Вчера посмотрела «Елену» А. Звягинцева. Смотрела внимательно и напряжённо – так как не будет возможности, как у других на фестивале, пять раз повторять "первое" впечатление. Ушла из кино с чувством переполненного хрустального стакана – так велико было желание донести до дому и не расплескать ни одной капли житейской мудрости нового произведения режиссёра.
Простите те, кто не смотрел фильм. Буду стараться не раскрывать интригу.
Если откинуть в сторону страну происходящего, политические режимы, среду обитания, среду происхождения, если очень постараться и откинуть…
То в принципе речь, главный мотив сценария - о выживании. О глобальном и неосознанном инстинкте - жить, жить так, как умеешь, как считаешь нужным, по своим моральным законам и принципам, и не просто жить самому, а продолжать жить в потомках, в будущей жизни, даже если для этой цели придётся продать душу дьяволу.
Елена мне почти ровесница. Уже на пенсии. Ей повезло в её третьей молодости: вот уже два года, как в её одинокую и видимо не совсем удачную женскую судьбу (скорее всего сын живёт в её бывшей квартире) пришёл сильный, умный, предусмотрительный, успешный, волевой, строгий, принципиальный, крепкий, не угасший в планах и возможностях мужчина. Не правда, что он её использует, как служанку - есть специфика позднего брака, человек в возрасте нуждается в предсказуемых и стабильных отношениях, в комфортных условиях, в уверенности в завтрашнем дне. Елена любит мужа, ценит его роль в своей жизни - она живёт в довольстве, и даже умудряется подтаскивать немного деньжат из общего семейного бюджета в пользу бедствующей семьи сына. Отдаёт ему всю свою пенсию. Нет, не отдаёт – кидает в колодец. Даже может быть хуже – в сточную яму, как не прискорбно так говорить о многодетной семье, во многом типичной для сегодняшней страны проживания героев фильма. УПС, я обещала среду пока не затрагивать.
Из лучших побуждений Елена журит беспутную дочь мужа от первого брака, укоряя её в отсутствии любви и внимании к больному отцу. Благодаря стараниям Елены, отец и дочь вновь обретают друг друга на фоне больничной палаты. И мы понимаем, что её муж глубоко в душе никогда не расставался с неуправляемой отсутствующей дочерью, как и Елена в реальной жизни со своим непутёвым сыном. Но, не дано героини предугадать, куда приведёт её старание. Не дано, но это не значит, что она отступит, когда на карту будет поставлено всё самое дорогое, что у неё есть. Она не предусмотрительна, как её муж. Но это не слабость, нет. Вот не увидеть её силу – это настоящая слабость героя фильма, преуспевающего чиновника, политика, бизнесмена – не знаем кто он на самом деле, чем занимается, но это и не важно для сюжета фильма.
Можно быть очень предусмотрительным (правда успех, удача порой подтачиваю бдительность), можно быть разумным, расчётливым, предугадывать траектории и исход событий. Но приходит время Ч и на сцену реальности выходят тихие, мощные, неукротимые, поначалу незаметные глубинные силы, инстинкты жизни, инстинкты продолжения рода, инстинкты сохранения своей крови, своего семени. И рушится интеллектуальный рай, вроде во всём продуманный, всего лишь с помощью легковесной беспечной игрушки пресыщенного разума, искусственного стимулятора. Летит в тартарары, вернее в ад, который в мгновение ока вдруг переносится из пустыря, спрятанного электричкой в засохших чепыжах, прямиком в элитный респектабельный уголок современного мегаполиса.
Два ворона на ветке, две помойные птицы на фоне ничего не подозревающих самодовольных престижных застроек.
Никуда теперь не спрятаться от этих новоявленных соседей, не скрыться, не спастись.
И это уже о среде обитания, о стране проживания, о режиме правления…
Сказать лучше, чем герои фильма, невозможно: - «И последние будут первыми…»
Будут, если «последних» не берут в расчёт, задвигают саму мысль о их существовании под стол, не считаются с ними.
И это я уже не про кино…
UPD:
После просмотра многие высказали своё впечатление, мнения противоречивые, но, мне кажется, каждое по-своему интересно и даже познавательно, для примера здесь в ЖЖ
| Помогли сайту Реклама Праздники |