Заметка «СФЕРА ВЛИЯНИЯ ОДНОГО КОРАБЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 941 +2
Дата:

СФЕРА ВЛИЯНИЯ ОДНОГО КОРАБЛЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

СФЕРА ВЛИЯНИЯ

      Мы шли, периодически зависая в «морском пике», зарываясь форштевнем* в набегавшую волну и разрывали в клочья голубую прозрачность  с дымкой на гребне. Мириады хрустальных брызг вылетали через фальшборт и якорные клюзы на площадку палубы, заливали  спасательные шлюпки. Ходовая рубка тонула в качке. Спустя мгновение бархатное тело волны скользило вдоль бортов, добиралось до самой кормы военного корабля.  Волна уверенно  поднимала многотонное, стальное изваяние. Мы физически ощущали, с каким остервенением  волна бросала корабль в пучину,  как передавала  добычу   другой волне. Своим механическим нутром корабль содрогался от атлантического шторма. Мы покоряли гордый океан…
Наш командир сосредоточенно принимал на ходовом мостике чёткие доклады, поступающие с боевых постов.  Аккумулируя и анализируя обстановку боевого похода, отдавал короткие команды. В этом штормящем котле  он видел каждого члена экипажа на каждом боевом посту, у каждого действующего механизма.
 

Часы переборку венчают.
Сереющий круг-циферблат.
И стрелки мечами срезают
Минуты у вахтовых лат.
«Собака» срывает пружины,
Радист теребит океан.
«Вот так и мужают  мужчины», –
Твердит мой седой  капитан…


Собака – несение  вахты в период с 2.00 до  06.00




 Здесь волнение моря менее 3-х баллов не бывает. А перепады температур «ночь-день» до 40 градусов. Душно. Жара донимает. Тропический  район. По мере приближения к экватору   жизненная  активность снижается. Пропадает аппетит, беспокоят суставы.
 Движения с борта на борт – бортовая качка. С носа на корму – килевая качка. Практически каждый человек подвержен морской болезни. Это зависит от его вестибулярного аппарата.  Спустя десятилетия я ищу метафору для пояснения этого состояния: «Корабль – это гигантский шейкер для человеческого коктейля». Шейкером являлись и греческая триера, и казачьи вольные струги и парусники, отстроенные на верфях Петра 1, и современные авианосцы, и подводные  субмарины с ядерными   установками. Интересно ведёт себя организм в состоянии качки.
  В  экипаже был гидроакустик Серёжа Поктев. За ходовую четырёхчасовую вахту он съедал четверть бумажного мешка  ржаных сухарей. Благо на поход сухарей выдавалось предостаточно, и он не испытывал в них особого недостатка. Часть  экипажа  мучилась  постоянным желанием освободить желудок. Как правило, этим желанием они «страдали»  начальные дней 8-10 перехода, пока организм не настроится на «морской лад», не войдёт в ритм корабельного расписания.   Это не геройство, это монотонная повседневная жизнь. Правильно говорил об этом адмирал С. О. Макаров:
- В море мы дома!
  Личный состав одет в экстравагантную военно-морскую  тропическую форму: синего цвета пилотку с козырьком, синюю куртку,  шорты из плотной хлопчатобумажной ткани.  К сожалению, после первой же стирки всё теряет яркий цвет, а  качество ткани не  даёт возможности чувствовать себя комфортно. На ногах -- чёрные кожаные  тропические тапочки (в дырочку). Всему экипажу выданы одноразовые комплекты постельного белья. Частью одежды является и облегчённое  полотенце  для поглощения  пота. Одежда и постель пропитываются влагой. Пресная вода используется экономно.  Через пожарный рожок подаётся морская вода, но она не спасает от жары. На корабле отрабатываются учебно-боевые задачи: колокола громкого боя и строгий командирский голос  объявляют новую тревогу. Мы совершенствуем  боевые навыки в противостоянии вероятному противнику всеми силами и средствами, которыми располагает корабль. Действует знаменитый принцип  С.О. Макарова  «Помни войну», учись тому, что может пригодиться в бою. Об этом нам не дает забывать постоянное присутствие в районах следования подводных лодок и надводных кораблей,  снующие в воздухе самолёты с эмблемами государств, входящих в блок НАТО.
     А внутри, в самом чреве десантного гиганта, рассчитанного на размещение пятидесяти единиц техники и батальон морской пехоты, удерживаются цепями четыре пассажирских автобуса «ПАЗ». Один из них потерял устойчивость и, сорвав крепление, стал свободно перемещаться по просторному трюму.  Ситуация вышла из-под контроля и усугубилась тем, что в помещение невозможен вход членов экипажа.
 Нештатная ситуация. Когда через двое  суток удалось пробиться к «пазику», увидели, то сорвавшийся с катушек  автобус превратился в изрядно помятую «консервную банку».
-                                                                           Подумать только, остались позади студеное море Баренца, Норвежское море…
Юго-Западная Атлантика.
 Пересечение экватора  сопровождается традиционным посвящением команды в настоящие моряки – День Нептуна. В историю этого морского крещения  навсегда вошли фамилии выдающихся русских мореплавателей И.Крузенштерна и Ф.Лисянского.  В ноябре 1803 года на знаменитых шлюпах «Надежда» и «Нева» они впервые организовали этот праздник. Знаменательное и запоминающееся событие проводится в компании с повелителем  моря Нептуном. В окружении красавиц-русалок (переодетые матросы корабля), каждый член экипажа погружается в морскую купель, организованную из плотного серого брезента, на открытой верхней палубе. Затем делаются попытки в такт морской качке поцеловать движущийся маятник. Это пятикилограммовая, стальная кувалда, висящая  над водной  лоханью. Выпивается умеренная доза тропической океанской воды из стеклянного плафона - защитного чехла для корабельного светильника. Торжественно-трогательная минута, когда из рук командира состоявшемуся мореходу вручается памятная Грамота Нептуна о пересечении экватора. Морскому крещению подвергаются все, кто участвует в морском походе.
Мы уже забыли  ощущение  жесточайшего холода северных широт, потеряли реальное чувство  удалённости от родных берегов. Совсем рядом  в тропических лесах слоны и обезьяны. В реках плавают живые зубастые крокодилы. Много примечательного и удивительного в этих широтах. Красив рассвет на линии слияния океана с небом. Призрачен закат. Выдают хищнические намерения  снующие чёрные акульи плавники. Над волнами с тоскующими криками летают альбатросы,
  Следуем в Ангольский порт Луанда. Последняя сводка поступивших сведений о развитии  событий на юге страны: «… Вооруженные силы ЮАР ведут боевые действия с частями Народной армии  Анголы …»
 Порт  встречает нас  «серпасто-молоткастым»  Военно-Морским  Флагом.  Несколько боевых кораблей выполняют миссию по защите мирного населения  от  юаровских расистов. В столице относительно тихо. А вот в южных провинциях страдают люди. Война.
Реклама
Обсуждение
Гость      18:39 21.05.2011 (1)
Комментарий удален
     20:46 21.05.2011 (1)
Отцу привет. Потому что многих войн, которые мы вели, народ не знает. шторм.
Гость      21:20 21.05.2011 (1)
Комментарий удален
     23:25 21.05.2011
Спасибо, за такой мощный ответ!
Реклама