«Чача» | |
Предисловие: Из сборника "Другие чудеса и тайны Поморья" Верь в звук слов, смысл тайн в них.
В. Брюсов.
Очаровали звуки слова «чача».
Спроси у любого человека, даже не апологета Бахуса, что оно означает и получишь единственный ответ – «кавказский самогон».
Да, есть такой напиток, выгнанный из виноградной кожуры, которая-то и называется «чача». Пробовали. Ничего. Особенно в летнюю жару. Градусов шестьдесят добавляет. К тридцати в тени.
Но Кавказ на юге. А на севере, в Архангельской области, пересекая федеральную трассу М 8 на 182-ом километре от Архангельска, течёт река Чача (на снимке). Водители, читая название на придорожном указателе, не верят своим глазам. Некоторые останавливаются. И даже пробуют содержимое реки на вус.
Увы, не всегда надо верить написанному. В речке обычная, чуть тёмная (от болот) вода.
Именно так, - «вода», кстати, это название переводят некоторые топонимисты. Доказывая его происхождение от саамского слова чадзь в приведённом значении.
С поиска потаённого смысла этого имени началось топонимическое исследование иноязычных или не совсем ясных по происхождению названий водных объектов Русского Севера, проведённое автором этих строк. Его результаты изложены в книге «Тайны языка земли Холмогорской».
Кроме данной гипотезы, в книге приводятся и другие возможные этимологии этого названия.
В том числе: от древнерусского слова чача в значениях «начало», а также «отец», «тятя». В сербохорватском языке чача и сейчас означает «батя, отец». На санскрите «отец» звучит, как тата.
В топонимике термин «ареал» означает область распространения того или иного топонимического явления.
А каков ареал топонима «Чача»?
В Архангельской области ещё одна река с названием Чача является левым притоком Золотицы, впадающей в Белое море. И что интересно, окружают эту реку гидрографические объекты, носящие русские названия. Тем не менее, можно считать, что все перечисленные выше этимологии для реки Чачи, текущей под Емецком, применимы и для «золотицкой» Чачи.
Направимся на восток России.
В Тунгусско-Чунском районе Эвенкийского автономного округа по территории, прилегающей к посёлку Стрелка, текут реки Чача и Чачакан.
Их названия с эвенкийского языка переводятся как «глина» и «глинистая». В мифологии эвенков люди вылеплены из глины и камня, то есть глина для эвенков – «начало».
Дёмин В.М. в книге «От Ариев к русичам» приводит любопытную гипотезу происхождения эвенов: “ После победы над турками-сельджуками на Катванской равнине в 1141 году и подчинения среднеазиатских городов, казалось бы можно было передохнуть. Но в это время на востоке поднялась новая большая угроза. Эта угроза исходила от чжурчженей. Чжурчжени – народ подобный римлянам. Этот народ возник на базе роста числа изгоев из славяно-арийского народа киданей.
В книге О.Гусева «Белый конь апокалипсиса» описываются эвены – народ, сохранившийся в Приамурье до настоящего времени, и имеющий явно арийской происхождение. Предками эвенов были кидани, которые вначале создали родовую федерацию, а после захвата некоторых китайских земель империю Ляо.
«Полетели» к Тихому океану.
Вулкан на острове Кунашир (Курильские острова) его коренные жители – айны, назвали Чача-Напури, что означает «отец-гора». (БСЭ)
Айнское слово чача, имеющее, как и санскритское тата и русское чача, значение «отец», говорит ещё и о начале, основе семьи.
Возвращаемся на запад.
В надписи 262 г. до н.э. персидского царя Шапура I на «Каабе Зороастра» ташкентский оазис назывался Чач.
Городище Мингурюк является развалинами древнего города, который часто упоминается в исторических документах как Мадина Чача, то есть столица Чача. По мнению историков, город входил в союз нескольких городов-государств под общим названием Чач, расположенных в плодородной долине реки Чирчик.
Города Чача находились в сфере политического и культурного влияния таких государств как Согдиана и Бактрия, а позднее тюркского каганата и средевекового Китая. Государственным языком в Чаче был согдийский язык.
Мадина Чача также была центром религиозных культов. Судя по тому, что найденные археологами захоронения большей частью производились по зороастрийским обрядам, можно предположить, что распространенной религией в Чаче в период своего культурного расцвета был зороастризм, который возник в среде арийских племён, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья.
Для Ташкента IX - X вв. известно иное название - Бинкат, этимология первого компонента которого «бин» так же, как и Чач, не ясна, вероятно, это древнесогдийские слова.
К сожалению, древнесогдийский язык уже исчез. Одним из его диалектов является ягнобский язык, носители которого живут в Такжикистане в долинах рек Ягноб и Варзоб. Число говорящих на нём составляло в 1970 году около 2500 человек.
С большим трудом удалось раздобыть словарь этого исчезающего языка. Слово чача означает в нём – «искра». Возможно, так назывался оазис, а затем от него - союз городов Чач?
Искра – начало огня. Знаменитое выражение «Из искры возгорится пламя» лишь красноречиво подтверждает это.
Название Чач сохраняется за местностью на Инде (выше Аттока).
Топонимы с основой чач встречаются в Астраханской области – посёлок Чапчачи Харабалинского района. На Кавказе – ледник Чач, ущелье Амалидона (Чач). Высшая точка гребня - вершина Чачхох, или Шат-гора (4078 м).
А слова с основой чач звучат во многих языках.
Героиню алтайской народной сказки зовут Алтын-чач - «Золотые волосы».
Такое же значение – «волосы» имеет карачаевское слово чач.
В языке хинди чача означает «дядя». В испанском чача – «девушка». На Кубе чача – «погремушка, маракасы».
«Ну и что», - скажут лингвисты, - «это всё примеры “ложных друзей переводчика”». Так называются межъязыковые омонимы - слова в иностранном языке, похожие на слова в родном языке, но имеющие другой смысл.
На это можно возразить, что, мол, в данном примере все одинаково звучащие слова в языках народов, имеющих какое-либо отношение к индоевропейской общности, говорят примерно об одном и том же – о начале чего-либо и поэтому ареалом топонимического явления Чача можно считать Евразию.
Увы! В топонимике, имеющей дело с суррогатами лексики многих, в том числе и исчезнувших, народов, уверенным в правильности какой-либо версии или гипотезы, быть нельзя. В качестве девиза этой науки может подойти высказывание Генриха Манна «Умеренность необходима, а сомнения полезны».
|