Заметка «О человеке, что ушёл не долюбив...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 60
Читатели: 930 +2
Дата:
Предисловие:
Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Не коснувшись опоздавшей славы,
Для которой песни я пою.
Ширь России, дали Украины,
Умирая, вспомню... И опять –
Женщину, которую у тына
Так и не посмел поцеловать.

Николай Майоров, 1940

О человеке, что ушёл не долюбив...

Восьмого февраля 1942 года в бою под Смоленщиной погиб молодой поэт Николай Майоров.
Выходец из рабочей семьи, он стал писать стихи ещё со школьных лет. Он писал о многом: о любви, о быте, о революции - словом, обо всём, что занимало его ум и трогало его сердце. Именно поэтому Николай был из тех людей, кто не именуясь горделиво поэтом, был им по одной простой причине. Для поэта стих есть необходимый способ выражения своих мыслей и чувств - как дыхание, как биение сердца.
Когда в 1941-м над нашей страной нависла угроза полного уничтожения, Майоров, как и многие молодые советские парни, ушёл на фронт добровольцем. Его стихи о собственной гибели на этой войне, написанные в 1940-м, оказались пророческими.

Кто-то из людей боится смерти. Кто-то боится быть забытым после смерти.
Но некоторые не боятся ни смерти, ни забвения.
Именно они, как никто другой, достойны того, чтобы их помнили.
Послесловие:
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив...

"Мы"
Николай Майоров, 1940
Реклама
Обсуждение
     22:40 13.05.2015
3
Если человеку дан талант, и этот дар им более или менее реализован, то это уже счастье, независимо от того, что стало с человеком впоследствии. И такие люди способны на неординарные поступки. Например, идут на фронт добровольцами, не ожидая повестки. Однако, станут ли такие люди признанными, «официальными», героями на войне – это дело случая.

Поэт и на войне поэт


Следующие строки написаны до начала войны, но какая разница!

«Я не знаю, у какой заставы
Вдруг умолкну в завтрашнем бою,
Не коснувшись опоздавшей славы,
Для которой песни я пою».

Желание добиться славы – наверняка очень серьёзный стимул для творческой личности. И, похоже, оно, это желание, сильнее даже инстинкта продолжения рода. Поэтому я считаю неслучайным то, что в стихотворении сперва выражено некоторое сожаление об «опоздавшей» славе, и только потом:

«Умирая, вспомню... […]
Женщину, которую у тына
Так и не посмел поцеловать».

Жаль, что автор заметки не сказал ни слова о стихах, написанных Н. Майоровом на фронте, если таковые были. Но, возможно, поэт погиб в первом же бою.

«Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив...»

В этом фрагменте я делаю упор на словах «как миф». Не думаю, что автор всерьёз считал, что мы воспримем поступки этих людей как миф, как легенду. Возможно, слово «миф» присутствует тут в качестве рифмы, не более. И она мне нравится – не банальная.

В бою все равны


«Кто-то из людей боится смерти», – написал автор заметки.

Никто не хочет умереть, но я отказываюсь называть это нежелание страхом. Жить – это священное право и одновременно обязанность человека. Однако, возможно, инстинкт самосохранения перестаёт доминировать, когда появляется острая необходимость защитить родных и близких от гибели, порабощения, надругательств… Подобное происходит и с обыкновенными людьми, никакими талантами не блещущими, и те не остаются в стороне от общего опасного дела.

Откровенно робких людей идти на войну принуждают. Однако если они оказываются на передовой, то именно инстинкт самосохранения заставляет их идти в атаку вместе со всеми: подчинившись приказу, у «несмелого» появляется шанс остаться в живых, в противном случае его просто расстреляют за «трусость», невыполнение приказа, дезертирство по закону военного времени, либо бросят в самое пекло.

Я отказываюсь называть «трусами» тех, кто вступил в сражение, но отступил без приказа, либо попал в плен, будучи боеспособным. Хаос, возникающий из-за бездарной организации боя или явного преимущества противника, фатально рождает панику, дезориентацию, «деморализацию». Может отступить даже бесстрашный воин, надеясь где-то остановиться и возобновить противостояние, и надежда эта может и не оправдаться.

В идеале отступление и пленение рассматриваются цивилизованными военными как тактический ход и хотя бы теоретически отрабатываются все возможные варианты поведения воинов в подобных ситуациях. Если противники одинаково цивилизованны, и каждый из сторон рассчитывает на победу, то обмен пленными становится частой практикой. Цель очевидна – свести к минимуму потери живой силы... Уничтожение противника вне боя – варварство, следствие ожесточения, что не может служить оправданием; но наказание за военные преступления – другое дело...
     22:26 08.02.2015 (1)
5
А каково это - остаться молодым?
Быть нецелованно - влюбленным,
И с проводин уйти для всех святым,
Но не бойцом, а пацаном зеленым....
Потом взрослеть
Со смертью
На глазах войны
С ее суровым взором,
Остаться в крике: "МАМА! Помоги!"
Когда пронзит вдруг болью незнакомой.
Потом в горстИ песок в бессилии сжимая,
По капле жизнь терять,
Безмолвно проклиная,
Что не хватило
                          Капли,
                                           Крохи,
                                                         Сил...
Проклятый,
                        Перекошенный
                                                  Патрон...
Украл надежду вместе с вдохом,
И плач приблизил :
" Умер он!"...
Там... На пороге в мир иной,
Горчит улыбка на губах,
А он корит себя за свой
Тот взгляд нескромный, что во снах
Домой, к ограде приводил
К стоящей у берез девчонке,
Голубоглазой, юной, звонкой,
Которую, увы, не долюбил…
     22:34 08.02.2015
1
Верили  предки наши: Воин  погибший  в бою за  отчизну,  причисляется  к лику  святых, сколько  душ безгрешных  пацанов ушли  в  тот  мир, ушли  к  престолу  Бога! Печаль  великая  одолевает  сердце, не  оставляет  Мир  проклятая  Война!
     11:25 08.02.2015
3
Это какая-то загадочная история. Почти миф. Хотя сомнений в том, что это не миф, нет.
В конце 60-ых - начале 70-ых, скорее всего, "из небытия" возникли плеяда молодых поэтов. Всех их объединяло одно. Они погибли на фронте. И у всех были стихи на очень приличном поэтическом уровне. И обязательно было что-то незаурядное, выделявшее их. Ясно, что слово "небытие" - это преувеличение. Их помнили, знали. Но широко известны они стали как-то сразу и вдруг. Скорее всего, их популярность отвечала каким-то запросам общества. И литературные "генералы" не возражали. Это в то годы было серьёзно.
Три, пожалуй, самые яркие фигуры:  Майоров, Кульчицкий и Коган. Порядок здесь случайный.
У всех троих есть как бы паролевые строчки поколения. По-юношески. Но тем не менее.
Майоров здесь есть.
Кульчицкий:  
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино
.
А у Когана - "Бригантина"
Миновало полвека. Но они не ушли в небытие.
У меня с тех лет лишь сборничек Павла Когана сохранился.
     07:26 08.02.2015 (1)
1
Спасибо , что написали.
Будем помнить
     08:55 08.02.2015 (1)
3
Мы часто помним не тех.
Мы хорошо помним людей, которые пришли в этот мир, чтобы наворотить чёрт знает чего и уйти "стяжав вечную славу". Это можно назвать синдромом Герострата.
Мы почти не помним тех, кто в этом мире творил добрые дела. Этот синдром названия не имеет - но нам страдать этим недугом должно быть стыдно.
Будем помнить героев настоящих!
     14:09 08.02.2015
1
Володя, все дело только в нас самих.
Быть Человеком очень сложно, но стараться надо и нужно.
     13:57 08.02.2015 (1)
"Мы часто помним не тех..."

Как Вы правы,   Владимир.
     14:06 08.02.2015
1
Увы, это так. Часто имена многих по-настоящему великих людей знакомы лишь единицам.
     13:42 08.02.2015 (1)
1
замечательные стихи творили настоящие люди с породистой совестью... у меня есть его работы в каком-то сборнике, совсем немного, надо поискать... буквы "н" забыли написать... "Он писал..."
доброго здоровья!
     13:52 08.02.2015 (1)
Благодарю, Владимир!  
     14:04 08.02.2015
Реклама