КОМПОНОВКА САМОЛЁТОВ
За более чем столетнюю историю авиации конструкторы разработали несколько десятков различных вариантов компоновки самолётов. Были и удачные, которые используются до сих пор, были и совершенно экзотические. Давайте рассмотрим их поподробнее.
По типу фюзеляжа
Как ни странно, фюзеляж появился на самолёте не сразу! Это сейчас кажется, что фюзеляж главная и неотъемлемая часть самолета, к которому крепится все остальное, размещается экипаж, пассажиры и груз. Но первые авиаторы так не думали, они сидели на открытых всем ветрам скамейках и лавках, а иногда даже на простых стульях! Сохранилось свидетельство, что когда один из первых российских авиаторов капитан Л. М. Мациевич летал с П. А. Столыпиным, грозный премьер восседал в самолёте на венском стуле!
Но были и другие крайности. Гениальный конструктор И.И. Сикорский, проектируя первый в мире многомоторный самолёт «Гранд (Русский витязь)», в передней части фюзеляжа построил смотровой балкон! Зачем Игорь Иванович его сделал непонятно. Впоследствии, ни он, не другие ничего подобного не делали. (На фото И. И. Сикорский - крайний с права на балконе)
На заре авиации большинство самолётов были морскими. Это объяснялось более простой конструкцией шасси и простотой посадки. Да и основные страны-производители почему-то собирались воевать над морем. Сначала казалось, что для приводнения достаточно поставить самолёт на поплавки.
Но быстро выяснилось, что тяжелые и громоздкие поплавки сдерживают рост скорости. Притом значительно! Для выхода из сложившейся ситуации пришлось усложнять конструкцию и придавать фюзеляжу форму лодки.
В качестве примера приведу самый большой в мире деревянный самолёт и самую большую летающую лодку HughesH-4 Hercules, более известную как «Еловый гусь». Лодка хорошо летала, но оказалась никому не нужной.
Со временем для улучшения мореходных качеств на днище фюзеляжа стали делать реданы. Или даже пристраивать второй фюзеляж. Получившийся таким образом катамаран прекрасно держал шторм, но плохо летал.
Двухфюзеляжная схема, при всей своей посредственной аэродинамике, не была забыта. Во время Второй мировой войны её активно использовали и немцы, и американцы. Для увеличения дальности своих истребителей сопровождения немцы «помножили на два» Ме-109, а американцы «Мустанг». У американцев это чудо летало до 1952 года и успело повоевать, правда уже в качестве штурмовика, на Корейской войне, и даже добиться там определённых успехов.
Мессершмитт, своего «Близнеца» успел только собрать, но не облетать. Самолёт, якобы, был уничтожен во время авианалёта.
Но немцы не только удваивали серийные самолёты. Сумрачный тевтонский гений создавал такие самолёты «с нуля». Это, пожалуй, самый оригинальный самолёт – ближний разведчик Blohm & Voss BV 141. В его правом фюзеляже находился двигатель, в левом экипаж. Самолёт, как ни странно, прекрасно летал, и был выпущен серией в 5 штук. Но из-за своей необычной конструкции РЛМ (Имперское министерство авиации Германии) и ОКЛ (Верховное командование люфтваффе) относились к нему безо всякого энтузиазма, и дальнейшего развития тема не получила.
Ещё один вариант двухфюзеляжной схемы придумали на Боинге. Что бы не разрабатывать новый самолёт там решили просто добавить к серийному бомбёру второй фюзеляж. Сверху! Удивительно, но такое решение сработало. К дальнему бомбардировщику В-29 сверху добавили ещё один цилиндр, только побольше. Фюзеляж спереди стал напоминать перевёрнутую восьмёрку. При всей своей необычности самолёт быстро летал и использовался на трансатлантических линиях.
Ещё одна редкая схема - как бы "полуфюзеляжная". Это очень удачный американский Р-38 "Молния" - единственный американский самолёт, выпускавшийся на протяжении всей войны.
И знаменитый немецкий разведчик "рама".
В следующий раз расскажу про крылья.
Реклама Праздники |