Рецензия на повесть Марата Хабибуллина «Звёздные острова»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Звёздные острова.
Баллы: 6
Читатели: 98
Внесено на сайт:

Рецензия на повесть Марата Хабибуллина «Звёздные острова»

   Перед нами фантастическая повесть, которую можно разделить на две части. Научной достоверности внимание практически не уделено, акцент на вопросах философских, так что это очередной пример философской фантастики, причем детской.
   Повесть начинается с описания планеты Идэнии, на которой обитают разумные зверолюди - глекторы. У них технически развитая цивилизация, своеобразная система управления с избираемым королем. Ну и запрет на полеты в космос. Автор знакомит читателя с одним из главных героев – королем Плинием. Имя древнеримское. И возникают вопросы: либо у автора плохо с фантазией, либо это что-то значит. Ответ на вопрос текст предоставляет. Имя короля – не ляп и не отсутствие фантазии, а подсказка.
   Плиний, надо отметить, получился мечтателем. Он задается вопросом, одиноки ли глекторы во вселенной. По профессии король человек-кот – ботаник. Отсутствие профильного астрономического образования, конечно,  не может помешать мечтать о звездах. Но в тексте появляются несуразности, связанные с этим:
«Сконструировать звездолёт и совершить  первый в истории Идэнии полёт в открытый космос»


   Он же ботаник! Звездолеты конструируют целые организации.  Мечтатель это хорошо, но не настолько же. Тем более для короля.
В целом линия Плиния очень наивная. У взрослой аудитории вызовет усмешку. Хотя для детской вполне приемлема. Мечтатели толкают человечество к звездам, делают великие открытия.
   Дальше мы знакомимся с землянами.
«Множество миров было в каталоге изученных планет, но жажда к познанию гнала вперёд. Вольные путешественники-первооткрыватели с Земли бороздили космос в поисках приключений и внеземной формы жизни. Экипаж состоял из четырёх человек,  капитан Горюнов Михаил, пилот Максим Власов, старпом Иванов Сергей и его жена-медик Елена».


   На какие, извините, шиши собрана частная экспедиция такого уровня, если они "вольные"?  Ну и состав команды довольно странный. Где ученые? Какие-то должности ну совсем не космические. И перед перечислением членов экипажа не хватает «:».
   Стоит обратить внимание на следующие ляпы и вычесать их безжалостно:
«Воздух был свеж и чист. Дышать было можно.»


   О пригодности атмосферы уже говорилось, и они спокойно дышат – зачем еще раз об этом упоминать?
   О технике безопасности при высадке на незнакомую планету даже говорить не хочется. Вышли – и сразу дышать. Одного оставили на корабле, а сами пошли в гости к незнакомой цивилизации. Прям приквелы «Чужого» с троганьем и пробованием всяких инопланетных незнакомостей. Но для детской фантастики это сойдет.
   Землянам повезло – король зверолюдей принял их с распростертыми объятиями. К тому же, оказалось, что они говорят на одном языке. Тут читатель начинает понимать, что с этими инопланетянами не все так просто.
   Поняли это и космонавты-земляне и задались целью узнать, как появились глекторы.
«- Хм…хозяин Вселенной. Бог, Создатель, что ж имен много. Быть может Боги сверхразумная цивилизация  достигшие невероятного уровня развития, что смогли создать не только космос с её жителями, но и всё, что находится на планете. А кто же тогда создал самого Бога»


   Одна из ключевых мыслей произведения. Вопрос, на который ответ до сих пор не найден.
   Неподалеку от столицы глекторов есть запретное место, из которого они и пришли. Посещение этого места под строжайшим запретом. Идеи о том, что древние запрещенные и гиблые места – на самом деле следы пришельцев или былых техногенных катастроф, в наше время весьма популярны. Собственно говоря, если наша цивилизация рухнет и начнет развитие заново, с первобытного строя, территория Чернобыльской АЭС сразу же станет таким сакральным гиблым местом, храмом богов и злых духов – радиация-то за тысячи лет не особо исчезнет.
   Земляне посещают запретное место и находят следы пропавшей экспедиции. Глекторы были созданы землянами. Таким образом ответы на вопрос с языком и культурой даны.  Тем не менее, есть вопросы (на том, что DVD уже сейчас выходят из употребления и ко времени таких дальних полетов сохранятся только в музеях, заострять внимание не буду, у Ефремова вообще перфоленты были и это не мешает его фантастике быть классикой):
«Многие погибли. Синьг Тард и его союзники люди-тигры, и люди-львы  сбежали на большом космическом корабле. Уцелевшие зверолюди  спаслись бегством…»


   Если мятежники улетели – от кого спасались бегством оставшиеся зверолюди? Возможно, если поменять события местами – логика восстановится: «Многие погибли. Уцелевшие зверолюди  спаслись бегством… А Синьг Тард и его союзники люди-тигры, и люди-львы  покинули планету на большом космическом корабле.»
   И, кстати, где они этот корабль взяли? «Аполлон», на котором прилетели экспериментаторы с Земли остался на Идэнии. Откуда второй корабль? Чтобы его построить нужна определенная сырьевая и техническая база. Значит в древней экспедиции должно быть несколько кораблей и об этом следует упомянуть заранее. И еще по генетике. Зверолюди: котолюди, собаколюди и т.п. – скрещиваются ли они между собой? Рассказ, конечно, детский, но сразу вспоминается анекдот про то, как у зайчика и белочки не было детей. Опять же, у разных видов зверей свои особенности в поведении – этот момент стоит осветить подробнее.
   Итак, Плиний проследил за землянами и узнал правду о происхождении своего вида. Да, принять, что ты – всего лишь результат эксперимента – может оказаться непросто. Но с другой стороны, а какая разница? Плиний так же разумен и талантлив, любознателен. Ему просто нужно принять свое происхождение. И он его примет. Стоит ли знать правду остальным глекторам? Правду всегда стоит знать, но к ней нужно быть готовым. Опять таки, Автор поднял проблемы и заставил читателя задуматься.
   Снова проблемы с лексикой и грамматикой:
« Горюнов ласково погладила несчастного  изгоя по голове.»

    Не понятно, почему Автор называет Плиния изгоем? Он все еще король и никто его ниоткуда не изгонял и не собирается. Слово использовано неверно. Происхождение от подопытного животного еще не делает изгоем.
После разгадки тайны происхождения глекторов начинается вторая часть произведения. У короля нашлись единомышелнники, и экипаж корабля пополнился глекторами. Занудный вопрос: а системы жизнеобеспечения и запасы провизии на корабли рассчитаны на такое прибавление экипажа? В космос всегда всё загружают  «в тютельку» – слишком дорого поднимать лишний вес.
   Кстати, при таком наивном и прогрессивном короле ожидала каких-то интриг против Плиния. В человеческом обществе так и было бы. Либо Автор не думал о таком варианте развития событий, либо глекторы к интригам не склонны.   

   Во второй части повести исследователей угораздило попасть на планету, где цивилизация разумных обитателей стоит на первобытно-общинной ступени. Снова эксперимент. Который показывает совершенно иные результаты. Общество людей фанатично в своих верованиях и агрессивно. В этом обществе, чтобы жениться – нужно убить оленя. В этом обществе слепо поклоняются богам, ну а вождь вполне свободно решает, кого считать богом, а кого демоном. Описанная цивилизация очень похоже на нашу. И сейчас в 21-м веке полно суеверий, а где-нибудь в дебрях экваториальной Африки остается неслабый шанс стать ритуальным ужином. Ну и политики частенько определяют, кого считать демоном, а кому – поклоняться.  Христа одинаково ждет казнь, что в 33-м, что в 2033-м, хотя в 2033-м его скорее ждала бы камера в лаборатории и бесконечные опыты. Но суть не меняется. Однако исследователям повезло, что на помощь пришли наблюдатели – представители более высокой цивилизации. Существует мнение, что представители высших цивилизаций – миролюбивы и не агрессивны, иначе они бы уничтожили самих себя, не успев достигнуть уровня развития, достаточного для полетов к другим мирам.
   Повесть заканчивается словами: «…он (вождь) увидел в лице гостей из космоса не союзников, а врагов. Почему? Право не знаю…» Вопрос хороший. Читетелю стоит попытаться на него ответить, хотя, в целом это несложно.
   Но вот почему цивилизация глекторов развивалась иначе? Вот над этим стоит задуматься. Только ли дело в биологической природе? И было бы нелишним читателя к сравнению подвести, указать на ключевую причину (не прямым текстом, но плавно подвести). Для меня причина пока остается загадкой. А ведь две цивилизации представлены явно для сравнения.
   Делаем выводы. Произведение подходит для аудитории 10+, наивное, детское (это не недостаток). В нем поднимаются проблемы стремления к познанию, развития цивилизаций, принятия правды о происхождении разумного вида. Текст требует серьезного редактирования и вычитки. Есть технические и логические ляпы. Не все, что заявлено, раскрыто (путь развития глекторов).
Колебалась между 7 и 8, но учитывая внушительный текст и заложенные идеи, поставлю 8 слегка авансом.


Моя шкала:
10  -  впечатляет, вызывает сильные эмоции
8-9 – отлично, но есть недочеты, которые легко исправляются
6-7 – неплохо, но нужно многое исправлять
4-5 – текст требует серьезной доработки и переработки
2-3 – безграмотный текст новичка, который без "поллитры" не осилить, но, возможно, я не сумела разглядеть гениальность
0-1 – «поллитры» недостаточно, нужны спецпрепараты, или текст откуда-то нагло «скопипастен».

Оценка произведения: 8


Разное:
Реклама