Несколько заметок, посвящённых современной академической музыке, мною уже опубликованы, но, поскольку музыка наших современников столь же неисчерпаема, как и наследие композиторов предшествующих эпох, то предмет для нового рассказа всегда есть.
Вновь хочу поделиться находкой некоторых произведений, относящихся к жанру инструментального концерта, но для начала вот о чём.
Каждый из нас знает, что собой представляет симфонический оркестр и наверняка многие обращали внимание на то, что мужчины и женщины представлены в их составе определённым образом. Рояль, скрипка, виолончель, флейта - среди исполнителей на этих инструментах мы можем увидеть в оркестре как женщин, так и мужчин.
А вот арфа, например, чаще всё-таки находится во владении представительниц прекрасной половины музыкального человечества. Хотя есть и знаменитые мужчины-арфисты. Самый известный среди них, пожалуй, Никанор Сабалета, испанский арфист, для которого создавали произведения крупнейшие композиторы современности.
С другой стороны, контрабас, тромбон, труба, фагот - на этих инструментах чаще всего играют мужчины. Но и женщины берутся порой за их освоение. Например, одной из первых женщин-тромбонисток в СССР была Клавдия Морейнис. Из духовых инструментов только туба (самый большой инструмент в группе медных духовых) не нашла пока себе преданных ей женщин. Тубисток в оркестре видеть не доводилось. Причины здесь, скорее всего, чисто физического плана - инструмент, помимо того, что предъявляет серьёзные требования к объёму лёгких, имеет ещё и внушительную массу - до десяти килограммов. И удерживать его, прошу прощения за пикантность, между ногами (а тубист сидит именно так - расставив ноги и угнездив между ними тубу) не очень просто. Кстати, туба вовсе не такая неуклюжая, как может показаться, а напротив, - очень интересный, с огромным потенциалом возможностей инструмент! Мне уже доводилось в одном из комментариев давать ссылки на популярнейшего норвежского тубиста Эйстейна Бодсвика - он исполняет на тубе даже виртуознейший "Полёт шмеля"! Поищите в ютюбе, не пожалеете!
Наконец, группа ударных инструментов. И тут женщины тоже довольно успешно в последнее время состязаются с мужчинами. И первое произведение, о котором пойдёт речь, - "Концерт для ударных инструментов с оркестром" французского композитора Андре Жоливе. О существовании этого сочинения я знал давно, но руки (точнее, глаза и уши) дошли до него только несколько дней назад.
Немного о том, что такое инструментальный концерт. То, что исполняется инструментальный концерт, а не, скажем, симфония или оратория, каждый может легко определить, даже просто бросив беглый взгляд на немую "картинку". Если рядом с дирижёром перед оркестром, на переднем плане (на авансцене) находится музыкант с каким-либо инструментом (пианист, арфистка, виолончелист, тубист, понятно, - сидят, остальные, как правило, стоят) - можно быть уверенным, что исполняется именно инструментальный концерт - сочинение, которое создаётся композитором именно для того, чтобы показать исполнителя (и, конечно, инструмент, которым он владеет) во всём его великолепии. Разумеется, чем богаче возможности инструмента, тем с большей вероятностью можно говорить, что для него тем или иным композитором в то или иное время был написан концерт. Не счесть, сколько создано уже концертов для фортепиано с оркестром, для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром и так далее. Практически для каждого инструмента концерты уже написаны. Мало того! Композитор может не ограничивать себя противопоставлением оркестра и одного солиста-инструменталиста. Есть концерты и для двух инструментов с оркестром (инструменты у исполнителей могут быть одинаковыми, например две скрипки или два гобоя, а могут быть и разными - труба и фагот, или арфа и гобой - комбинаций безграничное море!), для трёх (например, Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром Бетховена), для четырёх (подобный концерт есть, например, у Андрея Яковлевича Эшпая) и большего количества инструментов. Правда, когда концерт пишется для достаточно большого количества солистов, то называется он, как правило, несколько иначе - Кончерто гроссо ("Большой концерт") или Концерт для оркестра. И тогда, чтобы не создавать толпу рядом с дирижёром, солистов оставляют на своих местах в оркестре.
Концерты для ударных инструментов с оркестром встречаются не так часто. И конечно, все они принадлежат перу наших современников - композиторов XX и нынешнего века. Ни Бах, ни Моцарт концертов для ксилофона или для литавр с оркестром не писали.
Андре Жоливе, создавая своё произведение, пошёл не по пути написания концерта для какого-то одного конкретного ударного инструмента с оркестром, а по несколько иному пути - он написал сочинение для одного исполнителя, который по ходу произведения (в разных его частях) последовательно перемещается от одного инструмента ударной группы (а она довольно разнообразна, все они выставлены на авансцене перед оркестром) к другому. Исполнитель - один, а инструментов, на которых ему приходится играть, - много. Поэтому, точнее Концерт Андре Жоливе можно назвать не Концертом для ударных инструментов, а Концертом для ударника с оркестром. И конечно, такое возможно только в случае с ударными инструментами. Музыкант-ударник (перкуссионист) должен уметь играть на всех инструментах, относящихся к его специальности - и на литаврах, и на ксилофоне, и на вибрафоне, и на трещотке, и на эстрадно-джазовой ударной установке, и на там-таме, и на малом барабане... В этом смысле ударники являются действительно "специалистами широкого профиля". Трудно вообразить, например, флейтиста, который одновременно столь же виртуозно владеет и другим инструментом его группы деревянных духовых инструментов - фаготом, например. А вот перкуссионисты - на все руки мастера!
Запись, которую я отыскал на ютюбе, - это исполнение произведения Андре Жоливе не ударником, а... ударницей. Посмотрите, как изящно управляется Масако Игуши с такими сугубо "мужскими" в обыденном представлении инструментами (конечно, лучше перейти непосредственно на ютюб - и формат больше, и качество лучше, да и просмотров добавите - пусть хотя бы это будет выражением нашей признательности публикаторам видео):
Второе произведение - это тоже концертное сочинение для ударных инструментов с оркестром, автор которого - Филип Гласс. Знатокам это имя известно и без моих рекомендаций, да пожалуй, сейчас уже и не только знатокам.
Концерт (авторское название - "Концертная фантазия") написан именно для двух солистов. И конечно, здесь, в отличие от игры хрупкой Масако Игуши, брутальности хоть отбавляй, слов нет! Солисты - Хавьер Экуилор (Javier Eguillor) и Жюльен Буржуа (Julien Bourgeois) настолько захватили слушателей, что им пришлось по окончании исполнения бисировать для слушателей специальное произведение - Каденцию для двух литавристов.
От концерта Андре Жоливе сочинение Филипа Гласса отличается ещё и тем, что здесь два солиста заняты только одним видом ударных инструментов - литаврами. Но как! В оркестре литаврист обычно играет на, максимум, четырёх литаврах, здесь же, как вы увидите, один солист должен "укротить" пять, а другой - семь литавр! Только успевай крутиться вокруг своей оси! Ну, а как они это делают, смотрите:
На это сочинение Филипа Гласса я вышел (хвала ещё раз ютюбу!) случайно. При том, что творчеством Филипа Гласса интересуюсь с того времени, как его записи стали доступны советскому слушателю, вернее, к тому времени уже российскому. Первым его произведением, которое я услышал в одной из музыкальных программ по "Радио России", был Концерт для скрипки с оркестром (тогда ещё он был у композитора один). Пожалуй, до сих пор наряду с музыкой, созданной Филипом Глассом для кинотрилогии Годфри Реджио ("Коянискаци", "Повакаци", "Накойкаци" - впервые смотрел их лет двадцать назад, если ещё не видели - обязательно посмотрите!), это самое известное сочинение композитора.
Скрипичный концерт Филипа Гласа (видеозаписи исполнительских версий) можно найти на ютюбе. Если же кто-то не очень нуждается в видеоряде, то аудиозапись можно послушать в том исполнении, которое было признано эталонным - Гидон Кремер играет здесь этот концерт:
(Когда начнётся финал концерта, вы наверняка вспомните, что когда-то уже слышали эту музыку и подумаете: "Так вот, оказывается, как это называется, вот это откуда, вот чья это музыка!")
Ну, всё, пожалуй, на сегодня.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Вы делаете огромное дело, просвещая публику. Это единственное, ради чего стоит жить: получить знание в музыке, в данном случае, самому и доносить их до людей.
Послушала музыку. Включила ее в число той, к которой буду возвращаться, искать произведения этих композиторов.
ОГРОМНОЕ спасибо за удовольствие!