Заметка «Клавесин vs Рояль»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 529 +1
Дата:

Клавесин vs Рояль

         

          Клавесин - инструмент, расцвет которого пришёлся на эпоху барокко.
          Предшественник современного фортепиано, он был почти забыт в эпоху романтизма. И концертов для клавесина с оркестром в тот период не писали. На сцену в качестве соревнователя с оркестром уверенно вышел, вернее, выехал рояль.
          Но прошлое - оно пленительно.
          И клавесин пережил в XX-м веке новое рождение. Пожалуй, одним из первых, кто решил вернуть клавесину былую славу как инструменту именно концертному, стал Мануэль де Фалья. Он написал для Ванды Ландовской - клавесинистки, пропагандировавшей этот инструмент, небольшой тринадцатиминутный Концерт для клавесина и... не совсем оркестра, но - ансамбля (пять инструментов - флейта, гобой, кларнет, скрипка и виолончель).
          Современники ответили на новаторство испанского композитора вежливым вниманием. И не более. В самом деле, на дворе, как говорится, 20-е годы 20-го столетия, уже созданы шедевры Рахманинова - и Второй, и Третий концерты, потрясает своим дерзким пианизмом Прокофьев и в Первом, и во Втором, и в Третьем фортепианном концерте, и тут - какой-то клавесин... Причуда испанца...
          Наступил авангард 60-70-х. И композиторы в поисках новых средств вновь обратились к клавесину (в том числе и наши, отчественные, - вспомните замечательные клавесинные импровизации, созданные Андреем Волконским к фильму "Мёртвый сезон" или музыку Микаэла Таривердиева к "Семнадцати мгновениям весны").


          В конце 80-х по радио я услышал музыку, о которой дальше и пойдёт речь. Передача была тематическая, поэтому название произведения ведущий сообщил, и я запомнил: "Концерт для клавесина с оркестром", композитор - Хенрик Гурецкий. Запомнил надолго, но с той поры больше не слышал. Понятно, что даже в конце 80-х в нашей стране всё-таки не так просто было с информацией о современных композиторах. Кто такой Гурецкий, откуда он - ничего достаточно внятного узнать не мог. Поляк. Вот, пожалуй, и всё.
         Появился интернет. И я, наконец, смог узнать подробно и о композиторе, и о его произведении. И благодаря всё тому ж ютюбу нашлась и запись исполнения.




          Но там же я обнаружил, что, оказывается, существует и другая исполнительская версия (впрочем, предусмотренная композитором), когда это произведение исполняется не на клавесине, а на более всем на нам привычном концертном инструменте - рояле:




          И трудно сказать, какая версия лучше.

          Произведение Хенрика Гурецки, как и сочинение Мануэля де Фальи невелико - длится оно всего... 9 минут. Конечно, масштабы его несопоставимы с огромным Вторым фортепианным концертом Брамса или Чайковского, например. Тем не менее, это полноценный концерт. Правда, есть одна особенность - он двухчастный (классические фортепианные концерты чаще всего состоят из трёх частей; есть впрочем и одночастные). И ещё одна особенность - Хенрик Гурецкий, пойдя по пути стилизации, тем не менее, остался верен исповедуемой им технике минимализма. Но эта своебразная "экономия" даёт, на мой взгляд, весьма интересные результаты.

          Послушайте. Сравните...



          Да, если кто-то хотел бы услышать и упомянутое выше произведение Мануэля де Фальи, то вот оно




Послесловие:
Не так давно (03.08.2017) на ютюбе выложили и ноты Концерта Гурецкого.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:07 02.03.2018 (1)
Замечательная подборка.Клавесин всегда  хорошо звучит  и  даже без оркестра. И.Жуков великолепно играет как Рамо так и Генделя.
Спасибо, за знакомство с музыкой Гурецки.))
     20:07 02.03.2018 (1)
Игорь Жуков??

Как же Вы меня обрадовали!
Даже среди любителей музыки на музыкальных сайтах это имя встречается нечасто, а тут - на литературном сайте!

Кстати, Вы уж не из Нижнего ли Новгорода? В этом городе Игоря Жукова должны помнить.

У меня есть несколько грампластинок (ещё советского времени) с записями Игоря Жукова. Фортепианный концерт Скрябина, Большая соната Чайковского...

И конечно с печалью я узнал совсем недавно, что Игоря Жукова не стало. Радио "Орфей" на 9-ый день после его ухода включило в программу передач концерт из его записей прошлых лет. Я слушал его.
     21:02 02.03.2018
Очень жаль, что не стало такого талантливого музыканта.У него есть хорошие записи для харпсикорда. Правда видео
практически нет, а вот МР3 много.Нет, я из Минска. Очень приятно, что есть любители  музыки барокко.))
     06:17 24.05.2017 (2)
Клавесин- это,как поэзия без души.Душу в произведение вкладывают другие инструменты.
Форте,пиано -громко,тихо,инструмент имеющий душу,так же,как скрипка,сакс и прочие.Ролики послушала с удовольствием. Спасибо!
     22:12 29.05.2017
Вчера, 28 мая, не стало клавесинистки Эльжбеты Хойнацкой, исполнительницы концерта Хенрика Гурецкого, ссылка на видеозапись которого приведена в заметке.
     07:58 24.05.2017
Да, для современного слуха звучание клавесина - это звучание, скорее, неожиданное, чем привычное.
Гость      23:53 23.05.2017 (1)
Комментарий удален
     23:58 23.05.2017
1
Верно. Клавесин динамически не может противостоять оркестру. Поэтому иногда идут по пути микрофонного усиления звучания клавесина.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама