Заметка «Об Осипе Мандельштамме (и не только)...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 27
Читатели: 840 +1
Дата:

Об Осипе Мандельштамме (и не только)...

Я никогда не был ханжой и всегда писал лишь то, что хотел и считал нужным!
Никакие рогатки цензоров и партийные наставления не являлись векторами
творческих изысканий. Те же качества ценил и ценю у прочих авторов! Конечно же,
уровень их произведений в это время должен быть достаточно высоким!!!
Часто на Фабуле появляются стихотворения, которые, мягко говоря, попахивают
социалистическим нафталином - то "воспетки" звёзд эстрады, то стишки к определённой дате,
то банальные поздравления с чем-то там, а то на смерть актёра, которого автор вживую
никогда не видел, но желает хоть после смерти того самолично искупаться в тени славы
покойного... Короче, произведения, которые бы украсили стенгазету пионерского лагеря
или боевой листок роты охраны... К литературе, естественно, это - никаким боком.
Авторы, судя по всему, то ли не желают раскрыть читателю свой собственный мир, то ли боятся
это делать, зажатые внутренним цензором, мол, не так поймут! Зачем, дескать вырываться
зрительно и смысловО из рядов? И ходят по литературному полю по следам предков с убеждением - здесь
можно!.. А здесь - нельзя!!!

Вот что по этому поводу написано об Осипе Мандельштамме -
"Нетерпимость была не просто свойством его души. Она была его священным принципом, его девизом:
"Чем была матушка-филология, и чем стала... Была вся кровь, вся нетерпимость, а стала пся кровь, все – терпимость".
В той же «Четвертой прозе» он высказался на эту тему еще резче, еще исступленнее:
"Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые, разрешённые – это мразь... Писателям, которые пишут заранее разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо,
хочу бить их палкой по голове и всех посадить за стол в Доме Герцена, поставив перед каждым стакан полицейского чаю...
Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей. Как могут они иметь детей – ведь дети должны за нас продолжать, за нас главнейшее досказать – в то время как их отцы запроданы рябому черту на три поколения вперед"".

Я думаю, что никто из ныне творящих авторов не хотел бы, чтоб через сто лет его творчество назвали
"мразью", партийной или коньюнктурной разрешёнкой, а то просто макулатурой озабоченного графомана...
Естественно, каждый это понимает по-своему, и выводы делает свои. И только!..

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     08:44 13.11.2011
Я считаю: есть литература и нелитература. Читатель может не понять,что перед ним, но время рассудит.
Вот так, глобально... Ха-ха!
     01:30 13.11.2011 (1)
Истинная поэзия - это Полет души...и всегда полет ЗА... в запредельность....
Каждое стихотворение я рассматриваю с позиции, а что нового я смогла донести до читателя? Ведь все уже миллионы раз сказано....И самым главным считаю смысловое наполнение и особый язык...
Согласна, Валерий....
Стараюсь, чтоб не напоили полицейским чаем))))
Спасибо! Очень нужная заметка для всех нас!
с уважением и самыми светлыми пожеланиями....
Наташа
     01:39 13.11.2011
Я рад, что не все думают вразрез со мной!
А уж с О.М. и не поспоришь...
Спасибо!
С поклоном, ВЦ
     00:02 13.11.2011
Литература должна быть талантливой. А жанр, тема, поводы - это может быть любое.
Неталантливая же литература - это макулатура.
Вот и весь разговор.
Гость      16:02 12.11.2011 (1)
Комментарий удален
     23:12 12.11.2011
Я именно за искренность, Таня, ратую!!! И в творчестве, и в обычной жизни,
и в отношениях между людьми! Даже посыл на "три весёлых буквы", сказанный искренно,
заслуживает уважения! Спасибо за отзыв!!!
С уважением, ВЦ
     07:22 12.11.2011 (1)
2
"Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости." (Пифагор)
     11:22 12.11.2011 (1)
Самый великий мученик - Иисус Христос - стихов не писал!
Пифагор, кстати, тоже. Он и понятия о них не имел...
Мандельштамм писал!
Но... "Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа  в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно."
Вот поэтому я верю ему, а не Пифагору!!! И вам бы советовал...
     16:52 12.11.2011 (1)
Можно быть замечательным поэтом и человеком с тяжёлым характером. Но соглашусь с тем, что гению можно многое простить ради его таланта. Мне нравятся стихи Осипа Мандельштама. Некоторые сами собой запоминаются, потому что дышат теплом и любовью:
«Нежнее нежного лицо твоё,
белее белого твоя рука,
от мира целого ты далека,
и все твое от неизбежного.

От неизбежного твоя печаль,
и пальцы рук неостывающих,
и тихий звук неунывающих
речей… И даль твоих очей.» (О.М.) Чудо просто!

Но нетерпимость – это не есть хорошо, на мой взгляд. Что плохого в том, что люди пишут стихи в память любимых актёров,  или ко дню рождения близких людей. Если написано с любовью, искренне, от души, что в этом плохого, я не понимаю.
     23:02 12.11.2011
Я говорю об уровне подобных произведений - он должен быть достаточно высоким!!!
Но в большей и частой степени всё как раз наоборот - наборы штампов и
глупейших клише!!! Ибо пишут, не зная темы, не зная человека...
Особенно воротит, когда читаешь стихи, посвящённые В.Высоцкому. Всяк автор норовит
его на "ты" назвать, ахинею какую-то пишет, смутно понимая, в какое время жил
и творил Владимир Семёнович, какую драму переживал на протяжении всей жизни,
каким был человеком, отцом, мужем, актёром... Кстати, обычным смертным, с полным
набором как положительных, так и отрицательных черт!!!
     17:33 12.11.2011 (1)
2
Мне представляется, что всё несколько прозаичнее.
Может быть, поэт идёт на поводу своей Музы или своего дара. Кто-то пишет во имя, кто-то вопреки. Чья-то тихая Муза дышит цветочными ароматами и туманами, а чья-то неистовая подпитывается негативными эмоциями. Захочет такой автор написать здравницу - ничего путного не выйдет, как бы не было обидно для него. И продался бы, да не купят. Мне, например, чудовищно трудно писать здравницы - не потому, что считаю это несолидным. Бог с ней, с солидностью - написала бы иной раз, не всё же окружающее я ненавижу. Но я не могу во имя - только вопреки.  А у некоторых всё как раз наоборот. И, наверно, каждый должен заниматься тем, что ему по душе. И поэзия нужна всякая (кроме совсем плохой и скучной): и нежная и злобная, и заздравная и заупокойная.  
     22:57 12.11.2011 (1)
Согласен на "мировую"! Но только с Вами.
Остальные комментарии меня не убедили...
С уважением, ВЦ
     22:59 12.11.2011
1
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама