Типография «Новый формат»
Заметка «Похвала как валюта»
Тип: Заметка
Раздел: О сайте
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 52
Читатели: 303
Дата:
Предисловие:
Небольшое исследование причинно-следственных связей "очпонов" и их влияние на творчество.

Заранее прошу простить, за всё...

Похвала как валюта

Негласный контракт творческих сообществ


Представьте: вы публикуете на поэтическом сайте стихотворение, над которым долго работали. Первый комментарий: «Браво, глубокая мысль и яркий образ!». Вы, растроганный, идёте на страницу этого человека и видите текст, который кажется вам... весьма слабым. Что вы сделаете? Большинство в этой ситуации ответит что-то вроде «замечательно» или «снимаю шляпу». Почему?

Это и есть социальный контракт творческих сообществ в действии. В онлайн-средах, где собираются поэты, художники, фотографы, начинающие писатели, давно сложилась устойчивая практика взаимных, порой безоговорочных, похвал. Со стороны это выглядит как лицемерие или инфляция искренности. Однако за этим ритуалом стоит сложная система психологических, социологических и платформенных механизмов, выполняющих ключевую функцию: сохранение сообщества и поддержка его участников. Что на самом деле происходит, когда мы ставим «очень понравилось!» под чужим произведением, даже если оно нас не впечатлило?


1. Психология контракта: почему мы чувствуем себя обязанными хвалить


В основе явления лежат глубоко укоренённые психологические программы.

Норма взаимности — один из фундаментальных законов социального взаимодействия. Получив одобрение, человек испытывает внутреннее, часто неосознанное давление «ответить тем же». Это эволюционный механизм, повышавший шансы на выживание через сотрудничество. В цифровой среде он превращается в автоматический обмен «плюсиками».

Подтверждение значимости — ещё более мощный мотиватор. Творчество — процесс уязвимый и интимный. Авторы ищут не столько критики, сколько признания своего существования в поле. Похвала удовлетворяет базовую потребность быть «увиденным». Она становится не просто оценкой текста, а подтверждением ценности самого автора.

Когнитивный диссонанс включается, когда наши действия и убеждения расходятся. Например: человек, чей вкус тебе только что понравился, публикует откровенно слабое произведение. Критиковать его — значит разрушить только что созданный позитивный образ и вызвать внутренний конфликт. Гораздо проще найти в работе хоть одну сильную сторону и похвалить её, приведя свои чувства в согласие с предыдущим добрым жестом.

Эффект доброжелательности довершает картину. Получив лестный отзыв, мы подсознательно настраиваемся на позитивную волну и становимся более снисходительными к творчеству дарителя. Мы буквально хотим найти в его работе что-то хорошее.

Таким образом, похвала в этом контексте — не столько эстетическая оценка, сколько инструмент социальной адаптации, работающий на глубинном психологическом уровне.


2. Социология: гифт-экономика признания


Если психология объясняет индивидуальные мотивы, то социология показывает, как эти мотивы складываются в систему.

С точки зрения теории социального обмена, взаимные похвалы — это валюта, циркулирующая внутри сообщества. Обмениваясь «плюсиками», лайками и восторженными комментариями, авторы накапливают социальный капитал: доверие, связи, гарантии будущей поддержки. Это не вежливость, а стратегическая инвестиция в собственный статус и безопасность внутри группы.

Этот процесс закономерно ведёт к формированию ин-группы — ощущения «мы против них». Внутри — свои, безопасные, поддерживающие. За пределами — чужие, потенциально враждебные или безразличные. Для новичка, чья творческая идентичность шатка, эта граница жизненно важна. Один жёсткий комментарий «извне» может выбить из колеи, тогда как поток похвал «от своих» — удержать в сообществе.

Механизм напоминает не рыночный обмен, а гифт-экономику (экономику дарения). Похвала — это дар. Как и любой дар, он создаёт не мгновенный, а долгосрочное социальное обязательство. Ответный дар (похвала в ответ) может прийти позже и в иной форме, но он ожидается. Эта система плетёт невидимую сеть взаимных обязательств, которая и скрепляет сообщество.

Главный продукт этой экономики — безопасная среда. Когда автор знает, что его не разгромят, он продолжает творить и делиться результатом. Сообщество остаётся живым, в нём задерживаются даже самые неуверенные участники. Это «тепличные условия» — они могут тормозить закалку, но гарантированно предотвращают вымораживание.


3. Диктатура позитива: как онлайн-среда делает похвалу единственным выбором


Особенности цифровых платформ не просто отражают эту тенденцию, а активно её усиливают.

Культура лайков и позитивного подкрепления, взращённая соцсетями, превратила одобрение в социальную норму, а его отсутствие — в скрытое неодобрение. Развёрнутая критика, особенно без прямого запроса, всё чаще воспринимается как нарушение негласного этикета, акт агрессии в пространстве, предназначенном для поддержки.

Публичность всех взаимодействий накладывает ограничения. Критиковать на виду у всех — рисковать собственной репутацией «токсичного» или «завистливого» человека. Похвала же всегда социально безопасна и поощряема. Модераторы часто поддерживают этот климат, удаляя резкие комментарии во имя «доброжелательной атмосферы», тем самым закрепляя позитив как единственный допустимый тон.

Отсутствие невербальных сигналов делает текстовую критику особенно уязвимой для превратного толкования. Даже самую деликатную и конструктивную обратную связь, лишённую интонации и мимики, легко прочитать как нападение. В таких условиях похвала становится единственным беспроигрышным и нерискованным вариантом коммуникации.

Всё это создаёт петлю позитивного подкрепления: платформа поощряет похвалу, психология толкает к взаимности, социология превращает её в валюту. Круг замыкается.


Итог: ритуал поддержки и его неизбежная цена


Взаимная похвала в творческих сообществах — это негласный социальный контракт. Это ритуал, направленный на выживание группы, поддержание мотивации её членов и создание безопасного пространства для уязвимого процесса творчества.

Однако у каждой системы, выполняющей защитную функцию, есть своя цена. Побочными эффектами этого контракта становятся:


  • Инфляция похвалы. Когда «все всё хвалят», ценность отдельного одобрения стремительно падает. Слова «гениально», «проникновенно» стираются, теряя смысл.


  • Дефицит конструктивной критики. Без честной, профессиональной обратной связи крайне затруднён художественный рост. Авторы рискуют годами двигаться по кругу, укрепляясь в своих заблуждениях.


  • Формирование «эхо-камер». Сообщество превращается в закрытую систему, где участники лишь многократно отражают и усиливают взаимные иллюзии, теряя связь с внешними критериями качества.



Осознание этих механизмов — первый шаг к балансу. Отказываться от доброжелательности и поддержки, особенно для новичков, — губительно. Но можно сознательно создавать внутри или рядом с основным сообществом «рабочие цеха» — пространства, где честная, предметная и уважительная критика является не нарушением контракта, а его основным условием.

Конечная цель — не разрушить теплицу, а построить рядом с ней мастерскую. Чтобы у автора был выбор: где получить живительное принятие, а где — инструмент для шлифовки своего мастерства. Ведь подлинное творческое сообщество — это то, которое помогает не только чувствовать себя нужным, но и становиться лучше.


-----------------------------

С уважением ко всем, 
вечно ваш Лёха.

Обсуждение
17:42 30.01.2026(1)
Марго
))) Одно и тоже на любом сайте, и повторяют авторы одно и тоже))
Говорю же( не раз уже!) тут свои "песочницы".
18:07 30.01.2026(2)
Лёха Длинный
Но надо же что то с этим делать? Либо вводить жесткую цензуру либо развивать навыки и умения.

А так, да, везде всё одно и тоже, помню когда фотоаппараты стали дешевыми (появились мыльницы) качество фото у людей очень упало, дешево же, не надо думать, выдержка-диафрагма-композиция пофиг, когда появились цифровые мыльницы упало еще сильнее, ну а когда в телефонах камера появилась то уже даже уровня "я и яхта Абрамовича" фото стало поискать. Так же и с литературой и поэзией.
Можно вариться в собственном соку, и думать что всё хорошо, но проблема никуда не денется. Я так думаю...
21:47 30.01.2026(1)
Таша (Муха)
Либо вводить жесткую цензуру либо развивать навыки и умения.

Если цель-качество текста. Можно и за право входа тест проходить на грамотность )))
22:35 30.01.2026
Лёха Длинный
Это уже перебор будет ..
18:11 30.01.2026(1)
1
Марго
Можно вечно говорить об этой проблеме, но хозяину виднее, как вести бизнес)
18:13 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
Это факт не оспоримый
18:19 30.01.2026(1)
Марго
То что он даёт площадку нам- мы должны быть благодарны.
А кто как себя ведёт, это дело авторов. Свои любимчики всегда есть, как в любом обществе.
Свои песочницы тоже есть и всем пофиг какие стихи у автора)
Лишь бы человек был хороший)))
18:35 30.01.2026(1)
1
Лёха Длинный
Ну тогда это уже не литсайт а некая соцсеть с литературным уклоном. .
18:42 30.01.2026(2)
1
Марго
Это вообще социальная сеть, если точно- коммерческая)
Но многие хотят сделать его поэтичным...без толку.
Как обывателю объяснить СВО?))
Многие, как я поняла, не понимают СВО, но в редколлегии.
Что ждать то от поэтов- трубадуров правды?
Только о кончине своей и пишут.
Я только парадирую уже. Тут целое поле таких "цветов".
19:30 30.01.2026(1)
Idea
Я только парадирую уже.


Мона, а где можно увидеть Ваши свежие парадии?
19:34 30.01.2026(1)
Марго
На моей странице. Вы что забанены?
19:50 30.01.2026(1)
Idea
Автор запретил вам посещать его страничку.
)
04:39 31.01.2026(1)
Марго
Зайдите Гостем. Читать можно всем
06:15 31.01.2026
Idea
Ещё чего))).
19:12 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
Ну я понимаю что такое СВО, и почему и зачем знаю, из первых уст... Многое сам видел, много друзей потерял, не всех физически, многих морально. Писать об этом можно, но есть много но... Некоторые мысли выразить сложно, особенно об этом. 
19:27 30.01.2026(1)
Марго
Я с памяти знаю, что такое бандеровцы. Ужасалась, что они вытворяли в ВОВ - псы рейха.
Неужели быть колонией Штатов устраивало? Но...не может быть никакого.
Все не хотят войны, так скажите это Штатам. Слабо? Война это стимул обрести опять свободу.


В Курской области нашли массовые захоронения с сотнями тел
После вторжения ВСУ в Курскую область в массовых захоронениях нашли тела
более 500 человек, сообщила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова.

"С 6 августа 2024 года было найдено 524 тела погибших в местах их массового захоронения", — сказала она. Еще 452 жителя региона остаются в статусе пропавших без вести.

Хотите , чтоб это было по всей России?
19:49 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
К моему большому сожалению я не знаю Вашего настоящего имени, ну пусть будет Марго, так вот история на самом деле гораздо интереснее. Если память не изменяет году так в 1988, в городе Харьков, решила радикально настроенная молодежь справить день рождение Адольфа, пройти так сказать маршем по городу. И ладно в Харькове было много неформалов, так отделали тогда поклонников Адольфа, любо дорого...  Так к чему я это, началось всё очень давно, не на пустом месте. 
Бандеровцы у нас строили несколько объектов (в те далёкие времена, до амнистии Хрущевской) многие остались, обзавелись семьями. работали честно, Возможно отсутствие подстрекателей дало им возможность стать нормальными членами общества.

Но тот же город Харьков 2014 года, мой друг шёл по парку, тогда уже понаехали кругом странные личности и разместились по всему городу, сделал замечание им за ненадлежащее поведение, вокруг дети, а они пили и дебоширили. Друга убили и потом утопили в озере. Мать не выдержав горя умерла. С его отцом я последний раз общался в конце июля 2022 года. Жили они на проспекте Тракторостроителей, общались мы по видеосвязи, показывал он мне воинов света, выгнавших людей из квартиры на втором этаже дома напротив, оборудовавших там огневую точку (застройка довольно плотная) и по пьяной лавочке стрелявших из крупнокалиберного пулемёта куда придётся. В мае 2022 года он исчез, я его долго искал, нашел через знакомых в больнице, контузия. Он спал, один в своей квартире, ему прилетел в окно (8 этаж по моему, точно не помню уже) заряд от РПГ, как выбирался не помнит, квартира выгорела. Отказали ноги. В июле он опять исчез, я поднял все связи, всех знакомых, но люди уже были запуганы и боялись помогать. В конечном итоге через очень длинную цепочку выяснил, внук его вывез в Польшу. Связи нет. И таких историй у меня много...

И если надо будет, я пойду не раздумывая, сейчас я не там, по тому что считаю, что на данный момент буду обузой для подразделения, а это проблема... Но пытаюсь восстановить физическое состояние, хотя возраст уже...

Извините, что то я разошёлся...
20:15 30.01.2026(1)
1
Марго
У каждого своя история, понимаю.
Но Кремль отделывается от криминальных наследников, что рисуют себе свастику.
и их нужно уничтожать...Хрущёв ещё тот был ...он и дал красный свет бандершляйфу.
У нас тоже были свои нацисты, но после развала СССР. Колонистам это было выгодно.
Так что я за СВО. За победу над нацизмом.
РФ нужна другая международная валюта, чтоб произошёл крах доллара.
Над этим она работает. Мешают ещё внутренние беспредельщики, что залезли во власть,
но санкции нас спасают) Много выпотрошено и ещё выпотрошат.
Дела тихо делаются, орут только попугаи)
20:17 30.01.2026
Лёха Длинный
Согласен
21:45 30.01.2026(1)
Таша (Муха)
Никогда не ставлю лайки, если и зацепится не за что. Не поленюсь очпон поставить, если стоит того на мой вкус.
Взаимные отношаньки-это мне непонятное, но если кого-то греет-ничего дурного не вижу. Девять жизней сказал, что фабуляне-семья, значит что-то понимает в местной системе ценностей )) 
пс, (тихо в сторону) если за количество знаков не платят,то это такое хобби (плата символами)))
22:36 30.01.2026
Лёха Длинный
19:32 30.01.2026(1)
Idea
Хорошо написано.

Ии молодец.
19:52 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
При чём здесь ИИ? Я собирал это долго и нудно, изучая психологию и социологию, выясняя у людей причины, анализируя результаты... Зря Вы так...
19:56 30.01.2026(1)
Idea
)

Извините. Вы сказали - я поверила.

Правда.

Но структура текста и длинные тире — похоже на ии.
20:01 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
Я использую операционную систему Linux с офисным пакетом LibreOffice для него это нормальное поведение, два вида тире длинное и короткое. по умолчанию он при форматировании вставляет длинное. 

Если хотите могу скриншот разместить
20:01 30.01.2026(1)
Idea
У меня тоже Линукс. Федора.
20:04 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
И? Должны в таком случае понимать о чём. На сколько я помню это еще со времён StarOffice тянется... Хотя федорой я давно не пользуюсь я на сусе  сижу... Может там что то не так, у красношапочников всё всегда не так было...
20:07 30.01.2026(1)
Idea
Длинные тире вообще не удивляют. Вы могли их подцепить на другом литсайте, например, в мастерской писателей. Вставили туда, а потом скопировали к примеру.

Это вообще не проблема.

Я говорю о целой совокупности факторов.

Но сейчас на некоторых ресурсах люди просто даже намеренно делают орфографические и иные ошибки, чтобы показать, что это делал не ии.

Я же вам сказала: поверила вам. Почему бы мне вам не поверить?
20:14 30.01.2026
Лёха Длинный
Когда написано, то нет эмоции, не видно глаз, и понять сарказм это или ирония, или действительно так очень сложно. Поэтому я на всякий случай попытался объяснить. Видимо не удачно. 

По работе приходилось много писать сухих текстов, но (как говорило начальство) с умными словами и чтобы понятно было. Помню писал о том, как склеивал шестерёнку, на трёх страницах с полным описанием всех физических и химических процессов протекающих в момент сопряжения двух деталей. 
10:55 30.01.2026(1)
1
Я в основном согласен. Как происходит на практике у меня. Тоже думал на эту тему. У меня сложился действительнльно интересный для меня круг авторов. Но как быть с иными.? но расширяю его видя мысль, болевой аспект за структурой текса. Одно хочу пожелать всем=творчества и любви, а подбодрить могу смайликом, но текстово никогда не отмечу ни разу.Тем, кому хоть раз написал, остаются в творческой обойме, даже когда просто отмечаю не являясь критиком, Да и не люблю это дело.
11:12 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
Спасибо. Критика нужна, но конструктивная, а такой очень мало, если критика то обычно в негативном ключе, это выбивает, но не заставляет думать. Без любви творчества не бывает, я так думаю. Взаимоуважение, любовь и конструктивный диалог..
Гость12:14 30.01.2026(1)
Комментарий удален
12:43 30.01.2026(1)
1
Лёха Длинный
Вы знаете, я не соглашусь. Если критик пишет что всё написанное г___о это не критика, и читается это однозначно. Причинно следственные связи в данном случае так же не указываются, просто г___о и всё. Вот к примеру Эль Эф, она задаёт вопросы, указывает что и почему по её мнению не так и что не понятно. господин Несин делает как я описал выше, Юлия Моран указывает на конкретные ошибки. И вроде все три случая примечательны, но послевкусие разное. И всем трём могу сказать спасибо, направили и указали, но некоторым не охотно.
Гость15:19 30.01.2026(1)
Комментарий удален
15:27 30.01.2026(1)
Лёха Длинный
А как научиться писать? Кто укажет верный путь? А может это вообще не моё? Вот для этого и нужна критика, но именно критика а не зачисление любых попыток в фекальные массы... Я так думаю...
16:17 30.01.2026(1)
Леха, извини, пожалуйста!
16:50 30.01.2026
Лёха Длинный
Да в общем то ничего страшного не было, всё по делу...
16:05 30.01.2026(1)
1
Афанасий Сальери
Это общепринятая система сообществ. Вот, к примеру, в разных городах проходят ярмарки мастеров/мастериц по рукодельным направлениям. Они бывают разного уровня. От местечкового до всероссийского. В основном вся продукция на них раскупается самими участниками и их друзьями. Непосредственно рынок этой продукции довольно узок. 
Собственно такая же система и у нас)

Касаемо критики:
Сам я практически не критикую произведения. Ибо не считаю себя экспертом. И лишь как читатель могу сказать понравилось мне или нет. Иногда нравятся тексты, которые не нравятся профессиональным критикам. Потому, что есть отклик. 
Мои "произведения" тоже никто не критикует. Потому как никому и не надо. 
Поэтому все равновесно. 

Я так думаю: если критика мне нравится, то я всегда за это. Поддержу. А если не нравится - то автора критики надо в ЧС. Чтобы нервную систему не напрягал. Ни свою ни чужую. )
16:50 30.01.2026
Лёха Длинный
Тоже вариант, критика по запросу, т.е. всё-таки мастерская нужна, хочешь иди и тебе расскажут где ты не прав или прав, не хочешь не иди и варишься в собственном соку. 
14:22 30.01.2026(1)
2
Борис
Прекрасный развернутый анализ. И если это дело рук самого автора, то салют заочно за глубину неких познаний.
Но. 
Все сказанное можно рассмотреть и под другим углом. Я уже оскомину набил утверждая что все вы (спорщики, враги, завистники) всегда придете к позиции ДВУХ противоположных лагерей. Вы смотрите через прицел автомата на баррикаду противника, который тоже держит вас на прицеле. И нужна только искра и кнопка "пуск" приведет в действие весь смертельный боевой арсенал.
Дальше - Армагеддон и развитие Жизни с нуля...

А до того рубикона, вы всегда и везде можете найти своих ПОЧИТАТЕЛЕЙ, приверженцев, последователей, пиарщиков. Ваши 6,25% вас ждут. И вот с этими % вы и кооперируетесь в первую очередь. Потом % начинает возрастать за счет кооперации с соседней квадрой, но никкогда не дойдет до 93,75%.

И посему я всем, и всегда говорю: не плоди врагов, плоди ДРУЗЕЙ!!! Прирастай друзьями, но никогда не не начинай войну!
14:48 30.01.2026
Лёха Длинный
Благодарю, да писал я, собирая по крупинкам и анализируя данные с незапамятных времён начала социальных сетей, если бы не господин Несин (от его язвительности разрозненные данные сложились в чёткую картину ), то и не дописал бы наверное.

Не спорю, не завидую, стараюсь не враждовать. 
12:39 30.01.2026(1)
1
АСИ
 Понятно,  предельно ясно, по полочкам!
 (рука к смайликам потянулась, вовремя одернула). Что  мне до сайта? Обо мне заметка. И как реагировать?
 И как этот "ритуал поддержки нарушить" - зацепиться-то не за что ( исследовали уже).
  Надо меняться!?
  Эврика! 
 Исследование продолжается: - Лёха, а за что извинения просите и смайлик  нарисовали перед заметкой?
 С чувством  удовлетворения - "есть к чему придраться", но всё равно "очпонр" поставлю,  ловлю волну.
 Страха перед авторами у вас нет. Угождать сосайтовцам - не в ваших правилах.
 Признание коллег важно, но не критично. Мнение окружающих - ценно, но не настолько, чтобы занижать свою самооценку. 
 Грубостей в заметке нет - не будет  и "ответки."
 Может, это обычная осторожность, отстаивание границ в обмен на ненарушение чужих?
 Или - защита; потребность одобрения  читателей  также со счетов не сброшу...

С уважением к вам, улыбкой, 
долей самоиронии, вечно ваша  АСИ
(простите, не обошлось без 
маленькой манипуляции,
двоечница - факт)


12:56 30.01.2026
Лёха Длинный
Извинения... За то что кто то может понять не верно.

Я это явление пытаюсь понять и изучить с начала двухтысячных, придя на этот сайт пазл сложился окончательно.
Границ не отстаиваю, ибо нечего отстаивать. но и чужие стараюсь не нарушать...
Потребности в одобрении и похвальбе не испытываю, творчество (наверное даже в кавычках) своё творчеством не считаю, так, жалкая попытка найти что то новое или вспомнить старое...

Это просто попытка маленького исследования очень сложного комплекса...
00:21 30.01.2026(1)
3
Алена Вока
Алексей, спасибо за содержательный контент. Тема актуальная и животрепещущая...
06:20 30.01.2026
Лёха Длинный
Спасибо за интерес Алёна, нужны перемены...
04:42 30.01.2026(1)
1
Александр Кинунен
Толковое размышление. Я либо говорю, что слабо, либо молчу и больше не прихожу. Иначе мы деградируем, как литсайт. Уже деградировали и от нас ничего, кроме полудилетантских заметок и литмакулатуры, не останется.
06:06 30.01.2026
Лёха Длинный
Благодарю, нужно меняться, иначе всё снизойдёт до уровня ВКонтактика
Книга автора
Люди-свечи: Поэзия и проза 
 Автор: Богдан Мычка