Заметка «КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ КНИГУ ... ГЕНИАЛЬНУЮ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 390 +2
Дата:
«Фрэй Джеймс»
Предисловие:
"Фрэй Джеймс. Как написать гениальный роман
Идея произведения — это констатация того, что произойдет с героями в результате ключевого конфликта. И что, в каждом драматическом произведении есть идея? Да. Одна—единственная? Да. Ехать на двух велосипедах сразу невозможно. Так же невоз можно отстаивать в романе две идеи одновременно. Что бы получилось, если Диккенс в «Рождест—венской песне в прозе» помимо идеи «принудительный самоанализ ведет к щедрости» стал бы доказывать, что «за преступлением следует воздаяние»? Ему бы пришлось сделать Скруджа плутом и обманщиком, а потом по сюжету наказать его. Вряд ли у Диккенса получилось бы что—нибудь стоящее. Представим, что Кизи вдруг решил доказать, что «любовь побеждает все», помимо того что «даже самая мощная и безжалостная машина пси хиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух». Во что бы тогда превратился роман? Правильно, в дурдом. Совершенно очевидно, нельзя вводить в художественное произведение две идеи сразу.
Подумайте над следующими примерами.
• В «Крестном отце» главный герой любит и уважает семью и поневоле становится мафиозным доном. «Верность семье приводит к преступлениям» — идея романа, блестяще доказанная Пьюзо.
• В повести «Старик и море» Хемингуэй доказывает идею: «мужество приносит спасение». В случае со старым рыбаком это справедливо.
• Диккенс в «Рождественской песне в прозе» показывает, как старый скряга, столкнувшись с духами Рождества и осознав свои грехи, превращается в добряка. Идея: «принудительный самоанализ ведет к щедрости».
• Ле Карре в романе «Шпион, который пришел с холода» показывает, как может пасть духом даже лучший из разведчиков, осознав двуличность правительства, на которое работает. Идея: «осознание ведет к самоубийству».
• Идея Кизи в романе «Пролетая над гнездом кукушки» заключается в том, что «даже самая мощная и безжалостная машина психиатрической лечебницы не в силах сломить человеческий дух».
• «Лолита» Набокова доказывает, что «великая любовь приводит к смерти». Справедливо в случае с Гумбертом Гумбертом. "

*******

Как написать рассказ Чехова: инструкция
arzamas.academy - Советов Автору, Дамы С Собачкой, И, Толстого И ТонкогоAugust 19, 2017

Как написать рассказ Чехова: инструкция
13 советов автору «Дамы с собачкой» и «Толстого и тонкого»

Подготовила Ольга Овчарская


Антон Чехов. Ялта, 1900 годHeritage Images / Getty Images
1. Ходите всюду с записной книжкой. Не надо оставлять черновиков: во-первых, поначалу вам будет просто некогда с ними возиться — надо писать побольше, чтоб семью прокормить, во-вторых, собрание сочинений не рези­новое, лучше напишите 12 томов писем — они у вас не хуже рассказов. А вот записная книжка вещь полезная, вынашивайте в ней свои замыслы. Помимо сюжетов туда можно записывать наблюдения для будущих рассказов («все ры­жие собаки лают тенором», «врача пригласить, а фельдшера позвать») или мет­кие афоризмы («Как у арестанта неловко спрашивать, за что он приговорен, так у очень богатого человека неловко спрашивать, на что ему так много денег и отчего так дурно он распоряжается своим богатством»).

2. Описывайте будничную, привычную жизнь. Первые ваши тексты, кото­рые согласятся печатать юмористические еженедельники, все равно будут вынужденно короткими (100 строк, не больше) — так что вам придется рассчитывать на воображение читателей. Описывайте знакомую для них обстановку, привычные ситуации, тогда достаточно двух-трех штрихов — и экспозиция готова, можно переходить к комическому диалогу (побольше говорящих фамилий и речевой характеристики). Да и зачем писать, как кто-то поехал на подводной лодке на Северный полюс, а его подруга с драматическим воплем бросилась с колокольни. Этого никогда не было и не будет, пишите о том, как люди встретились, полюбили друг друга, поженились и были несчастливы.

3. Пишите об обыкновенных людях. Пусть ваши герои отличаются друг от друга по социальному происхождению, статусу, профессиям (знаменитый поэт потом скажет: «В спокойную жизнь усадеб ворвалась разноголосая… толпа адвокатов, акцизных, приказчиков, дам с собачками»), но при этом будут людьми не выдающимися, обыкновенными. На фоне героев Толстого и Досто­евского, пытающихся разрешить глобальные вопросы и заглянуть в челове­ческие глубины, такие персонажи кажутся более простыми и понятными.

4. Если очень хочется написать о необыкновенных людях, то они должны либо а) уже разочароваться в себе и в своем деле (как, например, заслуженный профессор, задумавшийся в конце жизни об общей идее человеческого суще­ствования, или революционер, разочаровавшийся в своем деле); либо б) быть второстепенными персонажами (вроде самоотверженного доктора, которого не замечает даже собственная жена).

5. Почаще селите героев в провинциальных городах. Вы поездили по России и сами знаете: «В России все города одинаковы». Пусть в этом обобщенном провинциальном городе и живут ваши многочисленные герои. Летом они переезжают на дачи, некоторые даже отправляются на юг и за границу, но главным местом действия остается маленький город, где время движется по кругу, люди ходят на службу, играют в карты, и вся их жизнь протекает за длинным серым забором с ржавыми гвоздями. Важно, что и в столичных городах царит та же атмосфера ограниченности и пустоты, которую сначала не замечаешь, а потом случайная фраза — «осетрина-то с душком!» — и все перевернется, жизнь покажется невыносимой, «точно сидишь в сумасшедшем доме или арестантских ротах» (для передачи этих ощущений пригодится опыт далекой поездки, см. следующий пункт).

6. Жалейте своих персонажей и не жалейте себя. Представьте себе земского врача, который хочет пожаловаться некогда любимой им девушке на свою пошлую жизнь, а она начинает восхищаться тем, что он «помогает страдаль­цам, служит народу». В ответ на это врач вспоминает, с каким наслаждением он достает по вечерам из кармана деньги, заработанные практикой, и затеп­лившийся было «огонек» в его душе гаснет навсегда. Поэтому не требуйте от своих героев подвигов, цените их просто за способность оставаться людьми, это ведь тоже непросто. Но к самому себе будьте строже: с ранней юности обеспечивайте всю семью, совершите какую-нибудь далекую и трудную поездку с благородной целью, например на Сахалин — участвовать в переписи населения и инспектировать жизнь каторжан.

7. Не создавайте однозначно положительных или однозначно отрицатель­ных персонажей. Для этого можно прогрессивные идеи доверить неприятным героям и наоборот (например, непрактичный, но очень симпатичный худож­ник и идейная, трудолюбивая, но жестокая по отношению к родным девушка). Или можно всех персонажей сделать несчастными, причем не потому, что кто-то всем вредит, а потому что жизнь такая, «нескладная, несчастливая».

8. Повторяйте один набор деталей и характеристик в нескольких местах текста. В смешных «мелочах» прибегайте к юмористической каталогизации (например, в рассказе про Синюю Бороду каждую жену описывайте по одной схеме: знакомство, совместная жизнь, недостатки жены, способ ее убийства). Затем перенесите прием в зрелые, серьезные тексты. Например, раз от раза обращаясь к одним и тем же свойствам персонажа, опишите его постепенную деградацию: герой толстеет, у него появляется одышка, другими людьми он интересуется все меньше, при этом зарабатывает все больше, увеличивается его состояние и количество лошадей, на которых он ездит. И через тот же набор повторяющихся характеристик покажите, что в его знакомом семействе все остается неизменным: отец так же шутит («Вы не имеете никакого римского права…»), мать читает гостям свой роман («Мороз крепчал…»), а лакей изображает трагический монолог («Умри, несчастная!»).

9. Побольше случайных деталей и ненужных подробностей. Наряду с яркими характеризующими деталями (серый, длинный забор с гвоздями напротив дома несчастной героини, фальшивые деньги и засахарившееся варенье в доме, где живут жестокие, жадные люди) используйте подробности, которые ничего не добавляют к пониманию текста. Зачем читателю знать, что один герой вытряхивает из сапога песок во время важного разговора или что другой, работавший лакеем, уронил поднос, на котором была именно ветчина с горошком? Но это создает эффект воспроизведения жизни во всей ее полноте и сложности. Помните: и большое, и малое равно достойны описания.

10. Практикуйте открытые финалы. Не раскрывайте, чем разрешилась описанная в рассказе ситуация. Допустим, герои верят в скорые перемены, но все, скорее всего, останется по-прежнему (намекните об это аккуратно: «Она… живая, веселая, покинула город — как полагала, навсегда») — и все равно окончательный приговор не должен быть вынесен. Если легкого выхода объективно нет, оставьте героям веру в светлое будущее (вот так: «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь…»). Пусть читатель сам додумывает и решает.

11. Возьмите свои смешные рассказы и покажите, что ничего смешного в них нет. Пишите ранние рассказы так, чтобы они были короткими и смешными, но если их чуть-чуть продлить, то откроется трагичность происходящего. Смешно, когда пьяный разговаривает с собакой? Пожалуй. А когда старик-отец, у которого умер сын, изливает свое горе лошади, потому что больше никто не хочет слушать? Уже нет. Используйте комических персонажей в поздних текстах, показывая, что они могут быть не только смешными, но несчастными и страшными одновременно.

12. Помните: критик — враг, а читатель — друг. Критики никогда вас не пой­мут и будут постоянно ругать, сначала за растрачивание таланта в несерьезных журналах (один вообще напророчит, что вы превратитесь в выжатый лимон и закончите где-нибудь под забором), потом за отсутствие четкой позиции, общей идеи. Зато читатели проникнутся вашими текстами и будут заваливать вас восторженными письмами.

13. Обещайте всем взяться за ум и написать роман, несколько раз упомяните в письмах, что он уже на подходе. В итоге решите, что краткость — сестра таланта.


‏Source  arzamas.academy

Сделано ботом @chotamreaderbot




                                                                                                                        материал из интернета

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ КНИГУ ... ГЕНИАЛЬНУЮ

  О том, как правильно написать книгу - правил, инструкций, рекомендаций, советов и т.д. написано несть числа. Если им следовать от точки до точки то книгу, конечно можно будет написать грамотно, с точки зрения тех правил - и запятые будут стоять на месте, и литературные герои будут разговаривать культурно до тошноты... Но будет ли такая книга с ходячими манекенами востребована читателям? Вот в чём  вопрос.

    Это, как в живописи; можно конечно скопировать до мельчайших деталей портрет человека, натюрморт, пейзаж, но имеет ли это смысл, когда сейчас с этим великолепно справляются фотоаппараты. Когда  я учился в университете то мой учитель живописи Павел Никонов, предупреждал нас, чтобы мы не занимались слепым копированием природы, а искали свой путь - индивидуальный. Почти то же самое говорил и другой мой учитель, писатель Николай Лиходед: "В творчестве; авторитетов, канонов и правил не существует - смело экспериментируйте со словом".

    Оно конечно проще копировать классиков, только какой в этом смысл? Никто, повторяю - никто из состоявшихся писателей не откроет свой секрет, как он пишет свои книги и картины. Это, как лак Страдивари - каждый автор должен открыть его сам, методом бесконечных проб и ошибок. И даже если вы после многих лет всё таки напишите стоящее произведение - не обольщайтесь, его ещё надо будет не только опубликовать, но и вложив немалые деньги перевести на другие языки и разрекламировать - донести его к читателям. Иначе плод ваших многолетних усилий так и будет пылиться у вас в книжном шкафу или в электронном виде сиротливо висеть на каком-нибудь сайте интернет магазина.



  Но даже если вы после многих лет всё таки напишите стоящее произведение - не обольщайтесь, его ещё надо будет не только опубликовать, но и вложив немалые деньги перевести на иностранные языки и разрекламировав - донести его к читателям. Иначе плод ваших многолетних усилий так и будет пылиться у вас в книжном шкафу или в электронном виде сиротливо висеть на каком-нибудь сайте интернет магазина.

 Некоторые авторы стесняются или не хотят заниматься рекламой своего творчества (самопиаром) оправдывая свои действия тем, что со временем их и так заметят, и к ним придёт их читатель, а месте с ними почёт, известность и авторские гонорары. Самообман - если сам автор не хочет заниматься продвижением и рекламой своего творчества, в нашем мире жесткой конкуренции, то кто же тогда им займётся? Кто доступно и доходчиво объяснит читателям в чём состоит суть его новой книги, да и самого творчества в целом?

 Только сам автор.


Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама