Будут ли в РФ сажать за пословицы?Предлагаемые в эти дни изменения в статьи об экстремизме в РФ, предполагающие ответственность за соответствующие высказывания и комментарии в интернете, делает вынесенную в заголовок проблему более чем актуальной. Потому что: "Умный человек не говорит без пословицы" (каракалпакская пословица). И без пословиц и не пишет. А подавляющее большинство народных пословиц, в том числе только что процитированная, – экстремисткие.
Самый очевидный пример - пословица: "На посуле, как на стуле, посидишь, да встанешь". При этом, очевидно, она опасна вдвойне: и когда она обращена к политикам и религиям, и когда она обращена к публике, которой она не писана уже какой век. Хотя, вообще-то, самый очевидный пример вовсе не эта пословица, а совсем другая: "От трудов праведных не построишь палат каменных". Но автор просто уже заранее страхуется, пряча ее с глаз подальше.
Конечно, есть пословицы, экстремизм которых не так бросается в глаза, например, такая: "Забор хорош, да столбы гнилы". Но автор, не являющийся специалистом в юриспруденции, опасается, что и в данном случае может сработать извечное правило: "Был бы объект, а статья найдется".
При этом автор ни секунды не сомневается, что это правило обязательно сработает в случае напоминания людям, например, пословиц: "Каковы сами, таковы и сани". "Какова пряха, такова на ней и рубаха". А уж о неотвратимости ответственности за напоминание: "Когда в хвосте начало, то в голове мочало" - можно даже и не говорить. Как и о том, что "Голова - всему начало".
В результате, вроде бы, получается: "Куда ни кинь, везде клин". Потому что: «Молчанье – знак согласья». Но, с другой стороны: «Самая худшая бедность – недостаток ума» (турецкая пословица). И значит: «Есть разум – есть и путь» (малайская пословица).
Но об этом пути будет смысл говорить только тогда, когда за употребление пословиц будут шить соответствующие статьи, что пока еще остается под вопросом.
|