.
СОТВОРЕНИЕ МИРА
___________________________________________________________________
Большинство современных ученых в этом вопросе придерживаются как мнения
неоплатоников, так и бергсонианцев, позиции академика Вернадского, Ле Руа и
Шардена. Бог, как таковой, не обязательно некий полумифический объект по образу
подобный человеку, однако «видимый же всем и не видимый». Бог скорее некая
условная величина, присутствующая везде и всем управляющая. Еще Плотин
определял это основополагающее Начало, как Единое, к единению с которым
стремится Разум, преображенный в Дух, то есть сконцентрированное Сознание
в высшем его проявление.
_________________________________________
« Плотин писал об истечении непознаваемого Единого, создающего все сущее.
Сначала создается мировой Ум, представляющий собой совокупность множества
идей. Ум порождает мировую Душу, которая, одушевляя неживое вещество,
творит чувственный мир. Однако, достигнув определенной ступени развития,
существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и
стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Полное слияние
с Единым, осуществленное в космическом масштабе, в принципе аналогично
схлопыванию Вселенной.
Эволюционная модель Ле Руа, Тейяра де Шардена и, отчасти, Вернадского повторяет
основные положения неоплатонизма.
Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описаны авторами
теории Ноосферы на уровне современного научного знания, но принципиальная схема
их концепции соответствует принципам неоплатоников.
Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума,
чтобы затем приобщиться к Единому. У авторов теории Ноосферы человек
также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге (
Тейяр де Шарден) или, охватив научной мыслью всю планету, двигаться
в направлении постижения Божественных законов (Вернадский)»
___________________________________________
Вероятно, академик Вернадский все же более других придерживался именно
естественнонаучных взглядов, что, в свою очередь никак не противоречит ни
богословию, ни современной науке. Бог уже представляется как объективная
реальность и, наконец, становится ПОЗНАВАЕМ, вопреки утверждениям теологов-
монотеистов. БОГ как бы объединяет в себе вселенский Разум, Дух и объединяющее
и созидающее Начало всех Начал, то есть выделяемое еще Плотином ЕДИНОЕ.
Продолжая и развивая учение Платона, Сократа и «досократиков», Плотин был
одним из наиболее известных философов-неоплатоников.
Как видим, теоретикам христианства было, откуда черпать свои формулировки и,
в соответствии с привычкой теологов их искажать и переделывать, но уже совершенно
в других целях. Если Сократ и его последователи были свободны в выражении своих
идей в лоне политеизма, то монотеисты являли собой уже политическую систему и власть,
а не философскую школу.
___________________________________________________
«Идеи Плотина были восприняты Ле Руа, Вернадским и Тейяром де Шарденом
в бергсонианском духе. Влияние Бергсона на создание теории Ноосферы заключалось,
главным образом, в выдвинутом им положении о «творческой эволюции».
По его мнению, жизнь – такая же «вечная составляющая бытия, как материя и энергия»,
а ее развитие связано с творческим порывом космического значения.
В то же время, если Ле Руа и Тейяр де Шарден развивали свои концепции в рамках
католического модернизма, Вернадский опирался на круг научных и религиозных идей,
выдвинутых русским космизмом. Теория «экстрема» – лучезарной духовной личности
в составе бессмертного человечества – А.П. Сухово-Кобылина («Учение Всемира»),
получившая оригинальное развитие в трудах Н.Ф. Федорова и материалистический
панпсихизм Циолковского были творчески переработаны Вернадским, который учел
прозрения Флоренского, писавшего ему в 1929 о существовании в биосфере «того, что
можно было бы назвать пневматосферой, т.е. ... особой части вещества, вовлеченного
в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа». Вернадский истолковал эту
идею в свете собственной теории развития биосферы Земли».
_________________________________________________________
Как видим, рассматривать какую-либо гипотезу без рассмотрения теории Ноосферы
уже не представляется возможным. Наиболее полное воплощение теория Ле Руа нашла
в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза
(оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития Ноосферы будет
слияние с Богом. Вернадский придерживался несколько иного мнения, полагая, что
природа косного и живого вещества различна и НЕ РАССМАТРИВАЛ НООСФЕРУ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ ЭСХАТОЛОГИИ.
Я думаю, что в этом вопросе следует согласиться с профессором А. В. Шабага.
В наше время любой вопрос о сотворении мира и возникновении жизни в любой
точке бесконечной Вселенной рассматривать вне теорий о Биосфере и Ноосфере
Земли также было бы некорректно. Вселенная едина и каждый из нас, как и все живое
и неживое на Земле является ее частью неотделимой от целого.
.
| Помогли сайту Реклама Праздники |