Заметка «Про музыку: Цахес»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 21
Читатели: 1290
Дата:
Предисловие:
      Заметка для тех, кто любит современную серьёзную музыку (ту, что называют академической);
для тех, кто любит не столько её, сколько просто интересуется всем необычным,
ну и для тех, кто хотел бы узнать что-то новое.
      То есть: написал не для скептиков и не для филистеров.

Про музыку: Цахес

         Начинаю.
         Несколько дней назад мне понадобилось вспомнить кое-какие сведения о Сергее Слонимском. Для знатоков не уточняю, кто это, а для тех, кто не знает, сообщу, что это современный композитор из того ряда и поколения, к которому принадлежат – назову те имена, которые на слуху в большей степени – и Щедрин, и Эшпай, и Валерий Гаврилин.
         В статье о Сергее Слонимском (в Википедии) среди перечня учеников увидел ранее незнакомое мне имя – Настасья Хрущёва.
         Заинтересовался. И не только фамилией. Но и – поскольку женщин-композиторов не так много в мире, а уж у нас – и подавно.
         Пошёл по ссылкам. Прочитал несколько интервью с ней.
         Многое удивило. А позже и – убедило.  Вот что говорит Настасья Хрущёва в интервью, опубликованном на сайте "Geometria.ru" (между прочим, Настасья Хрущёва училась в математической школе; но это - просто к совпадению):  

         Недавно я поняла, что человек, потребляющий классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу. Да, это совсем разные уровни. Но сам тип восприятия здесь - статичен и "горизонтален". Почему? Дело в том, что каждый из них стремится к получению ожидаемой эмоции, а еще точнее - к получению ожидаемой информации. Он уже знает, что должен получить, а потому - закрыт и ограничен ментально. Для меня самой (как потребителя классической музыки) это открытие было болезненным. Это же страшно - осознать, что еще один квартет Брамса, еще одно прослушивание (о ужас!) фуги Баха - никак тебя не развивает, потому что - опять же, дает тебе ожидаемую информацию. Поэтому само восприятие в идеале должно быть максимально удалено от "потребления", а значит, и от так называемой любви.
       Поясню.
       Представим ситуацию: зритель X, придя на вечер, к примеру, классического романса, уже знает, что он хочет получить. На его лице - блаженная улыбка, он уверен, что сейчас выйдет певица в ярком платье и исполнит что-то благостное, наполненное разнообразными эмоциями (вполне вероятно - тонкими и многослойными), и его руки уже чувствуют в себе зуд будущих аплодисментов. Но вдруг выходит композитор Z со своим романсом - который внешне выглядит как романс, но внутри него происходит жесткий троллинг самого этого жанра, его обнуление, бескомпромиссный спор с ним. Что происходит со зрителем X? Он не знает, как на это реагировать, он подавлен, недоволен, он в смятении и гневе. Почему? да потому, что ему не дали того, за чем он пришел - потребление не состоялось. При этом его сосед - зритель Y - напротив, почувствовал, что произошла некая подмена, его заставили пережить что-то такое, чего он еще не переживал, и он ощущает радость открытия.

         Если и вы хотите ощутить эту радость открытия, то найдите двенадцать минут времени и слушайте:



         Что вам предстоит услышать?
         Концерт.
         Написанный Настасьей Хрущёвой.  
         Инструментальный концерт. Которые во множестве создавались со времён Баха, Моцарта, Бетховена вплоть до наших современников.
         И пишутся сейчас. Для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром, для трубы с оркестром и так далее. И даже для очень необычных инструментов.
         Как-то на одном из форумов прочитал шутку о том, что и для вувузелы (дудки, которую используют футбольные фанаты на стадионах) скоро напишут концерт с оркестром. Оказывается, и такой уже концерт написан! Для вувузелы с оркестром. Это при том, что издавать вувузела способна лишь один звук – си бемоль малой октавы. И... всё!
         
         Вернусь однако к произведению Настасьи Хрущёвой.
         Особенность сочинения, названного композитором более чем прозрачно с отсылкой к творчеству Гофмана, даже не в том, что это концерт для достаточно (если не очень) редкого инструмента – басовой флейты, и не в том, насколько разнообразно, изобретательно, парадоксально, обескураживающе этот инструмент используется, и не в том, что порою происходит на сцене во время исполнения.
         Интересно в первую очередь то, как убедительно автор сумела доказать справедливость тех слов, которые она приводит в интервью корреспонденту газеты «Санкт-Петербургские ведомости»:
   
Голландский музыковед Элмер Шенбергер как-то задался вопросом: «Должна ли музыка нас трогать?». И пришел к выводу, что самое важное в восприятии музыки – полное, «безусловное отождествление» слушателя с самим музыкальным текстом. Он пишет: «Когда я слушаю Kyrie из мессы Баха, я хочу быть этим Kyrie. Каждым голосом, каждой гармонией, каждым piano и каждым forte. Этот выстраданный идеал есть вершина, которую я как слушатель могу достичь». Шенбергер прав в том, что музыка должна не трогать, а поднимать до полного самоотождествления с собой. Если это происходит – значит все состоялось. Причем такое самоотождествление совсем не обязательно должно включать в себя – условно – «приятные» эмоции. Оно может быть и тяжелым, и болезненным.


         Впрочем, впечатление от того, что вы услышите, едва ли будет тяжёлым или болезненным.
         Скорее всего, оно не оставит вас равнодушным.
         В чём и заключается одна из задач искусства.
Послесловие:
         
         Да! И не забудьте перечитать "Крошку Цахеса, по прозванию Циннобер".
Обсуждение
13:12 12.06.2016(1)
Я с первых же тактов вспомнил Губайдуллину.  Слушал ее в Малом зале Санкт- Петербургской филармонии. Концерт проходил с ее участием. Это было в 2003г. И вот -запомнилось.
Что касается Настасьи Хрущевой, то за исключением начала - напоминающего Губайдуллину, впечатление чисто информативное- но вот есть и такое. Но в заключение, восклицание "Крошка Цахес...", я вспомнил, что слышал это произведение на одном из новогодних концертов Филармонии. Вполне в согласии с её концепцией.
Как недавно мне сказал один художник концептуалист- современное искусство (речь шла о живописи) существует за пределами эстетики. Это примерно та же мысль, высказанная Хрущевой, но доведенная до своего логического завершения.
23:28 15.03.2019(1)
Александр Красилов
Это очень яркое произведение.
01:12 16.03.2019
Если Вы о Губайдуллиной, это  я согласен.
Что касается Хрущевой, то я помню только -"крошка Цахес"...
00:09 16.03.2019
 Не слышала эту музыку и этого композитора.
 Слушаю с удивительной радостью. К своему стыду признаю, что не видела раньше басовую флейту.

 Замечательно тем, что такая музыка действительно рвёт все  стандарты и заставляет не просто наслаждаться, а думать. Музыкальное прочтение Гофмана великолепно. Под влиянием сейчас мне кажется, что иначе Гофмана и не выразить.
 Спасибо! У меня сегодня радость открытия!
16:21 12.12.2016(1)
Скорпиошка
хм.. и снова совпало) надо же, обе заметки - и обе про тех людей, вокруг которых крутится атмосфера моей жизни почти 2 года как
16:30 12.12.2016(1)
1
Александр Красилов
Интересное произведение у Настасьи Хрущёвой, верно?
16:45 12.12.2016
Скорпиошка
с этим я не знакома (надо послушать), а вот другие - да, любопытные...
03:00 12.06.2016(1)
1
ОлГус
То, что говорит в интервью данная Хрущёва, является, мягко говоря, спорным.
ЦАХЕС взял в закладки: послушаю попозже.
Заметка не оставила меня равнодушным.
03:26 12.06.2016(1)
Александр Красилов
Да заметка-то моя - дело десятое.

Слушаю "Встречу с песней" сейчас. "Предвоенный вальс" исполняли. Пел Кобзон.
03:30 12.06.2016(1)
1
ОлГус
Поздравляю!
03:30 12.06.2016(1)
Александр Красилов
С чем?
03:33 12.06.2016(1)
1
ОлГус
С Кобзоном, конечно.
03:37 12.06.2016(1)
Александр Красилов
Олег... Такое впечатление, что Вы из одолжения зашли на эту заметку.
Увольте.
Я не настаиваю.
11:04 15.06.2016(1)
ОлГус
Не из одолжения, Алексанлр.
22:46 15.06.2016(1)
Александр Красилов
Ну... Не знаю.
Я, пожалуй, ещё денёк подуюсь...
22:55 15.06.2016(1)
ОлГус
Что-то я проникся чувствами - поэтому на дутьё даю ещё один дополнительный денёк.
Надо продуться обстоятельно.
23:06 15.06.2016(1)
Александр Красилов
А чего Вы на Кобзона наехали?
Кобзон - это... Кобзонище!
Мало ли кто какие глупости делает. Не отрекаются любя.

А песня, как теперь оказалось, не ретроспективная, а пророческая.
"Все ещё живы, все ещё живы..."
23:17 15.06.2016
ОлГус
Не будем больше о Кобзоне. Ему неинтересно.
А музычку рекомендованную я прослушал.
Пока мои чувства ещё не оформлены, надо ещё пару-тройку раз послушать.
22:30 11.06.2016(1)
Александр Цнин
...вувузелы (дудки, которую используют футбольные фанаты на стадионах... - Вам, как я посмотрю, хоть на яичках сыграй (как бишь их называют - м...звоны?) - главное шоп имя исполнителя твёрдое и мощное было в википедиях всяких...
Александр !! а Вам случаем нИ лет 8-10 или 90-сто..?
А то у меня такое впечатление, будто б Вы здесь всех, сиречь, за нос водите.
..с поклоном...
...Вы случаем, сердешный тёзка, окошко публикаций ни-и... перепутали? а то мож куды ещё хотели публикнуть... и... заслухавшись гениев, сюды изволили-с с симфонией пожалть...
зы/
Вувузелы.
Вувузелы, да - вувузелы. Хороший инструмент. и си бемоль малой октавы ловко вытягивает...
23:10 11.06.2016(2)
2
Александр Красилов
Я ничччего не понял из Вашего комментария, Александр.
11:33 12.06.2016
Александр Цнин
А я понял!! Вам всё-таки лет 12 или приближаетесь...
Что и требовалось доказать!!! если уж Вы меня дурака не понимаете... то что же Вы углядели во словах всяких Настасей Хрущёвых..? и т.п... умных.
...что придумал то и понял...
Ещё Вам сюда (на сайт; и в своём придумании) вынести трактаты о собаке Павлова осталось... и беспризорниках.

Мне всегда было забавно смотреть на ребяток в садике (особливо приболевших), играющих в космонавтов, писателей и музыкантов. Но это Вам извинительно. Хуже было б коли Вам 90 минуло: тогда уже палата №
08:15 12.06.2016(1)
Владимир Вишняков
Как быть, если ничего не понял из Вашей заметки?
08:16 12.06.2016(1)
Александр Красилов
Прикалываться, типо, дальше.
08:30 12.06.2016(1)
Владимир Вишняков
Я серьёзно.
Когда тебя не понимают, это проблема.
09:14 12.06.2016(1)
Вальтер Блат
Это давняя болячка Александра, но он никак не поймёт, чего от него хотят.
09:18 12.06.2016(1)
1
Владимир Вишняков
У Александра, очевидно, плохое настроение.
Ладно, бывает.
09:25 12.06.2016
1
Вальтер Блат
В День России у многих с настроением проблемы))
07:23 12.06.2016(1)
3
вот где стерильность и жеманство... ни одной интересной фразы... а ведь "заметка для тех кто..." казалось бы, автор хочет поделится тем что интересно ему,  но использует статичные мысли и язык, словно ведёт опись имущества...
пример: "Заинтересовался. И не только фамилией."... у читателя закономерный вопрос, чем же так он заинтересовался?..а тем, что просто прошёл по ссылке и там начитался интервью... и тут же предлагает "ощутить эту радость открытия"... а по русски, это называется, "чужими руками жар загребать"...
Красилов, прежде чем рассуждать о "задачах искусства" необходимо самому что-то писать а не прыгать по чужим цитатам комнатным педагогом... вы сами-то давно читали Гофмана, если вообще читали...
текст постный и невкусный... и мой вам совет, прежде чем становится в позу Ментора разглагольствуя об искусстве, подумайте, а сами вы не похожи на крошу Цахес?.. вот именно, даже на него не похожи...))
08:09 12.06.2016(2)
Александр Красилов
Ну-у-у...
Так не пойдёт.
Что это Вы какую-то ерунду написали?
У Вас компьютер-то как? "Тянет" или "не тянет" по-прежнему?
Ради интересной (на мой взгляд) музыки заметка была написана. И ради автора её - личности неординарной. Это уже не только на мой взгляд.
Заметка была написана не для всех. Предуведомление имеется.
15:21 12.06.2016
да бросьте вы тут пушистыми тапочками хвастаться, "не для всех"...)) всё вы прекрасно поняли... не заинтересовали вы меня, как читателя, и "задача искусства" вами не выполнена, андестент?..
а то тянет, не тянет, уцепились за соломинку... вот в этом и состоит задача искусства, что если у кого-то "не тянет", "тянуть" самому... а иначе, не можешь "с" не мучай "ж"...
11:58 12.06.2016(1)
Александр Цнин
Вова!! ...становится в позу Ментора разглагольствуя об искусстве ?... а как и где же ещё разглагольствовать... ?
Ты усёк:, Александр на форумах не общаются (обчаются оне только с Мартой) - а на форумах они только читают... (там быстро по ухам получишь - не слюной брызнут)

Давай о его уважаемой особе в Википедию пропишем... полочку (но на площадке связей мало). Или на Луркоморье (русский lurk-i-more) статью забадяжим (связей больше......)...
Идею можно обозвать так: ...несущий свет во тьму нубумба...
15:27 12.06.2016(1)
ты-то чё пыжишься, коноплёвый словоплёт, книжку что ли прочитал или в музей сходил...
22:00 12.06.2016
Александр Цнин
...здесь тебе ба, Вова, логичнее выразить своё обыкновение "...не понял..." ни заметку-то... ни заметки к заметке...
Ибо ты девственно нихера не понял: дитя-дитя нет в тебе путя.

А до Алесандра Красилова тебе никогда не допрыгнуть... и уж тем паче толковать... хыть усю лавку свою книжную изжуй заместо сала...
Толкуй псалмы, сердешный! ...и...
на вот смайлик  
21:41 11.06.2016(1)
1
Ирина Луцкая
Я нашла двенадцать минут времени.
Ну так Цахес и есть!
21:44 11.06.2016(1)
1
Александр Красилов
Именно.
Причём, дело даже не в программности.
Но, кто помнит сюжет шедевра Гофмана, того, пожалуй, даже дрожь может пронять - настолько композитору удалось перевоплотить гофмановского героя в музыку.
На форумах очень активно обсуждают это произведение Настасьи Хрущёвой.
09:12 12.06.2016
1
Rocktime
После одной из программ "Кукол" с персонажем Крошкой Цахесом программа была закрыта и независимому ТВ настал ...ец... Но это так, к слову пришлось.
07:30 12.06.2016(2)
1
Лариса Тарасова
человек, потребляющий классическую музыку по сути ничем не отличается от человека, потребляющего, скажем, попсу.

Дойдя до этих слов Настасьи Хрущевой, дальше читать не стала. Все ясно.
Предложенную музыку все-таки послушала. Пожала плечами. Я не нашла в ней того, что обещал автор заметки.

Христа ради, его труд -- восхититесь!

Вальтер! Не восхитилась.)))

09:10 12.06.2016
1
Вальтер Блат
Не может быть))
08:13 12.06.2016(2)
Александр Красилов
Зря Вы, Лариса, ко мне пришли.
Неинтересно Вам со мной.
Да и мне с Вами, по правде говоря, тоже.
Почему - сами знаете.
09:11 12.06.2016(1)
Вальтер Блат
Обидчив ты стал, Саша, как барышня -- понимания ищешь, нервничаешь.
Зачем всё это? Делай выводы.
09:21 12.06.2016(1)
Александр Красилов
Почему обидчив?
Я вообще сейчас "Экипаж" смотрю по ТВ.
Там в конце вальс будет. Шнитковский. А перед этим - сцена взлёта самолёта во время землетрясения. Если помните. И там музыка тоже потрясающая.
09:26 12.06.2016(1)
Вальтер Блат
Не спорю
09:32 12.06.2016(1)
Александр Красилов
Ну и зря.
Вот Юрий Чугунов, например, отказывает композиторам авангарда 70-х - 80-х в мелодическом даре. Почему - непонятно. И Денисов, и Губайдулина, и Шнитке создали столько запоминающихся мелодий, что просто не пересчитать.
09:40 12.06.2016
Вальтер Блат
Саша, дело в том, что не всякий композитор умеет продвигать свой мелодичный дар, выраженный  в практическом освоении нотного стана всем понятными знаками...)

К слову, джазмены народ закомплексованный -- что с них взять?! ))
08:36 12.06.2016
2
Лариса Тарасова
Почему - сами знаете.

Это Вы про ЧС?.. Вас давно там нет.
А заметкой не восхитилась. Это - правда. Помню, я читала одну Вашу летнюю мини, легкую, шуршащую, с запахами трав, такую утреннюю и солнечную... та понравилась. Эта - нет.
Впрочем...
09:07 12.06.2016(1)
Rocktime
Спасибо, очень интересно!

Концерт для вувузел с оркестром https://youtu.be/NMb45oX9jJ8
09:24 12.06.2016
Александр Красилов
Я на одном из сайтов видел партитуру. Не помню, какого современного (понятно) композитора. Но это был концерт для одной вувузелы.
23:26 11.06.2016
АСлон
Вам уже всё сказали?!!

 слушать.не .  могу - слабый сигнал.
В в/ч так.
 
  Я.такой.
.никто не.слушает