Заметка «Любимые книги: Борхес»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 1051 +1
Дата:

Любимые книги: Борхес

         Кто о чём, я – о своём, любимом.
         О книгах.
         У вас есть любимые книги. Это не вопрос. Утверждение.
         Поскольку большинство нас, здесь присутствующих, ещё вышли из гутенберговской галактики, а не из Instagram’а.
         Именно – о книгах как об изданиях.
         Ведь вы же любите, например, не просто «Двадцать тысяч лье под водой», а любите это жюль-верновское произведение в каком-то конкретном издании. Может, вам его подарили, может, родители достали по великому блату или через книгообмен.
         Что вам в нём дорого? И картинки, конечно, и, возможно, уже сильно потрёпанный переплёт, и главное – все обстоятельства первого знакомства с тем или иным произведением именно в каком-то конкретном издании. Будь это «Дон-Кихот» или «Три мушкетёра» – как правило, мы визуально помним ту книгу, в виде которой это произведение впервые пришло в нам в руки.
         А после были взрослые книги. И некоторые из них тоже стали вам дороги именно не просто как произведения, а как книги.

         Сегодня – сто пятнадцать лет Борхесу.
         Кто это такой – не поясняю. Многие уж если не читали, то само имя – слышали. Да, кстати, не комплексуйте особо, если ещё не успели прочесть. Опоздать к Борхесу нельзя. Кроме того, это не тот автор, который с ног на голову перевернёт ваше мировоззрение. Просто он даст некий новый взгляд. И на литературу и на мир.
         О его книге, а именно, вот об этой книге и пишу:

название


         Книга вышла в издательстве «Радуга». Первый раз – в 1984 году, за два года до смерти автора, а затем – к его девяностолетию – в 1989 году.
         У вас она есть? Вы счастливец.
         Нет? Тоже не страшно.
         Борхеса сейчас печатают в России. В достаточном количестве. А если заинтересуетесь именно этим изданием – его тоже можно найти. И через интернет купить, и в букинистических отделах книжных магазинов, у кого в городах и сёлах они ещё остались, приобрести по весьма доступной цене. Вообще книги советского времени сейчас не так дороги. И если пожелаете, то найдёте.
         За последние десятилетия вышел и трёхтомник, и четырёхтомник Борхеса, но мне дорога именно эта книга.
         В серии «Мастера современной прозы» этот том не самый толстый. Но книга очень умно составлена. Да, там не представлен Борхес-поэт. Условия серии таковы. Вольно ему было считать себя в первую очередь именно поэтом, однако же мировую славу он обрёл как автор небольших, интеллектуальных (но не только!), виртуозно написанных  рассказов.
         С этой книги для меня началось знакомство с Борхесом. С этим явлением. Конечно, именно поэтому она всегда остаётся со мной.
         Вот и сейчас я перелистываю её, исполненный чувства благодарности к переводчикам… Кстати, ведь на сайте есть и знатоки испанского? У них, конечно, свой, особенный, оригинальный Борхес. Я же – благодарен Евгении Лысенко, Борису Дубину (он, кроме выполнения большей части переводов, составил и Комментарий), Валентине Кулагиной-Ярцевой, Маргарите Былинкиной, Людмиле Синянской и другим, кто перевёл для меня произведения аргентинского мастера.
         И конечно – отдельно и особенно – несколько слов об Инне Тертерян – составителе этой книги и авторе умного, точного, великолепного предисловия.
         Жизнь её была коротка. Вся она отдана испаноязычной литературе. Работа над однотомником Борхеса стала для неё одной из последних. Сведения об Инне Арташесовне найти в интернете не так легко. Проще говоря, они скудны. Если заинтересуетесь – предпримите усилия.

         Когда-то именно благодаря книге Борхеса я узнал и те имена, которые упомянул выше. И каждое из этих имён – далеко не простая биография. Найдите сведения о них, прочтите.
         Но главное – прочтите сегодня Борхеса. Хотя бы несколько рассказов. Из этой ли книги, из другой, или с какого-то сайта – возможностей много. Используйте их. В память о неподражаемом создателе необыкновенных историй, одном из лучших рассказчиков нашего времени. В память о Хорхе Луисе Борхесе.

Хорхе Луис Борхес


24.08.1899 – 14.06.1986



24.08.2014

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:39 24.08.2014 (1)
-1
Интеллектуальный садизм. Борхес! Борхес!! Борхес!!!
Так и начинаешь страдать, что что-то не прочёл или не дочитал. И хочется сжечь все рукописи, взять с полки книжку, если жива. И читать, читать и ещё раз читать. И проснуться лет через сто.
Чёрт побери! Нашёл ведь. Спрятался между Делибесом и Фуэнтесом. Кортасар почему-то в другом формате. И ещё нашёлся Камило Хосе Села. Слава богу, что томик Борхеса какой-то тоненький. Может и дочитал? А я так надеялся, что в 89-ом книги уже не покупались. Не до грибов стало. Не уберёгся, однако.
Нет. Библиографические и литературоведческие заметки и статьи на литературном сайте надо приравнять к порнографии и...
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
или даже к Украине
.
     18:45 24.08.2014 (1)
2
Я таки наоборот, уверяю читателя - что не в пирогах не только в Борхесе счастье.
И интеллектуальное снобство ("как? Вы не читали Борхеса? Вы Кортасара не любите? Вы - пенёк!") не приветствую.
Кстати, Камило Хосе Селой открывалась серия "МСП". Задолго до его нобелевского лауреатства. Надо отдать должное проницательности редакторов.
     19:31 24.08.2014 (1)
-1
Интеллектуальное снобство для окружающих, конечно, не очень уютное свойство мыслящей материи. Но иначе с ними, с окружающими, нельзя. С этим и приходится жить.
Я на этой серии кое-какую денежку заработал. Наверное, о каждой книжке заметушечку создал. Фамилии-то были неведомые широкому кругу высших слоёв интеллектуальных сил СССР. И поэтому интересные. Мне, если честно, иные тоже были...  И самому было интересно. Села, это поди, ещё "Прогресс". Он у меня, наверное, много раз был упомянут в стандартном финале текста: "Эта серия была открыта... В ней вышли также..." Обзоры литературных журналов лепил. Но в 84-ом вряд ли я этим ещё занимался.
Кстати, "Мастера....", и лично Красилов, опровергают один из шаблонов интернета, что в СССР Борхес был под запретом. 1984 - это ещё классический СССР. Конечно, уже встречали "варваров рои".
     22:37 12.08.2019
С Вами интересно беседовать - перечитывать комментарии - даже после Вашего ухода.
     18:00 24.08.2014 (2)
Гоголь 49 года есть, гос.из. худ.лит. г. Москва.
Меняться не буду.
     21:49 24.08.2014 (1)
4
А у меня-а...

есть Мандзони 1882 г. (Лейпциг),
Д'Адзельо 1841 (Милан),
Де Амичис 1874 (Флоренция),
Гольдони 1883 (Милан),
Жорж Санд 1847...

Но жемчужиной моей коллекции является Holy Bible, изданная в Лондоне в первое десятилетие XIX века.
     21:59 24.08.2014 (1)
3
Да, это тоже направление.
Но я в заметке как бы чуть о другом. Не о раритетах, а просто о том, что у каждого из нас есть любимые книги. И среди таковых не обязательно - старые книги. Вернее, даже наоборот. Перед старинными изданиями зачастую можно благоговеть, но они (особенно в случае нашей несчастной советской реформы алфавита и правописания) редко могут стать любимыми книгами: читать дореволюционные книги со всеми этими ятями и ерами трудно. Хотя и привыкаешь через некоторое время, но всё-таки... Пушкин 1949-года имеет больше шансов попасть в разряд любимых книг, нежели Пушкин 1849-го.
     22:18 24.08.2014 (1)
4
Так и я о любимых, ну кроме Жорж Санд. Я филолог-романист.
А любимый Пушкин у меня 1887 года, изданный к 50-летию со дня гибели.
Всяческих ятей и еров не боюсь.
     16:39 11.08.2015 (1)
3
Вот, перечитываю год спустя...
Всё-таки, неплохие диалоги ведутся порою на нашем сайте. Очень даже неплохие.
     20:44 11.08.2015 (1)
неужто все антресоли перечитали,
что за архивы Фабулы взялись?
     20:47 11.08.2015 (1)
1
Не, антресоли - это у Александра Зарецкого.
И пальма.
     20:56 11.08.2015
Подумаешь,
и у меня - и пальма, и антресоли. И фикусы ещё.
     18:08 24.08.2014 (2)
2
Ну, Татьяна...
Это же всё-таки в известной мере гипербола. Не до такой же степени я помешан на книгах. Я люблю их, да, но жизнь, слава богу, гораздо разнообразнее.
Спасибо за прочтение, оценку ну и всё такое, что положено сказать, в общем...

Да, Эдит Пиаф на Пер-Лашез я, конечно, нашёл. И не только её. В этом смысле я настойчивый.
До Тарковского на Сен-Женевьев де Буа не добрался - оно всё-таки достаточно далеко от городу Парижу. И вот теперь когда-нибудь надо будет доехать до JLB в Женеве.
     18:26 24.08.2014
И это, не жмоттесь. Публикуйте очерки. С фотографиями чтоб.
     18:24 24.08.2014 (1)
Вы меня заставили на антресоль залезть.
Да, вот, от "гарнитуров с горками" давно избавилась,
а вот такой книжный шкаф, какой хочу, ещё не исполнила.
А я Вам не про Пиаф говорила, а про Кафкину Фелицию.
     18:30 24.08.2014 (1)
3
Конечно, о Пиаф не говорили. Но это же я сам себе отвечаю.
Размышления, так сказать, наедине с собой...
По большому-то счёту, когда в интернете (да и не только) кому-то пишешь ответы, это ж процентов на пятьдесят сам себе отвечаешь. Ну, как в озорной песенке: "тихо сам с собою...".
     18:37 24.08.2014
Это нормально.
А когда стихи пишешь или прозу - 100% сам с собой.
     20:01 24.08.2014 (2)
4
О! У меня есть!
Правда, не моя это заслуга - в 84 мне не до Борхеса было.

Вот ещё одно подтверждение тезиса Марты о неслучайности случайностей.
Второй день сижу - разбираю фотографии и библиотеку.
Как открою какую-нибудь "Историю русской словесности" Галахова, 1880 г. или
Соловьёвскую "Историю России" того самого - первого издания 1851-79, или ещё что-то в этом духе
так и зависну.
Это невозможно просто - в Соловьёве, на вложенном листке, рукой деда запись
"Бад-Деберан. много книг ушло из СССР во время войны - немцы грабили библиотеки"
Это он видно для нас писал - объяснял, как он, офицер, мог вывезти из Германии книги.
Полк, которым он командовал - еще несколько лет стоял там.
И всякие другие его пометки, подчёркивания, закладки...
А в Галахове, представляете, штамп "Библиотека 15-го пехотного Шлиссельбургского ...(смазано), с ятями, естественно.
Интересно, что сейчас в армейских библиотеках...
Оторваться невозможно от всего этого. Их так много.
И куда теперь всё это?..
Вот такие совпадения.

V
     23:30 24.08.2014
Одна из частей бывшего Закавказского округа, оказавшаяся при распаде СССР на территории Грузии, обладала библиотекой книг на готике. В Грузии эти книги не мог прочесть ни один человек.  Кажись, они отдали её Германии. Украине от одной из частей Советской армии достались четыре уссурийских тигра. Их судьба неизвестна.
     20:34 24.08.2014 (1)
2
Полагаю, в армейских (а равно и тюремных, и больничных) библиотеках сейчас разное. Много несут бывшие владельцы (и наследники) теперь никому не нужных личных библиотек. Разноплановость в общем... Как и во всех государственных библиотеках в целом. Если умное руководство или если есть умные библиотекари и - главное - помещения, площади для книгохранения, то - хранят. Если нет, значит, списывают. Списывают то, что по их мнению (а кроме того, есть и нормативные документы на этот счёт) не представляет ценности. Зачастую в силу узкоспецифичности или низкого спроса старые (и не очень) книги идут на списание. На выброс, проще говоря. Вполне допускаю, что могут годами, десятилетиями стоять на полке в какой-нибудь некрупной библиотеке какие-нибудь тома из серии "Литературные памятники". Какой-нибудь Катулл, допустим (с предисловием и комментариями Гаспарова). И за невостребованностью вполне может быть списан в макулатуру.  Да, впрочем, сейчас и "Анжелику"-то едва ли кто читает... Так что, какую литературу сейчас предпочитают хранить в библиотеках их сотрудники - бог весть. Самыми читабельными остаются детективы. Что же ещё...
     20:38 24.08.2014 (1)
Я вчера на деревенской свалке подобрал книгу Игоря Северянина  выпуска 1911 года...Пока реставрирую от гавна всякого ...Завидуй... Там порой и иконы учеников Рублёва хреновы наследнички выбрасывают... Дядю опередили...
     20:49 24.08.2014 (2)
1
Не. Я ведь не библиофил вроде Смирнова-Сокольского, Лидина или Тарасенкова.
Меня огорчает не то, что мне что-то не досталось, а то, когда выбрасывают книги, когда избавляются от них, хотя они не так уж много и требуют для себя. Огорчает, когда книги перестают быть нужными человеку. А кому они достанутся (это если судьба их будет счастлива) - мне или кому-то другому - это неважно. Лишь бы не уничтожались.
     21:09 24.08.2014
1
Выбрасывать рука не поднимается...
Есть, например, несколько полок с такими -"зелёными, как купорос" - даже их.
Хотя, сейчас увидела там "Переписку председателя СМ СССР с президентами США и ПМ Великобритании во время ВОВ 41-45." 2-хтомник, 57 год. Наверное, любопытно... Сов секретно...
А вот 4-хтомник Плеханова пригодился в своё время. Все тома одинаковой толщины, как кирпичи.
Когда ребёнок простужался, их удобно было под ножки кровати класть, чтоб дышать легче.
Редко, правда, приходилось Плеханова читать использовать. Даже его жалко.
А уж Северянина-то...
Не сомневаюсь, что в каких-то некрупных библиотеках есть попавшие туда по разнарядкам очень интересные экземпляры.

V
     20:59 24.08.2014 (1)
Ковырнул, однако... У меня почти напротив бабушка загнулась, сельская учительница, её наследничек Вовочка, в бане собрание Всемирной литературы сжёг дрова не нашедши ...Сумел вырвать одну вещь из пьяных пальцев ...Брехт... Проклятое Время!
     21:08 24.08.2014 (1)
1
Как правило в более-менее населённых городах (тысяч под сто, скажем) наследники владельцев и владелиц больших личных библиотек - далеко не идиоты. Обычно распродают. Либо сами, либо через магазины. И неплохо.
А в маленьких городах... всё конечно печальнее. Во-первых, и покупателя нет. А, во-вторых, наследнички зачастую таковы, что у них в их редко трезвеющем мозгу даже и мысли не возникает, что книги можно продать. А иногда возиться им не хочется из-за каких-то ста-двухсот книг...
     21:12 24.08.2014 (1)
Когда я ему мысль воткнул, что В Орене, он мог бы у букинистов не менее  5 штук баксов за собрание поиметь, он сука охнул и долго потом на вю деревню орал, что мама покойная  как учитель не приучила книги ценить...Но пузырь водки за томик Брехта толстенько -жёлтый я ему отдал...
     21:20 24.08.2014 (1)
1
Дык, во-1-х, везти на чём-то надо. Грузить опять же... А кады руки с похмелья трясутся, не до погрузки... Во-вторых, книги сдают под реализацию. И не за месяц покупатель найдётся. Сразу ж ему пять тысяч никто на ладошку не положит.
     21:23 24.08.2014
Дык он сцукко на Ниссане припёрся, слесарь автомойки, зато квартира в цетре города областного...
     20:14 24.08.2014
Я про него почти забыл.
Теперь надо взять на карандаш.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама