Только что, путешествуя по Ютюбу в поисках записей интересной музыки, случайно набрёл на, как оказалось, совершенно замечательное произведение Дьёрдя Лигети, композитора, чьё имя для меня новым не являлось. Но, признаюсь честно, знал об этом выдающемся венгерском композиторе, пожалуй, только лишь то, что он является крупнейшим представителем сонорики - направления в музыке, которое использует приёмы непрерывного звучания, наложения друг на друга звуковых комплексов. Не буду вдаваться в подробности, упрощённо скажу, что для слушателя, не привыкшего к подобному способу изложения музыкальных мыслей, подобные произведения будут звучать как непрерывный шум, гул - что угодно, но только не то, в чём можно выделить красивую мелодию, какой-то мотив и так далее. Для тех, кто более продвинут, знаком, например, с творчеством Альфреда Шнитке, скажу, что сонорика - это ещё не проще.
Поскольку я не очень большой поклонник сонорики, то, увидев имя Дьёрдя Лигети, уже хотел пройти мимо открывшегося ролика, но...
Произведение называется "Шесть багателей для духового квинтета". Сочинение это Дьёрдь Лигети написал в 1953 году, будучи тридцатилетним, то есть в тот период, когда до сонорики дело ещё не дошло.
Сочинение написано мастерски. Даже те, кто на дух не переносит что-либо музыкально более сложное, чем Игорь Крутой или группа "Любэ" плюс "Маленькая ночная серенада" и "Щелкунчик", наверняка сможет воспринять мелодические находки композитора в этом сочинении. Для тех, кто может оценить технику и красоту композиторского письма в этой превосходной партитуре, в ютюбе есть ролик с живой партитурой (score-video) - именно на него я и "набрёл" волею случая. После того как произведение закончилось, ютюб автоматически переключил меня дальше, на следующий ролик, им оказался тот же самый "Квинтет для духовых", но уже в другой версии. В какой? Об этом и речь.
То, что я увидел совершенно ошарашило.
Пять музыкантов исполняют квинтет Лигети, но не просто исполняют, скучно-неподвижно усевшись на стулья перед пюпитрами, в полупустом концертном зале со столь же скучающими слушателями! Нет! Они разыгрывают целое представление! Нотную партитуру они не просто озвучивают, а... Это настоящий спектакль! Изобретательно срежиссированный, сыгранный и записанный
В общем, посмотрите, как это происходит.
Может, я несколько самонадеянно написал выше, что любой, даже неискушённый в классике слушатель придёт в восторг от увиденного и услышанного, но, по крайней мере, если не весь квинтет, то хотя бы первую часть, уверен до конца дослушает (досмотрит!!) каждый.
Слушать (и смотреть!) можно, конечно, непосредственно на сайте, благодаря возможности, созданной нам администрацией, но можно перейти и непосредственно на ютюб, чтобы увидеть всё в широкоэкранном виде. Вот, на этот случай, ссылка: Квинтет CARION
Ещё раз повторюсь: это музыканты! Не подставные драматические актёры! И всё сочинение Лигети они, как видите, играют наизусть, при этом умудряясь ещё исполнять и "актёрские" роли.
"Браво!" - более точно не скажешь.
Теперь немного о самих музыкантах, входящих в состав этого удивительного ансамбля. То что смог отыскать.
Это датчане: Мария Стaйно (флейта), Эгилс Упатниекс (гобой), Эгилс Шеферс (кларнет), Давид М.А.П. Пальмквист (валторна), Нильс Андерс Ведстен Ларсен (фагот).
И это - ансамбль CARION QUINTET!!!
Послесловие:
А вот здесь можно узнать и услышать о квинтете Carion более подробно.
Они тут все такие молодые, славные... И как тихонечко флейтистка уходит за кадр, когда нужно большую флейту поменять на флейту-пикколо и наоборот.
Сейчас, конечно, лет им немножко прибавилось, но всё равно - они и сейчас молодцы.
Вообще, у Лигети есть версия этих пьес и для фортепиано.
И это его ранний период. Поздний Лигети уже так не писал.
Относительно же музыкантов. Я уже написал где-то в комментариях, что не знаю, к сожалению, кто постановщик этого действа. Всё равно, наверное, должен был быть какой-то режиссёр, который подсказывал им, кому с кем группироваться (в соответствии с тем, кто выходит на первый план в партитуре), как двигаться, куда и так далее.
А может быть... среди самих членов этого замечательного коллектива есть кто-то, кто владеет и режиссёрскими навыками?
Да, там внизу есть ещё и ролик с исполнением этими музыкантами Этюда Листа-Паганини.
Ну там уже точно есть вклад режиссёра. И оператора, разумеется.
Не убеждена в правоте, но мне кажется, что первой нарушила академическую манеру исполнения Ванесса Мэй? А дальше уже по этой дороге пошли и настоящие музыканты и "клоуны".
Алекс, и эту попсу ты называешь гениальной?))
=====================================
Слушай Бартока, Стравинского, Рахманинова... "Багатели" Бетховена. Это вещь.
=============================================================
"Идиот"? Достоевского что ли?)) Или это композитор такой?... Спрошу у меццо-сопрано.
====================================================================
Ну а пока - слушай Бартока, Стравинского, Рахманинова, Бетховена и Идиота)
===========================================================
Смею предложить так же Листа, Шопена, Баха и Моцарта.
=============================================
Старичокнутый, если тебе попсовость нравится - ради Бога.
Впредь буду обходить твои посты стороной.
В жизни ты мне "минус" поставить не осмелишься. А в вирте... в вирте ты герой!
==============================================================
Fuori, Alex The Liar!
В Яремчуке я не ошиблась.