Открываю страницу с произведением и вижу малосимпатичные физиономии завсегдатаев пивной, название стихотворения Кафе «Грибоедов», включаю видеоплеер – Звучит фуга Ре минор Баха. Читаю « Бежал под дождём и, промокший до нитки, на полном ходу я насвистывал Шнитке» ( будто его можно насвистеть)
Для тех, кто не читал. Посетители этой забегаловки дружно распевают шедевры мирового музыкального искусства, а наш герой, пытаясь подражать, не может выдавить из себя ничего кроме Шаинского. Возмущённая публика объявляет героя сумасшедшим , и его увозят в психбольницу. Чего напридумал Лимпапо? Правда, смешно и складно, но о чём?
Фантасмагория, бред, эстетические мутации произведения кажутся нам забавной игрой. Но для чего же автор предложил нам свой затейливый перформанс, только ли для того, чтобы мы улыбнулись?
Первый взгляд на картину Василия Шульженко «Пивная» почему - то вызывает в памяти Едоков картофеля В. Ван Гога. И там, и здесь люди, едят и пьют , и лица их обезображены и более походят на картофель, и земля оставила и на плодах, и на лицах все особенности своей структуры. Лица завсегдатаев пивной трудно назвать красивыми. Они изнурены тяжёлым трудом, они отдыхают в пивной после трудового дня на свои кровные , и единственный доступный и понятный способ отдыха для них – это выпить , закусить, поговорить с друзьями. Они пьют и или поют, по версии Лимпапо, Оду «К радости». Обратите внимание, как похожи эти слова - пьют и поют. Дружно слажено, ни одной фальшивой ноты. Значит, сравнение моё не случайно, потому, что. как Винсент передал нам чувство сострадания к людям , изнурённым тяжёлым трудом в момент отдыха , как В. Шульженко показал нам свой народ в радостные минуты, так Лимпапо сказал нам, что, в понимании и жизни народа, есть радость.
Появление в пивной героя повествования не случайно- он бежит сюда от невзгод и трудностей жизни. Он не из народа – интеллигент ( В творчестве В. Шульженко персонажи его полотен условно можно разделить на три категории: народ, умники или мыслители и начальство) наш герой из второй категории. По дороге он встречает двух радостных людей, готовых поделиться с ним своей радостью. И вот он здесь, происходящее ошеломляет его, он хочет присоединиться « Тут я, закупив пару кружечек пива. Решился вписаться в кружок коллектива», но нет опыта. Мелодии Шаинского и репертуар Пьехи – это всё, что есть в опыте нашего героя из его бывших застолий с друзьями и семьями и инфантилизме посетителя пивной. Он узнаёт Оду « К радости» Есть в репертуаре и Шнитке. Но это только усугубляет ситуацию. Обнаруживается пропасть, которая так и не сделала интеллигенцию « плотью от плоти, кровью от крови». Разве мы не знаем, как поступает в таких случаях общество? Можно забить , а можно и объявить сумасшедшим. Вы не догадались, почему кафе называется «Грибоедов»? А.С. Грибоедов незримо присутствует. Наш герой – это Чацкий, не вписавшийся в поющий коллектив. По недоброй нашей традиции он объявлен сумасшедшим. А вот и начальство пожаловало на скорой - врач. Власть к нашему герою применил именно он. И увезли беднягу в карете скорой помощи. «Карету мне, карету» ! Вспомнили? А горестные слова потерпевшего « Когда я вернусь из психушки домой в кафе « Грибоедов» вообще ни ногой» Похоже на « Сюда я больше не ездок»
Вот такое поразительное произведение написал Лимпапо, нет ничего случайного в наборе элементов, сопровождающих стихи. Мы читаем этот бред под аккомпанемент Великой музыки Баха. Автор придумал это, соединив несоединимое, чтобы читатель сильнее почувствовал дисгармонию жизни, чтобы это оставило в душах царапинки-напоминания и не только, потому, что абсурд окружающего нас бытия не заметен привыкшим к нему глазам. Читайте и думайте, о чём он пишет.
|