. Люди»
- К сожаленью Лакарусы. Но нет, - ответил Крамер.»

   - что-то со знаками препинания. Перед «Лакарусы» явно не хватает запятой. Так получается, что Крамер не обращается к инопланетянам, а называет так себя.

   Интересно, миллионы лет плавали по дну, и ни одному не пришло в… разум полюбопытствовать и сгонять наверх. Разум обычно пытлив, а тут как-то не очень.
   Что впечатлило. Разумные существа, осознающие, что они пленники морских глубин. Мы ведь тоже прилично привязаны к Земле и дальше Луны летают только беспилотные зонды. А ведь так хочется погулять по Марсу, понырять в метановые моря Титана, заглянуть в ту же систему Глизе-581. Но наша природа задает космонавтике слишком много задач по поддержанию жизнедеятельности космонавтов. То, что мы живем в газообразной среде, позволило нам выйти в космос. Трудно предположить, какие должны быть технологии у водных обитателей, чтобы сделать то же самое. Это же какой мощный нужен двигатель, чтобы поднять космический корабль-аквариум на орбиту. Лакарусы вынуждены мечтать о суше и космосе. Мы пока мечтаем о дальних мирах и космических полетах. Ну а дальше – мы либо найдем путь, либо так и останемся, как лакарусы, пленниками Солнечной системы, а летать между звездами смогут только формы жизни, комфортно чувствующие себя в вакууме, а то и какой-то живой разум в другой, не белково-нуклеиновой форме. С другой стороны, подводные обитатели вообще не знали, что кроме океана еще что-то может быть. Люди открыли им недосягаемое. Хорошо это или плохо - решать читателю. Лакарусы решили, что хорошо. Их мир расширился.
   Пора делать выводы. В тексте много ошибок, нестыковок. Причем ошибки смысловые. В то же время, финал предлагает пищу для размышлений. Идея, проблема, вопросы улавливаются, но общие недочеты текста от них отвлекают. У рассказа есть главное - ключевая идея о разумных пленниках морских глубин. Фантастика должна заставлять думать и мечтать. С этой задачей рассказ справляется. Остальное дело техники. Над техникой надо работать. Поэтому оценка 7. Я бы даже с плюсом поставила, но до 8 не дотягивает пока.

Моя шкала:
10  -  впечатляет, вызывает сильные эмоции
8-9 – отлично, но есть недочеты, которые легко исправляются
6-7 – неплохо, но нужно многое исправлять
4-5 – текст требует серьезной доработки и переработки
2-3 – безграмотный текст новичка, который без "поллитры" не осилить, но, возможно, я не сумела разглядеть гениальность
0-1 – «поллитры» недостаточно, нужны спецпрепараты, или текст откуда-то нагло «скопипастен».

Оценка произведения: 7


Оценка произведения:
Разное:
Обсуждение
     14:39 10.05.2020 (1)
1
Благодарю за рецензию, это очень старое моё произведение, к тому же только отрывок, полная версия здесь https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/fant/666732.html?all
     15:29 10.05.2020
Рада помочь) Я когда нахожу ляпы в старых произведениях, обычно смотрю, а стоит ли что-то исправлять. Но когда понимаю, что идея так себе - оставляю эту затею. Здесь тот случай, когда идея стоит того, чтобы произведение привести в порядок, переработать и доработать.
Реклама