Сегодня - день рождения Кабалевского.
Дмитрий Борисович Кабалевский - композитор, без музыки которого не обошлось детство моих ровесников, да и тех, кто постарше. Портрет Кабалевского (на тот момент здравствующего и активно трудящегося на ниве как музыки, так и педагогики) висел в кабинете пения каждой школы. Пардон, в кабинете музыки - именно благодаря Кабалевскому "Пение" превратилось в школьной программе в "Музыку". Среди портретов Мусоргского и Чайковского, Бетховена и Баха находился и портрет действительного члена АПН СССР, Героя Социалистического Труда, Народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, трёх Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Глинки, доктора искусствоведения, профессора Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Музыку Кабалевский писал, что и говорить, приятную. Красивую. Когда нужно - драматическую, когда нужно - напевную...
И песни запоминались с первого раза. "Школьные годы чудесные...", "То берёзка, то рябина"...
Или вот, например, "Серенада Дон Кихота":
Разве можно не поддаться очарованию этой музыки?
Ну, и обаянию голоса великолепного Муслима Магомаева, конечно.
Имя Кабалевского связывается и с тем самым советским официозом, ставшим уже причтей во языцех.
Писал ли Кабалевский песни во славу Коммунистической партии? Возможно. Но на слуху они не остались.
С 1952 года до самой смерти был секретарём правления Союза композиторов СССР. Тридцать пять лет...
Принимал ли участие в разносе композиторов-формалистов? Принимал. Есть даже предание, что Кабалевский был уже намечен для включения в список тех, кто подлежал партийной проработке за антинародную музыку (Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Хачатурян, Шебалин...), но вовремя "сходил, куда надо" и оказался по другую сторону - не среди критикуемых, а среди критиков.
Было ли внутреннее неудовлетворение у Кабалевского от того, что при всех его официальных постах, званиях и т.п., музыка его, тем не менее, мирового признания в той степени, как это (на его глазах!) происходило с музыкой Шостаковича или Прокофьева, не находит? Ну, наверное, была эта досада. Хотя, например, его Вторую симфонию очень ценил Артуро Тосканини. Да и вообще, нельзя сказать, что музыка Кабалевского, как в его время, так и сейчас, совсем уж не исполнялась за рубежом. Исполнялась. Исполняется. Слушается. Однако ж, познакомившись с его симфониями ли, сонатами ли, квартетами, концертами ли слушатель, тот самый, "профессиональный", наверняка скажет: "Да, всё это хорошо, но... не Шостакович, нет, не Прокофьев..." Перечисляя великих композиторов советской эпохи, его имя в список вряд ли включит кто-то из современных музыковедов. С другой стороны, так ли это важно - быть в списке великих?.. К слову, ещё при жизни Кабалевского, в музыкальной среде были известны слова одного из музыковедов, прозвучавшие иронически по отношению сразу к двум персонажам: "Родион Щедрин - это Кабалевский XX века!" Справедлива эта ирония или несправедлива - время рассудит.
К 60-летию Дмитрия Кабалевского в Большом зале Московской консерватории состоялся его авторский концерт. Есть видеозапись. Время наложило свой отпечаток на её техническое качество. Вот фрагмент этого концерта:
| Помогли сайту Реклама Праздники |