Рецензия «Откуда в людях столько зла? (Рецензия на произведение «О детской жестокости». Автор Михаил Шубин)»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: О детской жестокости
Баллы: 14
Читатели: 523 +2
Дата:

Откуда в людях столько зла? (Рецензия на произведение «О детской жестокости». Автор Михаил Шубин)


Детская жестокость… Проблема, которая возникла в обществе не сегодня. Актуальность статьи трудно переоценить, потому что жестокость со стороны детей в последнее время проявляется всё чаще и чаще.
Тема жестокого отношения детей и подростков к сверстникам и «братьям нашим меньшим» - это вопрос сложный и однозначный ответ на него дать очень трудно.

Если подойти к этому вопросу с психотерапевтической точки зрения, то специалист, который пытается разобраться, что побудило ребёнка к жестокому  отношению к окружающим, назовёт несколько причин.

Первая (и, на мой взгляд, самая важная) – отсутствие сострадания к более слабому. Ведь  это качество души формируется в человеке не год и не два. Для того, чтобы в душе ребёнка, и далее – подростка, выработалось сострадание, должно пройти достаточно длительное время.  Дети не проявляют сострадания к тем, кто заведомо слабее их потому, что подсознательно видят в них слабых особей. Возможно, здесь срабатывает правило естественного отбора: «Выживает тот, кто сильнее».

Вторая причина – элементарное любопытство: как поведёт себя животное в нестандартной для него ситуации? И как на это отреагируют окружающие?

Помимо того, что автор рассказывает о произошедшем с ним в детстве  случаем, он так же пытается проанализировать ситуацию. Попробуем рассмотреть произведение под углом зрения данных причин, поскольку сама статья носит характер размышления.
Начнём с того, что автор пользуется методом противопоставления. В данном случае это удачный ход, потому что когда надо сравнить такие качества, как добро и зло (которые сами по себе противостоят друг другу), данный метод, как правило, срабатывает. С первых строчек автор описывает  обстановку, которая окружала его в детстве: хорошие дворовые друзья, умение постоять за себя всем коллективом – всё это настраивает читателя на  положительную мотивацию при восприятии прочитанного.
Если дети и проявляли любопытство, то дальше наблюдения за птицами или насекомыми оно не заходило. Автор показывает, что детское «дворовое сообщество» не пыталось навредить животному миру: любопытство проявляется в проявлении интереса, и не более.  Когда дети видят выпавшего из гнезда птенца, их первая реакция выражается в том, чтобы как-то помочь ему и пытаются накормить птенчика. Дети, которые выросли в хороших, интеллигентных семьях,  как сообщает автор в самом начале произведения, проявляют жалость и заботу. У них нет желания причинить птенцу боль или оставить его на произвол судьбы. Всем двором они пытаются сделать всё, чтобы птенчик остался в живых.

И вот во дворе появляется компания из подростков. Читателя это сразу настораживает. Забрав у малышей птенца, якобы для того, чтобы отнести в живой уголок школы, пятнадцатилетние парни с лёгкостью убивают его, как только покидают двор. Судя по всему, что такое сострадание, эти дети не знают. В них оно не  воспитано. Поступив по принципу: «Я сильнее, поэтому могу сделать всё, что захочу», подростки не только убивают того, кто не может постоять за себя, они начинают угрожать более младшим.
Жестокий урок. Но с другой стороны, такие уроки невольно учат тому, чтобы не поступать так же.
Далее автор рассуждает, откуда в детях берётся жестокость и возможно ли её избежать. Целиком и полностью – нет, потому что в любом человеке заложено два начала: хорошее и плохое. Если плохое не выходит за пределы дозволенного, это, как правило, не вызывает общественного порицания. Люди  не задумываются о том, что убивая мух – разносчиков инфекций, или мышей, которые так же могут явиться рассадниками очень серьёзных заболеваний, они проявляют своего рода жестокость по отношению к насекомым и некоторым животным. Поступить по другому в этом случае просто нельзя, потому что распространение микробов грозит болезнями. Другое дело – когда в руках человека гибнет ни в чём неповинный птенец или котёнок. Это – жестокость, вышедшая за грань, что само по себе чревато очень плохими последствиями. Человек, поднявший руку на животное, в следующий раз может не совладать с приступом агрессии и ударить или убить себе подобного.

Заканчивается статья призывом к взрослому поколению – воспитывать в детях любовь к природе и ко всему живому. Призыв, безусловно, очень хороший и правильный. Чем младше ребёнок, тем легче ему объяснить, чтó хорошо, а чтó – плохо. Поэтому начинать воспитывать в ребёнке умение любить и беречь природу, лучше тогда, когда он ещё ходит в детский сад. Главное – подойти к этому неравнодушно, потому что дети – народ очень восприимчивый, и куда направишь их энергию – туда она и пойдёт. Направишь на добро – значит, сердце маленького человечка отзовётся добром. Если направить энергию ребёнка в противоположное русло – небольшая по своей силе энергия со временем превратится в ураган, который сметёт на своём пути всё.

С точки зрения стилистики и употребления лексики, статья соответствует нормам. 

Недочёт с точки зрения оформления текста, следующий: числовое обозначение цифрами допустимо только в жанре журналистики,  а именно  - в газетных и журнальных статьях. Если работа представляет собой  статью, и при этом она близка к художественному повествованию, числа записываются словами. Допускаются только числовые обозначения годов и столетий. Так, например, "в  конце 60-х" - это правильно. Так же было бы правильным,если бы дата была записана  целиком, например, в  1978 году. 
Столетия допускается записывать как арабскими, так и римскими цифрами: в 19 в. или в XIX в.
Всё остальное по правилам оформления художественного или художественно-публицистического текста записывается следующим образом:
"Мне было лет девять или десять", "... во дворе появилось два подростка лет пятнадцати", "наш двор был расположен между двумя длинными пятиэтажными домами", "соседний двор был в два с половиной раза меньше нашего" и т.д. 

Несмотря на вышеприведённые недочёты, а так же учитывая актуальность статьи и  язык изложения, способствующий лёгкому восприятию,  считаю, что данное произведение заслуживает высокой оценки. 


Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=101412

Оценка произведения: 9


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     04:31 06.06.2020 (1)
"Мне было лет девять или десять", "... во дворе появилось два подростка лет пятнадцати", "наш двор был расположен между двумя длинными пятиэтажными домами", "соседний двор был в два с половиной раза меньше нашего" и т.д.
    -    Лина, ну какие же это недочёты???   Это же здорово!

Ну, почему вы же так все зациклены на кондовой "правильности"...

 Короче, и тем не менее, за рецу почти "очпонр", а оценка призведения девять с половиной.

А меня можно расстрелять - а возраста мне от 55-ти до 60-ти.

  Привет Редактору!
     06:07 06.06.2020 (1)
1
Добрый день, Олег.

Коль скоро мы пишем на русском языке, мы должны его уважать. И если правилами предусмотрено записывать имена числительные не цифрами, а именно буквами, стало быть, этих правил надо придерживаться. 
Представь себе на минутку, товарищ дорогой, которорый находится в возрасте между пятьюдесятью пятью и шестьюдесятью годами, что одному умнику вдруг взбрело в голову, переписать законы физики и начать находить значение ускорения не по известной формуле, а по собственному закону. Да при этом ещё и восклицать: " Так это же прекрасно, господа!"

Прекрасно-то прекрасно, вот только сдается мне, что в физике скоро начнется бардак. Почему? Да по одной простой причине: в чужой монастырь со своим уставом не ходят .Прописаны формулы - будь добр считать по ним. И уж коль скоро прописаны правила русского (да хоть какого!) языка, изволь их соблюдать. 
А то такой же бардак начнется. 
Кстати о физике. Есть замечательный закон, выведенный в свое время Ньютоном: "Сила действия равняется силе противодействия". Хороший, знаешь, такой закон, решать задачи по которому очень даже удобно. 
Да и в жизни он очень часто срабатывает. САМ срабатывает, без вмешательства людских сил.

С наилучшими и самыми  искренними пожеланиями не болеть 
Магдалина



     06:09 06.06.2020
Спасибо.
     18:03 05.06.2020 (1)
3
Чтобы оценить качество  рецензии, нужно ознакомиться с произведением, на которое рецензия написана. Прочла и рецензию, и эссе Михаила Шубина. Могу только присоединиться ко всему сказанному. Качественный разбор и справедливая оценка.

     18:42 05.06.2020
Спасибо, Анна. 
Мне очень приятно услышать такое именно от Вас. 
Раньше, когда читала рецензии, написанные другими авторами, не задумывалась, насколько это кропотливый труд - понять намерения автора и дать адекватную оценку.  Сейчас на написание рецензий смотрю уже совсем другими глазами. 
Спасибо!
     10:06 04.06.2020 (1)
2
Лина, благодарю за подробный разбор моего рассказа и высокую оценку!
     11:17 04.06.2020 (1)
1
Михаил, тема, которую Вы "озвучили" (это образно, конечно, сказано) в своём эссе, очень актуальна. Увы, жестокости  самой по себе сейчас много. И когда эта проблема затрагивает поведение детей, не говорить об эьом нельзя. Сама по себе статья написана хорошим языком, и  материал подан так, что он пробуждает интерес. 
Не бросайте писать.  Я не призываю Вас останавливаться только на тех статьях, где говорится о каких-либо проблемах, можно же попробовать и что-то другое. Если Вы будете тренировать руку, постепенно навык перейдет в умение.Врочем,  если Вас интересует только эссеистика и написание статей, можно попробовать реализовать себя в этом направлении. Здесь уже выбор будет только за Вами. 
Но в общем и целом - хорошо. 
     12:13 04.06.2020
Спасибо, Лина!
Реклама