Заметка «Удар, ещё удар...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 19
Читатели: 704 +1
Дата:

Удар, ещё удар...

          Несколько заметок, посвящённых современной академической музыке, мною уже опубликованы, но, поскольку музыка наших современников столь же неисчерпаема, как и наследие композиторов предшествующих эпох, то предмет для нового рассказа всегда есть.

          Вновь хочу поделиться находкой некоторых произведений, относящихся к жанру инструментального концерта, но для начала вот о чём.
          Каждый из нас знает, что собой представляет симфонический оркестр и наверняка многие обращали внимание на то, что мужчины и женщины представлены в их составе определённым образом. Рояль, скрипка, виолончель, флейта - среди исполнителей на этих инструментах мы можем увидеть в оркестре как женщин, так и мужчин.
         А вот арфа, например, чаще всё-таки находится во владении представительниц прекрасной половины музыкального человечества. Хотя есть и знаменитые мужчины-арфисты. Самый известный среди них, пожалуй, Никанор Сабалета, испанский арфист, для которого создавали произведения крупнейшие композиторы современности.
          С другой стороны, контрабас, тромбон, труба, фагот - на этих инструментах чаще всего играют мужчины. Но и женщины берутся порой за их освоение. Например, одной из первых женщин-тромбонисток в СССР была Клавдия Морейнис. Из духовых инструментов только туба (самый большой инструмент в группе медных духовых) не нашла пока себе преданных ей женщин. Тубисток в оркестре видеть не доводилось. Причины здесь, скорее всего, чисто физического плана - инструмент, помимо того, что предъявляет серьёзные требования к объёму лёгких, имеет ещё и внушительную массу - до десяти килограммов. И удерживать его, прошу прощения за пикантность, между ногами (а тубист сидит именно так - расставив ноги и угнездив между ними тубу) не очень просто. Кстати, туба вовсе не такая неуклюжая, как может показаться, а напротив, - очень интересный, с огромным потенциалом возможностей инструмент! Мне уже доводилось в одном из комментариев давать ссылки на популярнейшего норвежского тубиста Эйстейна Бодсвика - он исполняет на тубе даже виртуознейший "Полёт шмеля"! Поищите в ютюбе, не пожалеете! 
          Наконец, группа ударных инструментов. И тут женщины тоже довольно успешно в последнее время состязаются с мужчинами. И первое произведение, о котором пойдёт речь, - "Концерт для ударных инструментов с оркестром" французского композитора Андре Жоливе. О существовании этого сочинения я знал давно, но руки (точнее, глаза и уши)  дошли до него только несколько дней назад.
         
          Немного о том, что такое инструментальный концерт. То, что исполняется инструментальный концерт, а не, скажем, симфония или оратория, каждый может легко определить, даже просто бросив беглый взгляд на немую "картинку". Если рядом с дирижёром перед оркестром, на переднем плане (на авансцене) находится музыкант с каким-либо инструментом (пианист, арфистка, виолончелист, тубист, понятно, - сидят, остальные, как правило, стоят) - можно быть уверенным, что исполняется именно инструментальный концерт - сочинение, которое создаётся композитором именно для того, чтобы показать исполнителя (и, конечно, инструмент, которым он владеет) во всём его великолепии. Разумеется, чем богаче возможности инструмента, тем с большей вероятностью можно говорить, что для него тем или иным композитором в то или иное время был написан концерт. Не счесть, сколько создано уже концертов для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром и так далее. Практически для каждого инструмента концерты уже написаны. Мало того! Композитор может не ограничивать себя противопоставлением оркестра и одного солиста-инструменталиста. Есть концерты и для двух инструментов с оркестром (инструменты у исполнителей могут быть одинаковыми, например две скрипки или два гобоя, а могут быть и разными - труба и фагот, или арфа и гобой - комбинаций безграничное море!), для трёх (например, Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена), для четырёх (подобный концерт есть, например, у Андрея Яковлевича Эшпая) и большего количества инструментов. Правда, когда концерт пишется для достаточно большого количества солистов, то называется он, как правило, несколько иначе - Кончерто гроссо ("Большой концерт") или Концерт для оркестра. И тогда, чтобы не создавать толпу рядом с дирижёром, солистов оставляют на своих местах в оркестре.
          Концерты для ударных инструментов с оркестром встречаются не так часто. И конечно, все они принадлежат перу наших современников - композиторов XX и нынешнего века. Ни Бах, ни Моцарт концертов для ксилофона или для литавр с оркестром не писали.
         
          Андре Жоливе, создавая своё произведение, пошёл не по пути написания концерта для какого-то одного конкретного ударного инструмента с оркестром, а по несколько иному пути - он написал сочинение для одного исполнителя, который по ходу произведения (в разных его частях) последовательно перемещается от одного инструмента ударной группы (а она довольно разнообразна, все они выставлены на авансцене перед оркестром) к другому. Исполнитель - один, а инструментов, на которых ему приходится играть, - много. Поэтому, точнее Концерт Андре Жоливе можно назвать не Концертом для ударных инструментов, а Концертом для ударника с оркестром. И конечно, такое возможно только в случае с ударными инструментами. Музыкант-ударник (перкуссионист) должен уметь играть на всех инструментах, относящихся к его специальности - и на литаврах, и на ксилофоне, и на вибрафоне, и на трещотке, и на эстрадно-джазовой ударной установке, и на там-таме, и на малом барабане... В этом смысле ударники являются действительно "специалистами широкого профиля". Трудно вообразить, например, флейтиста, который одновременно столь же виртуозно владеет и другим инструментом его группы деревянных духовых инструментов - фаготом, например. А вот перкуссионисты - на все руки мастера!
          Запись, которую я отыскал на ютюбе, - это исполнение произведения Андре Жоливе не ударником, а... ударницей. Посмотрите, как изящно управляется Масако Игуши с такими сугубо "мужскими" в обыденном представлении инструментами (конечно, лучше перейти непосредственно на ютюб - и формат больше, и качество лучше, да и просмотров добавите - пусть хотя бы это будет выражением нашей признательности публикаторам видео):






          Второе произведение - это тоже концертное сочинение для ударных инструментов с оркестром, автор которого - Филип Гласс. Знатокам это имя известно и без моих рекомендаций, да пожалуй, сейчас уже и не только знатокам.
          Концерт (авторское название - "Концертная фантазия") написан именно для двух солистов. И конечно, здесь, в отличие от игры хрупкой Масако Игуши, брутальности хоть отбавляй, слов нет! Солисты - Хавьер Экуилор (Javier Eguillor) и Жюльен Буржуа (Julien Bourgeois) настолько захватили слушателей, что им пришлось по окончании исполнения бисировать для слушателей специальное произведение - Каденцию для двух литавристов.
          От концерта Андре Жоливе сочинение Филипа Гласса отличается ещё и тем, что здесь два солиста заняты только одним видом ударных инструментов - литаврами. Но как! В оркестре литаврист обычно играет на, максимум, четырёх литаврах, здесь же, как вы увидите, один солист должен "укротить" пять, а другой - семь литавр! Только успевай крутиться вокруг своей оси! Ну, а как они это делают, смотрите:





          На это сочинение Филипа Гласса я вышел (хвала ещё раз ютюбу!) случайно. При том, что творчеством Филипа Гласса интересуюсь с того времени, как его записи стали доступны советскому слушателю, вернее, к тому времени уже российскому. Первым его произведением, которое я услышал в одной из музыкальных программ по "Радио России",  был Концерт для скрипки с оркестром (тогда ещё он был у композитора один). Пожалуй, до сих пор наряду с музыкой, созданной Филипом Глассом для кинотрилогии Годфри Реджио ("Коянискаци", "Повакаци", "Накойкаци" - впервые смотрел их лет двадцать назад, если ещё не видели - обязательно посмотрите!), это самое известное сочинение композитора.
         Скрипичный концерт Филипа Гласа (видеозаписи исполнительских версий) можно найти на ютюбе. Если же кто-то не очень нуждается в видеоряде, то аудиозапись можно послушать в том исполнении, которое было признано эталонным - Гидон Кремер играет здесь этот концерт: 




        (Когда начнётся финал концерта, вы наверняка вспомните, что когда-то уже слышали эту музыку и подумаете: "Так вот,  оказывается, как это называется, вот это откуда, вот чья это музыка!")

        Ну, всё, пожалуй, на сегодня.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:48 25.04.2018 (1)
 Огромное спасибо за текст. А вот музыку буду слушать завтра, не спеша....
Вы делаете огромное дело, просвещая публику. Это единственное, ради чего стоит жить: получить знание  в музыке, в данном случае, самому и  доносить их до людей.
 Послушала музыку. Включила ее в число той, к которой буду возвращаться, искать произведения этих композиторов.
 ОГРОМНОЕ спасибо за удовольствие!
     13:24 25.04.2018 (1)
Гласс - композитор, которого можно отнести к живым классикам. Не вся музыка, написанная им, проста для слушателя. Некоторые произведения просто откровенно очень длинные. Но вот эти вещи, что здесь, и "Концертная фантазия для литавр с оркестром" и Скрипичный концерт - музыка, что называется, благодарная и для слушателя и для исполнителей. Скрипичный концерт я знаю давно и поэтому к нему уже немножечко привык. А "Концертную фантазию" переслушал вчера. И ещё раз обратил внимание на лица оркестрантов. Они - соучаствуют, переживают. Видны их эмоции. А ведь это бывает очень нечасто - чтобы оркестранты сопереживали исполнению, а не просто исполняли свои партии. Я уж не говорю о литавристах. Вот если использовать слово "кайф", то это тот самый случай. Даже обычный зритель может увидеть, сколь виртуозна игра этой пары солистов. И - какое она им доставляет удовольствие! 
     13:43 25.04.2018 (1)
 Вы правы! Обычно я включаю музыку, она звучит фоном, а я  просматриваю новости, шарю по интернету. В обоих произведениях сегодня я не смогла переключиться, очень интересна была японка и оба солиста из второго произведения. Понятно, что это современная музыка, но она не произвела тяжелого впечатления, когда слушаешь, потому что есть интерес интеллектуальный, в этом случае оба произведения  - прежде всего эстетическое удовольствие.
     13:48 25.04.2018 (3)
Литавровый Концерт Гласса (особенно первая его часть) очень красив именно по музыке. Характерные для Гласса мелодические обороты и гармонии присутствуют здесь, как и в Скрипичном концерте. А Скрипичный его концерт меня вообще очень сильно поразил в своё время.
     14:52 25.04.2018
 Подсадили Вы меня, вот что нашла, вам это знакомо?


 И музыка и неповторимое зрелище!
     13:53 25.04.2018
 Нашла! В исполнении Гидона Кремера! Ушла!
     13:51 25.04.2018
 Пошла искать  Скрипичный концерт! Соблазнили Вы меня!
     06:25 07.07.2017 (1)
1
Очень интересно и, думаю, не только мне.
Спасибо, Александр!
     06:31 07.07.2017 (2)
3
Да, уж если начистоту, то, скорее всего, Вам, ну, и ещё пяти-десяти авторам будет интересно.
Но очень хотелось рассказать...

Грустно это как-то, если люди вообще живут без музыки...
Кроме того, в музыке Гласса всегда такая человеческая красота, там и печаль, и страсть, и мощь, и торжественность, и боль... Его музыка - о нашем современнике. О всех нас.
     07:01 07.07.2017 (1)
Кому и "Любэ" — музыка. 
А вообще, зря вы. Люди у нас очень музыкальные. Стоит в выходной побывать на пляже или в сезон на бюджетном курорте, чтобы моментально в этом убедиться. А ваша музыка — о чем она, для кого? Можно ее слушать например в стоя в часовой пробке или перемещаясь в маршрутном такси? Иными словами — где она с нашей славной действительностью пересекается? 
     07:07 07.07.2017 (1)
У Любэ есть действительно хорошие вещи.
А Гласс... Он же минималист. Именно поэтому его музыка зачастую используется фоном для различных фильмов - документалистика, ЖЗЛ там и прочее...
Ну, вот я о Скрипичном концерте. Там в финале такой драйв. Трагический. Полный кердык миру, в общем. Своеобразный "Омен".
     08:09 07.07.2017 (1)
А, ну ежели "кердык миру", то это безусловно в тренде.
Что же касаемо вышеперечисленной группы, то я не углублялся, естественно, в их творчество. Однако момент, когда солист сменил гопнические портки в крупную клетку на портупею, что символично донельзя, был сигналом исключить для себя группу из слушаемых иногда. Шедевральная же подача желания "родимую в зад" изменила отношение к группе с терпимого до полного неприятия. Каплей дегтя можно и бочку с медом испортить, а не то что.
     08:16 07.07.2017 (1)
Не, Матвиенко - очень талантливый мелодист. "Дорога", "Самоволочка", "Там, за туманами..." и др. - это настоящие шедевры. А аранжировки там какие оригинальные!
     08:38 07.07.2017 (1)
Александр, а вы ходили в самоволочку, переодеваясь в "гражданку", пробираясь мимо постов, спускаясь по стене, шарахаясь от патрулей, зная что если поймают — будет губа, а там будут применять методы физического воздействия на совесть самовольщика? "Подержись за ремешок"? Ну ну... )
Гопническая тема раскрывалась куда честнее и со знанием предмета.
Впрочем, на вкус и цвет, как известно... )
     09:08 07.07.2017 (1)
"Самоволочка" - плясовая мелодия. В чисто народном духе.
А вот "Коня", "Почему так берёзы..." - это я не очень...
     10:42 07.07.2017
"Березы", в контексте фильма, очень даже вписались. Вне его — ни о чем. Как и у всякой группы, у этой есть и удачи и абсолютно провальные вещи. Последние преобладает, по моему сугубо личному мнению. Плохо не то, что они есть. Плохо, что они продолжают быть "хитами" и безудержно тиражироваться. Напрашивается вывод, что это и есть уровень, а удачи — вне общей концепции.
     06:45 07.07.2017 (1)
Даже если только пяти - десяти, то уже неплохо.
     06:55 07.07.2017 (1)
Более чем!

А Вы смотрели ли трилогию Годфри Реджио?..

Бог мой! Вспоминаю ту нашу страну... Ельцинское время... Какой это год был? 93-ий, 94-ый? И эти несущиеся, клубящиеся по небу облака в "Коянискацци" И эта музыка Гласса... Ну и  мне тогда тоже было не столько лет... А потом, через десять лет трансляция горящих Башен-близнецов... И молчание американских комментаторов... М-да...  "И Путин, такой молодой, и юный октябрь впереди..."
     07:14 07.07.2017 (1)
Реджио - это бывший монах, а ныне режиссёр-экспериментатор? Ставил фильмы о конфликте духовности и технологии? Давным-давно по кабельному ТВ что-то смотрел. Там только музыка Гласса и видеоряд?
А 90-е годы были лучшими в моей жизни несмотря ни на что... Это было время надежд, которые провалились в тартар.
     07:16 07.07.2017 (1)
Совершенно верно.
Всё так.

А "Бал" Этторе Сколы?
Там тоже ни одного слова за весь фильм.
     07:23 07.07.2017 (1)
Нет, не довелось, к сожалению.
     07:24 07.07.2017 (1)
О! Это великий фильм.
     07:25 07.07.2017 (1)
Придётся заглянуть в YouTube.
     07:27 07.07.2017 (1)
И что интересно, он получил "Оскара" в номинации, которая называется, как известно, "лучший фильм на иностранном языке".
     07:30 07.07.2017
Но не придумывать же специальную номинацию для "безъязыковых" иностранных фильмов?
     08:58 07.07.2017
Да, Александр, без музыки мир будет скучным и зубастые кролики полезут из нор...
Гласс, как бы, современный Моцарт, имхо, но я слышу его эмоции...
Спасибо за музыку на рассвете
     08:38 07.07.2017
1
Спасибо.
Потрясающее пианиссимо в скрипичном концерте!
Отличная миниатюра.

...в музыке Гласса всегда такая человеческая красота, там и печаль, и страсть, и мощь, и торжественность, и боль... Его музыка - о нашем современнике. О всех нас.
Может, эту фразу вынести в текст? В ней - ни капли сухого академизма, она эмоциональна и чиста.


Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама