Заметка «РЕЛИГИИ МИРА: резюме»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 619 +1
Дата:
Предисловие:
В конце 2016 года вышла книга: Новосельцев В.И. Религии мира (очерки).
Читать ЗДЕСЬ: https://vk.com/doc256073352_516781836

РЕЛИГИИ МИРА: резюме

Изучая тексты Священных писаний, с неизбежностью приходим к выводу, что, несмотря на более чем пятитысячелетний разброс периода их создания, все религиозные учения в своих узловых положениях не противоречат, а, скорее, выступают дополнением друг другу. Именно в этом кроется потенциал и фундаментальный источник мирного сосуществования и содружества людей, исповедующих разные вероучения.

Нельзя искусственно разделять и тем более противопоставлять учения великих Пророков разных времен и народов — все они исходят от единого Бога, в равной мере истинны и образуют по своей сути единую систему мировых знаний, помогающих человеку правильно вести себя в нашем прекрасном, но чрезвычайно конфликтном мире.
Подлинные вероучения несут в себе исключительно гуманистические начала и не могут служить источником ненависти к иноверцам. Те многочисленные и кровавые конфликты, которые принято называть религиозными, порождены и инициированы экономическими, политическими, финансовыми и другими причинами, не имеющими отношения к религии. Деятели, которые развязывали и развязывают эти конфликты, лишь маскируют свои неблаговидные цели религиозными лозунгами, манипулируя религиозно-безграмотными людьми в своих интересах. Бог — судья этим деятелям, а вот тем глупцам, что шли и идут под их знамена, тем недоумкам, что не удосужились изучить религию соседа — позор и презрение во веки веков.

Второе обстоятельство, на которое следует обратить внимание при изучении религий мира, заключается в том, что все без исключения религиозно-философские учения строятся по так называемому аксиоматическому принципу. Суть его заключается в том, в основу учения кладутся аксиомы — исходные положения, не нуждающееся в доказательстве, а все остальные положения получаются как логические следствия аксиом. При этом во всех религиозных учениях центральная аксиома одна, и сводится она к существованию Бога.
Удивительно, но многие не понимают, что также как в теории относительности Эйнштейна постулируется (а не доказывается!) неизменность скорости распространения света, во всех религиозных учениях факт существования Бога не доказывается, а постулируется. Выражается эта аксиома в разных формах и словесных обличиях, но суть едина. Предполагается, что Бог как некая субстанция находится вне человеческого чувствования и разумения. Это иная система с трансцендентными или, как сейчас принято говорить, сингулярными качествами.  О ней можно сказать только то, что она существует, что она нас создала и в ней мы пребываем. В тоже время, познать ее свойства и постигнуть суть в ней происходящего, мы не можем, как муравей не может понять, кто и зачем рушит его муравейник во время уборки садовой территории. Мы — люди соотносимся с Богом примерно так же, как Земля соотносится с Вселенной: на фоне Божественного мы — ничтожная бесконечно малая, но довольно сложно устроенная «песчинка», которая управляется свыше, в частности через Посланников и Пророков. Нет сомнения в том, что зачем-то мы нужны Всевышнему, но зачем — нам не ведомо.

Помимо аксиоматизации божественного, через любое религиозно-философское учение красной нитью проходит исходное положение о двойственном устройстве мироздания. В наиболее яркой и близкой нам форме  это положение выражается в проблеме зла и добра. Суть этой проблемы сводится к двум извечным вопросам: зачем Всевышний сохранил зло в своих творениях и в чем смысл борьбы со злом, если победить зло невозможно. Ответы не эти вопросы содержатся во всех религиозно-философских учениях и, по большему счету, все они идентичны по смыслу. Конечно, Всевышний, создавая наш мир, стремился сделать его не самым худшим. Но, по-видимому, перед ним была дилемма: или самому беспрестанно трудиться, дотошно вникая в мирские проблемы и двигая в нужном направлении все то, что он создал, или, оставить себе функцию контроля, а в создаваемый мир встроить универсальный источник, который бы самостоятельно приводил в движение все сущее. Он понимал, что в первом случае на Земле будет процветать райская жизнь и вечная гармония, а во втором — никакого рая ожидать не следует, да и гармония, скорее всего, будет не очень гармоничной. Взвесив все за и против, Всевышний остановился на втором варианте. При этом в качестве универсального источника движения и развития он встроил в наш мир  борьбу двух противоположных начал — зла и добра, справедливо полагая, что в результате этой борьбы рай разрушится и исчезнет гармония, но зато возникнут мотивы к самоорганизации и стимулы к самостоятельному развитию. Почему он сделал такой выбор — неизвестно, но результатом выбора стал тот неоспоримый факт, что в нашем мире зло — принципиально неустранимое явление. Оно необходимо для существования и развития как личности, так и всего человеческого сообщества: без несчастия нет счастья, без плохого нет хорошего, без падения нет подъема, без горя нет радости, без Ада нет Рая. Очевидно, борьба зла и добра предполагает жесткий путь развития человеческой цивилизации, усыпанный как жертвами и разрушениями, так и любовью и гармонией. Но, по-видимому, мы с вами живем не в лучшем из миров. В нем нет других более мягких механизмов, способных эффективно двигать эволюционный процесс: все в нем рождается, развивается, процветает и погибает через противоположности, противоречия и борьбу. Что же делать человеку в таком злобном мире? Как выжить в условиях, когда зло живет и процветает? Задача человека состоит не в искоренении зла (это — утопия, причем, деструктивная), а в том, чтобы научиться делать добро из зла, и вести себя так, чтобы за все свои победы злу приходилось платить максимально высокую цену. Каждая из религий предлагает свои способы решения этих задач, специфичные для разных времен и народов. Но цель одна — научить человека не только жить, но и процветать в нашем конфликтном мире.

В наше время бытует мнение, что традиционные религии устарели и не соответствуют «духу» времени. Это глубокое и чрезвычайно вредное заблуждение. Могучий целевой потенциал традиционных религиозных учений чрезвычайно велик и далеко не исчерпан. Тексты Авесты, Библии, Корана, Трипитаки и других книг потому и называются священными, что в них содержатся не приходящие, а вечные ценности. Это люди со своими проблемами — приходящие и уходящие субъекты, а Священные писания — это нерушимые мысли, справедливые на все времена. Более того, они касаются всех людей, независимо от их национальности, места проживания и вероисповедания.
Вместе с тем, мысли, содержащиеся в Священных книгах христианства, буддизма, ислама и иных религий, еще не поняты человечеством до конца, а если в какой-то мере и поняты, то не соблюдаются или соблюдаются частично. В этой связи можно констатировать, что зла на Земле будет меньше, если не заниматься изобретением новых «религий» и не падать ниц перед разными самозванцами и проходимцами, а все свои усилия сосредоточить на понимании сути того, что проповедовали Великие Пророки и Учителя — Моисей, Заратуштра, Лао-Цзы, Будда, Махавира, Иисус Христос и Мухаммед.

Относительно неукоснительного соблюдения людьми религиозных норм следует заметить, что уже прошли тысячелетия, как люди знают заповеди своих Пророков. Вместе с тем тысячелетиями их сознательно нарушают, предпочитая следовать другой логике — нормы для того и существуют, чтобы их нарушать: не убивай — убивают, не прелюбодействуй — прелюбодействуют, не кради — крадут, да еще как, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего — произносят и не стыдятся.
Пока никто не может толково объяснить этот феномен. Однако удивительное постоянство этого явления (знаем, что нехорошо, но делаем) вынуждает предположить, что нарушения религиозных и вытекающих из них социальных норм в какой-то мере необходимы для существования и развития социума. Поэтому задача состоит не в искоренении нарушений как таковых, а в приведении их в социально приемлемые рамки. Для этого необходимо: а) знание существа религиозных норм и канонов, что обеспечивается общеобразовательной системой, как школьного, так и вузовского уровня; б) формирование в обществе таких механизмов действия религиозных норм, при которых их нарушение становится неприемлемым (невыгодным) для самих нарушителей; в) выделение узловых норм, то есть норм, не подлежащих нарушению ни при каких обстоятельствах, и придание им статуса закона с соответствующими жесткими санкциями. 
Послесловие:
Полный текст книги "Религии мира" ЗДЕСЬ: https://vk.com/doc256073352_516781836

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:35 05.06.2016
Во всех старых религиях заповеди приблизительно одинаковые.
В этом именно и смысл жизни каждого человека и смысл "борьбы добра со злом".
Зло - это отстуствие добра, как и тьма - всего лишь отсутствие света.
Жить по заповедям... Казалось бы: чего проще?
Но не тут-то было. Каждая заповедь ведет каждого, задумающегося о ней (просто подумав!!) уже - вглубь добра (к Раю), где отсутствует зло. Каждая заповедь дает возможность держать верное направление. Каждая заповедь вынуждает иметь индивидуальный подход ко всем вопросам, или сдаться - и делать "как все".
Не нужно ничего выдумывать. Все уже давно есть. Все механизмы и выводы.
Просто нужно прислушаться к тем  самым изначальным правилам, которые изложены в заповедях. И старастья максимально жить по ним. И тогда действительно будет развитие и личное и суоциума в целом. И до сих пор ошибки (отступление от заповеданных действий) совершают и совершают, но вовсе не потому, что это "необходимо для развития социума" (и не говорите мне, что правила созданы для того, чтобы их нарушать). Это всего лишь очередная удобная отмазка и оправдание самих себя, любимых в том, что хочется вкусно есть и мягко спать, и наплевать при этом, что у соседа беда и т.д. и т.п.  ...ведь "я" же лучше...
     22:37 04.06.2016
Конечно, Всевышний, создавая наш мир, стремился сделать его не самым худшим. Но, по-видимому, перед ним была дилемма: или самому беспрестанно трудиться, дотошно вникая в мирские проблемы и двигая в нужном направлении все то, что он создал, или, оставить себе функцию контроля, а в создаваемый мир встроить универсальный источник, который бы самостоятельно приводил в движение все сущее. Он понимал, что в первом случае на Земле будет процветать райская жизнь и вечная гармония, а во втором — никакого рая ожидать не следует, да и гармония, скорее всего, будет не очень гармоничной. Взвесив все за и против, Всевышний остановился на втором варианте. При этом в качестве универсального источника движения и развития он встроил в наш мир  борьбу двух противоположных начал — зла и добра, справедливо полагая, что в результате этой борьбы рай разрушится и исчезнет гармония, но зато возникнут мотивы к самоорганизации и стимулы к самостоятельному развитию. Почему он сделал такой выбор — неизвестно


Чем так говорить о Боге, лучше уж привычно по-атеистически - никак
     19:58 04.06.2016 (1)
Если Вы это сможете доказать мусульманам, то Вас увековечат половина стран мира. А так увы...
     21:35 04.06.2016 (1)
В исламе проповедуется именно то, о чем говорится в заметке.
     21:40 04.06.2016 (1)
Вы не понимаете, что говорится в Исламе, а не на столько хорошо владею им чтобы Вам что -либо объяснить.
     21:42 04.06.2016 (1)
Не надо ничего и никому объяснять. Нужно просто прочитать Коран.
     21:47 04.06.2016
Вы Библию знаете? А молитвы? А в церковь часто ходите? А Вы Коран...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама