Заметка «Об эксплуатации одного поколения другим (из М. Павича)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 483 +2
Дата:
Предисловие:
Отрывок из книги Милорада Павича «Пейзаж, нарисованный чаем».

Об эксплуатации одного поколения другим (из М. Павича)

Кроме старого  способа  закабаления  человека  человеком  или  сословия сословием   ныне   обнаруживается   гораздо   более  практичное  решение  --эксплуатация одного поколения другим. Выигравшие прошлую войну закабаляли до крайности вас, своих сыновей, а  проигравшие  эту  войну  впоследствии  были использованы  своими  сыновьями. Следовательно, твой сын поработит тебя, как порабощал тебя и твой отец.

Наблюдая  за  сыном, Свилар думал о том, что у него заканчивается детство, и пытался его понять.
-- Вступать ли мне в партию? -- спросил его тогда сын.
-- Не знаю, -- ответил в замешательстве  Афанасий  Свилар...  --  Может быть,  тут  вообще  не  стоит  давать советы. На все случаи жизни советов не напасешься...    
-- Как это? Был в партии тридцать лет, а теперь не  знаешь?  По  правде говоря,  мне  твой  ответ  вообще ни к чему. Но я скажу, почему ты не можешь ответить. Именно сейчас, когда многие интеллигенты во всем  мире  становятся красными,  ты устал от партии. Может, большинству КП выйти из нее и тогда ты снова вступишь? Извини, это уже элитарный подход.    
-- А тебе не кажется, что партия одним -- мать, а другим мачеха?    
-- Ну если одни ведут себя в партии как в своем доме, а другие -- как в гостинице...  Тебе  твой  собственный  чих  дороже  всего  на  свете.   Люди наслаждаются  жизнью, а ты хандришь. И ты не один такой. Таких много. Вот, в деревне есть мастера что надо, хлеб пекут первоклассный, а до  города  никак не  доедут.  Вам все кажется, что за вас кто-то что-то решит, что ваше время еще придет. А ведь от вашего будущего одни рожки да ножки остались. Уж очень вы верили в свою судьбу, а получили -- фигу с маком. Вы все  жалуетесь,  что вам  ходу не дают. Да если бы мне во время войны было четырнадцать лет, я бы взял ружье и никого не спрашивал. Как  с  ружьями,  так  и  с  женами.  Надо  себе выбирать  жену,  а не мамочку. А вы не на тех женились, кого любили, и детей не с ними рожали. Вы как те скупердяи, что мелочь пососут, прежде чем с  ней расстаться.  Не  знаю,  окончательно  ли  заросла  твоя  дорога к счастью...Помнишь Витачу Милут, с которой ты расстался по дряблости характера?..  Тоже мне  добродетель  --  верность  супруге,  которую  не  любишь!  Хоть  бы раз оглянулся вокруг да спросил бы себя, кому на ногу  наступил.  Живешь  вот  в своей  скорлупе и ничего не ведаешь -- ни кому дорогу перешел, ни кого задел нечаянно. Ваше поколение бездарно проело свой хлеб.  Единственное,  что  оно дало,  --  это  живопись.  Только  художники  себя  и проявили. Дада Джурич, Величкович (*), Любо Попович, уехавшие во Францию, группа "Медиала" и  Шейка(**),  который  тоже хотел уехать, да ему паспорт не дали... Они запечатлели новое время, они имеют право сказать, что их творчество росло вместе с ними.      
Конечно,  все  эти  дела  с  красками и кисточками меня не касаются. Но вас-то почему это не интересовало? Словно эти художники вам чужие... Что они сделали?  Перенесли  будущее  из  времени  в  пространство.   Не   поддались искушениям  абстрактной  живописи,  стали  писать,  как  древние  живописцы, выщипывая волоски для кистей из собственной  бороды,  вернулись  к  земляным краскам,  взглянули  на  человеческое  лицо,  как  на  икону, и в нем сумели разглядеть вас,  которые  их  в  упор  не  видели.  Им  удалось  запечатлеть присутствие  отсутствующих.  У  них  собаки  бегут  по человеческим тропкам, отмеченным  игрой  света,  а  поросята  распяты  на  анатомических   столах, наподобие трупов у Рембрандта.     Это  был  единственный случай в твоем поколении, когда люди чему-то или кому-то попытались  противостоять,  высказались  в  открытую,  пошли  против течения.  Но общество осталось глухо к их прозрениям. Прочие же интеллигенты вашего поколения пошли в школьные учителя, и каждый нес свой крест в  гордом одиночестве. Ты не пробовал себя спросить, почему твоя жизнь прошла впустую, как  праздничный  сон до обеда, точно ты воду в ступе толок? Почему город, в котором ты родился и вырос, считает тебя паршивой овцой? Почему ты в нем  не построил  ни  одного  здания, почему все они остались на бумаге, как мушиные следы? Твой отец, а мой дед Коста  Свилар  не  был  инженером-строителем,  а просто воякой, он только и умел, что на скаку с коня помочиться. Но построил два  дома -- один в Белграде, другой здесь, а ты -- нигде ни одного. Хоть бы один для себя выстроил, чтоб не умереть в чужом доме!     "В такие дни самая смирная змея  ужалит",  --  думал  Афанасий  Свилар, слушая,  что  ему  выкладывает  сын,  этот  мальчик,  который все еще обожал виноград, прогретый солнцем, и спелые персики прямо с ветки  на  припеке,  в которых  чуть ли не повидло кипит. Афанасий оторопело смотрел то на сына, то на свои руки, лежавшие по обе стороны тарелки, и не узнавал их…

_______________     (*) Владимир Величкович (р. 1935) -- известный югославский архитектор и живописец. Окончив Архитектурный факультет в Белграде, в 60-е годы работал в мастерской известного хорватского  художника  Крсто  Хегедушича  в  Загребе. Фантастические  интерьеры,  натюрморты  и  пейзажи  В.  Величковича  не  раз выставлялись в Югославии и за рубежом.     (**) Леонид Шейка (р. 1932) --  известный  сербский  художник  русского происхождения.  Окончив  Архитектурный  факультет  в  Белграде,  примкнул  к белградской  сюрреалистической  группе  "Медиала".  В  Белграде   состоялось несколько выставок живописи Л. Шейки, вышли его очерки об искусстве.    

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама