Заметка «Звучание классики: «Концепция Иеронима 2» Евгения Финкельштейна»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 563 +1
Дата:
Предисловие:
название
Фото с сайта http://dvorec-pmr.info/

Звучание классики: «Концепция Иеронима 2» Евгения Финкельштейна

Приглашаю всех читателей и любителей гитарной музыки к знакомству.


Лауреат международных конкурсов, профессор, заведующий кафедрой классической гитары московской Государственной Классической Академии им. Маймонида

Евгений Финкельштейн


Чтобы читатели оценили уровень музыканта, приведу цитату из сетевой энциклопедии:
«Евгений Финкельштейн выступает с сольными концертами в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Австрии, Германии, Великобритании и других городов России и Европы: Концертхаус в Вене, Малый и Рахманиновский залы московской государственной консерватории, Большой зал государственной академической капеллы С.-Петербурга, Холивэл музикхолл в Оксфорде, Московский Международный Дом Музыки. С большим успехом в Малом Зале московской государственной консерватории прошел концерт камерного оркестра «Солисты Москвы», в котором Евгений Финкельштейн и Юрий Башмет исполнили двойной концерт А. Вивальди ре минор для альта, гитары и струнных».
Концерт, на котором мне посчастливилось присутствовать, был составлен из произведений авторов, живших три века назад и писавших свои сарабанды, баллады, арабески и аллеманды для инструментов с иностранным «акцентом» – для виолы да гамба, лютни и клавесина.
Для справки:
Виола да гамба (итал. viola da gamba – ножная виола) – старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, – отсюда название.
Лю́тня – щипковый струнный музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.
Клавеси́н (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. Harpsichord)
– клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения.
В настоящее время старинные инструменты можно увидеть разве что в музее или услышать их звучание в записи, в исполнении оркестра т. наз. аутентичной музыки.
Вниманию слушателей были представлены произведения Иоганна Себастьяна Баха и его современников: Марена Маре, Антуана Форкре, Жана де Сент-Коломба, Карла Фридриха Абеля, Джованни Замбони. Переложения для гитары сделал сам Евгений Финкельштейн.
Удивительная техника исполнителя, его умение слышать и слушать себя, донося каждый флажолет или самое мелкое звуковое украшение, столь любимое композиторами барокко, буквально завораживали зал. Несомненно, такое путешествие в иные музыкальные миры несло в себе и открытия: люди прошлого думали, чувствовали и верили в прекрасное совершенно похоже на нас. Названия пьес говорят сами за себя: «Слезы», «Удовольствие Элизы», «Гробница сожалений», «Мечтательница», пьесы-портреты «Куперен» и «Португалка».

После концерта музыкант предложил слушателям задержаться на какое-то время и рассказал о себе, о музыке, спел романсы, исполнил пьесы собственного сочинения, ответил на вопросы.
О выборе специальности:
Мама засадила за фортепиано, это было трудно и неинтересно. А вот в 11 лет, когда я взял в руки гитару, увлекшись рок-музыкой, начал петь песни из репертуара «Машины времени» и группы «Ария», мой выбор был сделан окончательно.
Об учебе:
В 13 лет я пришел в класс гитары Александра Фраучи, а в 15 лет поступил в колледж им. А. Г. Шнитке, в класс Никиты Арнольдовича Кошкина. Потом была академия им. Гнесиных, а с 21 года моя учеба, а потом и преподавание были и остаются связанными с академией им. Маймонида.
О хулиганах:
Учебный день в колледже заканчивался поздно. Осенью или зимой во дворах было темно, и наших ребят, возвращающихся с занятий, периодически поджидали группы хулиганов и... били. Довелось и мне столкнуться с местными пацанами. Вышли навстречу человек шесть, поинтересовались:
– Что в чехле?
– Гитара.
– Спеть можешь?
...и я спел! Но вовсе не потому, что испугался, а потому, что для меня не было ничего более естественного. Неожиданно мои враги превратились в друзей, они были готовы защищать меня от любого злодея и сожалели об одном: никто больше не нападал!
О конкурсах и семье:
Успешные выступления на конкурсах случились не сразу. Сначала мне не везло. Потом я женился, родился ребенок, и мне с гитарой пришлось перебраться в ванную комнату. И тут пришел первый успех, начались победы.
У меня четверо детей. Музыкой я их не терзаю. Если мы с женой (она искусствовед) заметим такое стремление, то поддержим.
Родители не музыканты. Мама – референт-переводчик, папа – математик. К моему увлечению отнеслись как к авантюре: что-то несерьезное, чего у нас пока не было. Однако мама нашла педагогов.
О сочинении музыки:
Не могу сказать, что я композитор. Я исполнитель, у которого есть 4 пьесы. Вдохновение? Однажды меня вдохновила дача – я сочинил «Балладу». Потом забросил. Позднее жена помогла советом, и пьеса оформилась. «Фантазия» была инспирирована Никитой Кошкиным. Он дал задание:
– Пишем!
Педагог по композиции поддержал:
– Пишем!
Будучи однажды на мастер-классе известного композитора Бориса Тищенко, я поинтересовался, стоит ли сочинять музыку? Он ответил так:
– Если не можете не писать, – пишите!
Об опыте исполнителя:
Когда я мог сказать, что освоился с гитарой? Когда выучил Этюд Джулиани под названием «Ручеек».
Перед выходом на сцену настраиваешься на удовольствие, понимая: ты много занимался, и вот теперь – пик! Волнение должно быть, без него музыкант циничен, но оно, волнение, должно быть ожидаемо:
«Как ждет любовник молодой
Минуты первого свиданья».
О гитаре:
Почему настраиваю гитару перед каждой новой пьесой? Во-первых, для разных пьес требуется разный строй – где-то нужно перестроить струну «соль», где-то подтянуть бас «ми». Во-вторых, инструмент «плывет». У меня прекрасный инструмент «Концепция Иеронима 2». Его изготовил испанский мастер Хосе Рамирес III (это не только собственное имя мастера, но и торговая марка, под которой семья Рамирес выпускает мастеровые профессиональные и серийные студенческие гитары с 1890 года – прим. Авт.). В 1976 году этот деспотичный и трудный по характеру мастер еще был жив, он сделал гитару сам, и она отличается от всех последующих звучанием, хотя по виду гитары не отличишь. Струны – смешанный комплект – карбоновые и синтетические.
Семиструнная гитара – это другая ветвь, в России в XVIII-XIX веках она была популярна благодаря таким композиторам, как Сихра, Высоцкий, Аксенов... Однако после выступлений в Москве испанского гитариста Сеговии, начиная с 30-х годов, стала завоевывать популярность классическая гитара. И если когда-то в магазинах невозможно было купить шестиструнную гитару, то теперь ситуация поменялась на противоположную – не выпускаются гитары семиструнные. При желании за две недели возможно освоить игру на русской гитаре.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:00 28.01.2015
Иван Смирнов - выдающийся акустический гитарист России, композитор, который создал уникальное направление в современной музыке. Многие критики считают Ивана Смирнова лучшим акустическим гитаристом России.  Начал заниматься гитарой в возрасте 10 - 11 лет. Сейчас его имя широко известно среди поклонников гитары не только у нас в стране, но и за рубежом. Иван Смирнов играет на электроакустической гитаре в жанре этно-фьюжн. Его музыка – это переплетение традиционного русского фольклора, кельтской музыки и фламенко и, конечно, классической и современной. Входит в топ10 мировых музыкантов...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама