Заметка «Стилистические фигуры. Часть 2.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 20
Читатели: 964 +2
Дата:
Предисловие:
 Приведенные здесь примеры стилистических фигур используются не только в поэтической, но и в прозаической речи. Мы встречаем их в текстах художественной литературы и публицистики, где важную роль играет эмоциональность и экспрессивность речи.

Стилистические фигуры. Часть 2.

     Антитеза - оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются понятия (антонимы), явления, предметы, например: Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).
     Градация - расположение слов в предложении в порядке возрастающего (реже - убывающего) значения. Примеры возрастающей градации:
        "Не жалею, не зову, не плачу,
         Все пройдет, как с белых яблонь дым."
                    (Сергей Есенин).

        "Не вздумай бежать!
                             Это я вызвал.
         Найду.
                 Загоню.
                          Доконаю.
                                    Замучу!"
                            (Владимир Маяковский).

      Пример нисходящей градации:
         
         "Присягаю ленинградским ранам,
          Первым разоренным очагам:
          Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
          Ни крупицы не прощу врагам."
                      (Ольга Берггольц).

      Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи, например:"Обеды он задавал отменные"(И.С.Тургенев). "Душа к высокому тянется" (В.Панова).

       Эллипсис - пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения с целью придать высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность, например:"Мужики - за топоры"(А.Н.Толстой). "Офицер - из пистолета, Теркин - в мягкое штыком" (А.Твардовский).

        Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор намеренно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном, например:
         "Нет, я хотел...быть может, вы...я думал,
          Что уж барону время умереть."
                    (А.С.Пушкин).

        Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо или чему-либо не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать его характеристику, усилить выразительность речи, например:
         "Шуми, шуми, послушное ветрило,
          Волнуйся подо мной, угрюмый океан".
                         (А.С.Пушкин).

        "Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
         Я предан вам душой".
                         (А.С.Пушкин).

         Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к предмету речи, например: "Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!" (Н.В.Гоголь). "Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?" (А.С.Пушкин).

          Многосоюзие - такое построение речи, при котором намеренно повторяются союзы между членами простого предложения или между частями сложного предложения для логического или интонационного их подчеркивания, показа единства перечисляемого, например:"Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы" (А.С.Пушкин). "По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны" (А.И.Куприн).

          Бессоюзие - такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины, например:"Швед, русский - колет, рубит, режет, бой барабанный, клики скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон..." (А.С Пушкин).
          Выразителен текст, в котором одновременно используются и бессоюзие, и многосоюзие. Например, у А.С.Пушкина в стихотворении "К А.П.Керн" почти рядом имеются такие строфы:

          "В глуши, во мраке заточенья
           Тянулись тихо дни мои
           Без божества, без вдохновенья,
           Без слез, без жизни, без любви."
           ................................
          "И сердце бьется в упоенье,
           И для него воскресли вновь
           И божество, и вдохновенье,
           И жизнь, и слезы, и любовь."
Послесловие:
Информация взята не из интернета, а из словарей литературоведческих терминов и очень старых учебников русского языка для средней школы. В интернете их нет, хотя где угодно можно найти те же термины. К сожалению, не могу назвать первооткрывателя этих понятий, так как они изобретены гораздо раньше велосипеда, поэтому я не знаю, кому принадлежат авторские права на эти термины. Авторы учебников также не являются первооткрывателями, они только воспроизводят то, что давно уже было известно. Учебники давно  не переиздаются, так как есть новые, соответствующие новой программе. Старые учебники в интернет не попали, так как изданы в середине прошлого века. В библиотеках их тоже нет. Они давно списаны, но сами термины с тех пор не изменились. Авторов учебников давно уже нет на свете.
Гражданский кодекс РФ, часть 4.
Статья 1273. Свободное воспроизведение произведения в личных целях

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 настоящего Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.
Гражданский кодекс РФ  ссылка
Статья 1273 здесь
Статья 1260. 2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).
6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.
Статья 1260





Согласно закону, я имею право воспроизводить часть информации, хорошо известной всем и взятой из школьных учебников, в личных целях, на своей личной странице. Размещение этого материала вызвано необходимостью постоянно объяснять сетевым критикам, незнакомым с перечисленными здесь понятиями, что такое анафора, эпифора, многосоюзие и прочее. Предъявить мне судебный иск о нарушении его авторских прав не сможет никто. Авторы приведенных здесь цитат (классики) названы.
Приведенные здесь материалы представляют собой небольшую часть словаря терминов, являясь при этом составным произведением. В данном случае применима статья 1260 ГК РФ, ч. 4. Я имею право осуществлять иной подбор и иное расположение уже известных материалов, имеющихся в печати.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:27 28.01.2016
Всё это знамо. Но что же тогда абсурдиссимо?
Мой любимый стиль.
================
ГК, УГПК, УК и тд. - это ради прикола)
     07:10 25.10.2012 (1)
Спасибо. Мне лично эта статья очень нужна.
У меня постоянно получается инверсия, и вроде и звучит лучше и
мне хочется именно так сказать, но перечитывая, переделываю в прямой порядок слов.
А ведь напрасно.Да?
     05:09 26.10.2012
Ну конечно же, лучше так, как звучит лучше! Правильно пишете.
Реклама