Украина - исторические параллели и перпендикуляры...
Отрывок из книги Н.А. Павловой «Михайлов день» (М., 2012) Глава «Забытая верёвка»:
«…В Сибири так много обрусевших украинцев, будто свершилось великое переселение народов. Особенно это бросается в глаза, когда едешь на машине по Южному Забайкалью, где тянутся вдоль трассы сибирские сёла с глухими высокими заборами из брёвен и массивными воротами под навесом-кабаном. И вдруг возникнут на пути весёлые селенья чисто украинского вида – белёные хатки с мальвами в палисаднике. На обед в такой хатке вам подадут галушки в сметане, вареники с вишнями и знаменитый украинский борщ. По утверждению этнографов, национальность дольше всего сохраняется в пристрастии к национальной кухне. Но украинского языка в этих хатках не знают, считают себя русскими, а на вопрос, можно ли войти, отвечают чисто по-сибирски: «Ну!».
Тайна сибирских украинцев не давала мне покоя. Ведь не побегут же люди добровольно с родины в Сибирь. Но о причинах исторической трагедии, обусловившей массовый исход с Украины, нынешние потомки переселенцев смутно помнили одно:
- Из-за верёвки ушли.
Мол, напали на Украину некие захватчики и вешали в колодцах на верёвке детей.
- Кто вешал? – спрашиваю.
- Фашисты.
Такие объяснения, да ещё со ссылкой на фашистский рейх, казались недостоверными, тем более что демографическая статистика свидетельствует – полная утрата языка происходит лишь в третьем-четвёртом поколении переселенцев, а стало быть, исход с Украины свершился минимум три века назад.
Словом, я считала байки про верёвку местным фольклором, пока этнограф с Украины не пояснил: рассказы про верёвку – историческая правда, и при насильственном обращении украинцев в унию был действительно массовый исход. Обращали же в унию так. Спускали на верёвке в колодец младенца и ставили родителям условие: или они принимают унию, или ребёнка утопят. Украинцы в вере народ горячий и готовы были за православие насмерть стоять. Но одно дело – самому принять мученический венец, и совсем другое дело – мученичество ребёнка. Вот тогда и побежали украинцы в Сибирь. Здесь они забыли родной язык, позабыв потом веру отцов, и запомнили только верёвку, на которой вешали детей…
И как горько мне сейчас читать материалы, где превозносится уния – от века «истинная», «исконная» вера украинцев. Что ни издание, то многоголосый, хорошо оплаченный крик: «Свободу униатам!» А про верёвку забыли. Почему мы всё забываем?»
Отрывок из книги А.А. Трофимова «Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская)» (М., 2012), гл. 4 - Корсунская (Ефесская) икона Божией Матери и Святой Благоверный князь Александр Невский:
«Христианский подвиг не всегда есть внешнее мученичество. Часто оно становится внутренним – борьба с соблазнами, подвиг смирения, несение бесчестия, поругание ради исполнения воли Божией. Князь Александр Невский понес два подвига: подвиг брани с лютым врагом – на Западе и подвиг смирения с ещё более сильным врагом – на Востоке.
Его целью было сохранить Православие – то главное, что заповедал Господь русскому народу до скончания века. Наследники Александра на этой основе построили великое Московское царство, а когда Русь набрала силы, Православное царство утвердилось открыто.
Александр Невский не был «другом» татар, как клеветали на него некоторые из современников и историков последующих времён…
Святой князь нес тягчайший крест одиночества и непонимания его действий, его государственной политики. Его обвиняли за союз с жестокими врагами, против него восстают родные братья и сын. Он встречает постоянное противодействие своей политике и делам.
Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и самобытной русской цивилизации грозила от латинства – с Запада, а не с Востока. Монголы несли рабство телу, но не душе. Латинство грозило гибелью народной души. В монгольской империи до времени царила веротерпимость. Православная Церковь на Руси сохранила свободу и поддержку ханской власти, что неоднократно подтверждалось ханскими ярлыками (т.е. жалованными грамотами). Лишь через 40 лет после битвы на Калке (около 1260 г.) хан Золотой Орды Берке принял ислам.
Александр слишком хорошо знал, как татары карали неповиновение, - с такой жестокостью, которая надолго приводила в ужас покорённые народы и уничтожала всякое желание сопротивления. И он избрал путь веры, который помогал вывести народ из беды. Надо было сохранить внутреннюю силу Руси, её сущность, её исторические основы, которых она лишилась бы под властью латинян. Папские послы приходили к нему с обещаниями военной помощи в обмен на принятие католичества. Князь отказался спокойно, безо всяких обличений, и оказался прав. Даниил Галицкий, согласившийся на это и предавший православную веру, не получил никакой помощи, и всё равно попал под власть татар…
И впоследствии, благодаря верному выбору мудрого правителя Русского государства, возникнет Великая Россия, включившая в себя практически всё наследие Чингисхана…
Никогда не был столь важен образ святого князя Александра Невского, как для нашего времени. Как тогда Русь стояла перед выбором: с кем воевать, а перед кем – смиряться, так и сегодня перед нашим народом и его правителями стоит такой же вопрос, и от нашего выбора также зависит: быть России и русскому народу или не быть! И не случайно многомиллионный голос народа в 2009 году назвал при голосовании главным героем Русской истории святого Александра Невского!»
|
Нельзя держать в себе такие сильные чувства.