В 1985 году группа советских военнопленных трое суток удерживала лагерь боевиков, уничтожив около 200 моджахедов, пакистанских и американских инструкторов.
Выдержка из аналитической записки разведслужбы 40-й армии, с которой лишь недавно был снят гриф секретности:
«26 апреля 1985 года в 21.00 во время вечернего намаза группа советских военнопленных тюрьмы Бадабер (на территории Пакистана) сняла шестерых часовых у артиллерийских складов и, взломав замки в арсенале, вооружилась, подтащила боеприпасы к спаренной зенитной установке и пулемету ДШК, установленным на крыше.
В боевую готовность был приведен миномет и гранатометы РПГ.
Советские воины заняли ключевые точки крепости: несколько угловых башен и здание арсенала.
По тревоге был поднят весь личный состав базы – около 3000 человек во главе с инструкторами из США, Пакистана и Египта.
Они попытались штурмом вернуть контроль над крепостью, но были встречены шквальным огнем и, понеся большие потери, вынуждены были отступить.
В 23.00 лидер Исламского общества Афганистана Бурхануддин Раббани поднял полк моджахедов Халид-ибн-Валида, окружил крепость и приказал мятежникам сдаться, однако получил ответное требование – вызвать представителей посольств СССР, ДРА, Красного Креста и ООН.
Начался второй штурм, который был также отбит восставшими советскими воинами.
Место боя к тому времени было блокировано тройным кольцом окружения, составленным из душманов и военнослужащих пакистанской армии, бронетехники и артиллерии 11 армейского корпуса ВС Пакистана.
В воздухе барражировали боевые самолеты ВВС Пакистана.
Жесточайшее боестолкновение продолжалось всю ночь.
Штурм следовал за штурмом, силы восставших таяли, однако и враг нес ощутимые потери.
27 апреля Раббани снова потребовал сдаться и снова получил отказ.
Он приказал вывести тяжелую артиллерию на прямую наводку и штурмовать крепость.
Началась артподготовка и затем штурм, в котором участвовали артиллерия, тяжелая техника и звено вертолетов пакистанских ВВС.
Когда войска ворвались в крепость, оставшиеся раненые советские военнопленные взорвали арсенал, сами погибли и уничтожили значительные силы противника».
В восстании участвовали и погибли, по разным оценкам, от 12 до 15 советских военнослужащих.
Против них действовали моджахеды Раббани и 11-й армейский корпус Пакистана, потери которых составили: около 100 моджахедов, 90 военнослужащих пакистанских регулярных войск, включая 28 офицеров, 13 представителей пакистанских властей, шесть американских инструкторов, три установки «Град» и 40 единиц тяжелой боевой техники.
Из сводки радиоперехвата штаба 40-й армии в Афганистане за 30 апреля 1985 года:
«29 апреля руководитель Исламской партии Афганистана (ИПА) Г. Хекматияр издал приказ, в котором отмечалось, что «в результате инцидента в лагере подготовки моджахедов в СЗПП Пакистана были убиты и ранены 97 братьев».
Он потребовал от командиров ИПА усилить охрану захваченных пленных ОКСВ.
В приказе дано указание «впредь русских в плен не брать», не переправлять их в Пакистан, а «уничтожать на месте захвата».
О том, что случилось в Бадабере, пакистанские власти и руководство моджахедов пытались скрыть.
Выпуск пешаварского журнала «Сафир», который рассказал о восстании в крепости, был конфискован и уничтожен.
Правда, сообщение о восстании советских пленных в лагере Бадабер поместила левая пакистанская газета «Муслим».
Эту новость подхватили западные агентства, которые со ссылкой на своих корреспондентов в Исламабаде сообщили о неравном бое, который вели советские военнослужащие.
Радиостанция «Голос Америки» тоже проинформировала об этом слушателей, но, конечно, в своем «объективном» стиле: «на одной из баз афганских мятежников на территории Пакистана в результате взрыва погибли 12 советских и 12 афганских пленных».
Хотя американцы имели полную информацию о случившемся из сообщения американского консульства в Пешаваре в госдепартамент.
| Помогли сайту Реклама Праздники |