Заметка «На плечах великанов (послесловие к "Миру языческой сказки"))»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Мир языческой сказки
Автор:
Читатели: 418 +1
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

На плечах великанов (послесловие к "Миру языческой сказки"))

Возможно, у вас, после прочтения этой книги, появился вопрос: а нужен ли современному миру языческий опыт? Ведь, казалось бы, язычество – вроде как нечто примитивное, застопорившееся в самом начале прогресса, а сейчас – у людей есть ядерная бомба, шикарные автомобили и интернет. На это я могу лишь посмеяться. Посмеяться даже не над вопросом, а над причинами, которые его породили. Просто за те века, которые русский человек был оторван от языческих корней и все реже контактировал с природой, сложился ложный стереотип, согласно которому прогресс – явление внерелигиозное. Отчасти, возникновению этого предубеждения способствовало засилье монотеистических форм религии (христианство, ислам, иудаизм и т.п.) с их основным уклоном в ритуалистику. И в немалой степени стимулировала закрепление стереотипа в умах человечества пропаганда, намеренно примитивизирующая наших предков. А между тем, язычество – не столько религия, сколько мировоззрение. Ритуал, на который в монотеизме делается особый упор, не слишком часто подталкивает человеческую мысль к изобретению, поскольку в самой своей сути является аналогом штамповочного конвейерного производства: знай, смотри, чтоб ни миллиметра в сторону да ни капли мимо, и получишь заранее оговоренный результат. А мировоззрение язычника, это мир анализатора и естествоиспытателя, мир контактера, налаживающего взаимовыгодное сотрудничество с окружающей его вселенной. Поэтому именно язычество является наиболее правильной основой для прогресса. Почему не «единственной», а именно «правильной»? Да потому что безответственный прогресс, явленный нам в фильмах и книгах образом «сумасшедшего ученого» (а в реальности – «научником», готовым на все ради собственной зарплаты), явление обыденное в своем ужасе: двигатели внутреннего сгорания помноженные на «нефтяные катастрофы», атомная энергия - и Чернобыль в обнимку с Фукусимой, индивидуальный комфорт каждого человека, способствовавший возникновению огромных свалок и загрязненных рек… Прогресс? Несомненно. Но преподнесенный нам в духе вредительства. С ядовитыми и радиоактивными довесками. А между тем, люди, чьими убеждениями являются анимизм и базирующаяся на нем ответственность, никогда не примут лозунг «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача!» А потому, в прогрессе на основе язычества не может быть экологических катастроф или истощения ресурсов, каковые мы имеем на сегодняшний день, как пример потребительского отношения к природе.
«Какой у язычества прогресс?! Кто его видел?»
Скорее всего, эти слова уже прямо рвутся из вас. Но, прежде чем засорять интернет гневными отзывами о книге, вам стоит немного заняться собственным образованием. И мое пожелание – следствие не моего же тяжелого характера, а вашей, критик, невнимательности: все, что вы сейчас имеете, существует благодаря достижениям языческого мировоззрения.
Что будет, если отказаться от этих подарков, вернуть их язычникам? Каноны современного искусства – Греции, современное право – Риму, систему законов – Вавилонии, шелк, бумагу и порох – Китаю, сталь – Индии, а железо – кочевникам-хеттам, письменность – Финикии… Времяисчисление, календарь, математику, флот, колесо, армию и астрономию сложить в могилы языческих изобретателей Шумера… Геометрию, мелиорацию и механику схоронить в пирамидах Египта… Что тогда останется? А если пойти дальше, и отстоять права язычников каменного века? Чем вы расплатитесь с людьми неолита за строительство, литье, ткачество и аграрные навыки? А с мезолитом за прирученных животных, оружие дальнего боя и первые суда? А с палеолитом за медицину, первые ремесленные наработки и огонь?
Отнимите у человека все достижения язычества, и он будет просто человекоподобным животным, которое голым кочует по земле в поисках диких плодов и падали. А ведь это, уважаемый, ваш настоящий облик, который язычество сумело облагородить за 60 тыс. лет своего существования.
Роберт Соиер высказался по этому поводу так: «если мы и видим дальше, то лишь потому, что стоим на плечах великанов».
Своей книгой я надеялся передать толику опыта наших предков. Пусть и языком современной литературы. Вообще, мне часто приходится обращаться к теме язычества в условиях современности. И я считаю это немаловажным: язычество – вера, которой предстоит жить среди людей, а не валяться мертвым артефактом в музее ради того, чтобы время от времени на нее праздно глазели.
Но чем именно для вас станет эта книга? Сказками для ваших детей? Дверью в далекое, но не забытое прошлое? Праздным чтивом? Или опорой нынешнему дню? Это уже зависит только от вас.
Реклама
Реклама