Заметка «Искра-Звезда по имени Золушка (о Янине Жеймо)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 8
Читатели: 628 +1
Дата:

Искра-Звезда по имени Золушка (о Янине Жеймо)

Есть артисты, которые запоминаются РОЛЯМИ. Крючков, Меркурьев, Раневская, Пельтцер, Чирков, Папанов, Миронов, Шукшин, Мордюкова… Гораздо меньше артистов ОДНОЙ РОЛИ. Думаю, что их вполне справедливо сравнить с  ИСКРОЙ, но не такой, которая вспыхнула – и погасла (уж таковых-то артистов и было, и есть полным-полно), а ИСКРОЙ, которая тут же превратилась в негасимую ЗВЕЗДУ. И вот таковых, действительно «искро-звёздных» – считанные единицы.
Янина Жеймо (фильм о ней был на днях показан на телеканале «Культура» что собственно, и заставило меня сесть за этот материал). Наша советская Золушка. Фильм был снят в 1947 году, то есть более семидесяти лет назад (для кинематографа с его бешеным бестолковым темпом это огромный срок), а как был киношедевром (и не только в категории детских фильмов), таковым и остался. Чудо? Конечно. Да, там блистали Раневская, Гарин, Меркурьев, но все вертелось-то вокруг маленькой, хрупкой, какой-то по-взрослому детской (или наоборот, по-детски взрослой) Золушки, которую блистательно не просто сыграла, а именно что прожила мало кому тогда известная девочка (хотя что я говорю: какая девочка, если Жеймо в то время было 37 лет!), циркачка, то ли белоруска, то ли полячка, со странными, каким-то совершенно неземными именем и фамилией.  

Она, несмотря на то, что снялась более чем в двадцати кинофильмах (мне запомнилась только одна её «незолушкина» роль – в «Двух Бойцах»), навсегда и практически для всех осталась именно прелестной милой Золушкой. Жизнь её не особенно-то и баловала: родилась в Волковыске (это под Гродно) 29 мая 1909 года в семье цирковых артистов, и уже с трехлетнего возраста начала выступать в цирке наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. В кино начала сниматься с 1925 года (и у каких режиссёров – Козинцев, Тауберг!) и закончила в 45-илетнем возрасте названными мною «Двумя бойцами».

Это что касается творчества. А личная жизнь по аналогии с Золушкой тоже оказалась не сладким подарком, причём, в отличие от сказки, без особо счастливого конца: пережила начало и самую жуть ленинградской блокады, а когда , наконец, вырвалась из того ада и приехала в Ташкент, то узнала, что муж, режиссёр Иосиф Хейфец, получив известие, что Янина погибла, уже успел подобрать ей замену. После «бойцов» практически не снималась, много лет жила в Польше, с третьим мужем, а умерла в декабре 87-го в Москве.

Артисты и артистки с амплуа «травести» лично у меня всегда вызывали очень сложные чувства, и прежде всего чувство жалости,  их  и г р у ш е ч н о с т и, какой-то фарфорово-хрупкой   с т а т у э т о ч н о с т и , особенно когда они перерастают свой возраст и  становятся сначала просто взрослыми, а потом пожилыми людьми. С Жеймо тоже было так – и не так. Недаром кинокритики писали, что «проморгали русскую Джульетту Мазину.». Такое признание дорого стОит. При своей «игрушечности» в ней была прежде всего   ж и в н о с т ь, именно что искренняя человечность,   е с т е с т в е н н о с т ь   и  н е п о с р е д с т в е н н о с т ь человеческих чувств. То есть, то, чего так остро не хватает многим сегодняшним киноартистам…

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама