Заметка «"Основы писательства" (10. Создание выразительной речи)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 8
Читатели: 667 +2
Дата:
Предисловие:
Все статьи о писательстве собраны в моей творческой группе https://vk.com/creativity_by_stupiddoll 

"Основы писательства" (10. Создание выразительной речи)

Каждый начинающий писатель должен знать, что в письме важно уметь использовать художественные тропы и стилистические фигуры. Они украшают речь, делают её насыщенной, яркой и выразительной.

● Тропы — речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Они используются для усиления выразительности речи пишущего или говорящего.
● Стилистические фигуры — особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности.

Вспомним основные художественные тропы:

● Метафора — троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства или сравнения.
● Эпитет — слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение.
● Метонимия — троп, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С. Пушкин)
● Синекдоха — один из видов метонимии — перенесение значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения.
Пример: "И слышно было до рассвета, как ликовал француз." (М.Ю. Лермонтов)
● Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы.
● Гипербола — троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
● Литота — троп, противоположный гиперболе, — художественное преуменьшение.
● Олицетворение — троп, в основе которого лежит перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.
● Перифраз — троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом, в котором указываются признаки не названного прямо предмета, лица, явления.
Пример: «Царь зверей» вместо лев.
● Ирония - прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое.

Стилистические фигуры:

● Риторический вопрос — такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.
● Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков.
● Эпифора — повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
● Анадиплозис - последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части.
● Антитеза — художественное противопоставление.
Пример: "И день, и час, и письменно, и устно, за правду да и нет…" (М. Цветаева)
● Оксюморон — соединение логически несовместимых понятий.
Пример: горячий снег, живая сталь.
● Градация — группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости.
Пример: "Не жалею, не зову, не плачу…" (С.Есенин)
● Умолчание — намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу.
Пример: "Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена…" ( А.С. Пушкин)
● Многосоюзие — повторение союза, воспринимающееся как избыточное, создает эмоциональность речи.
Пример: "И для него воскресли вновь: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь." (А. С. Пушкин)
● Бессоюзие - построение, в котором для усиления экспрессии опущены союзы .
Пример: "Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет…" (А.С. Пушкин)
● Параллелизм — тождественное расположение элементов речи в смежных частях текста.
"Одни дома длиною до звезд, другие — длиной до луны.." (В. В. Маяковский).
● Хиазм — перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях.
Например: Две части сложного предложения в примере по порядку расположения членов предложения находятся как бы в зеркальном отражении: Подлежащее — определение — сказуемое, сказуемое — определение — подлежащее.
● Инверсия — обратный порядок слов, например, расположение определения после определяемого слова и т.п.
"На заре морозной под шестой березой, за углом, у церкви, ждите, Дон Жуан…" (М.Цветаева).

На читателя тропы и фигуры всегда производят впечатление, поэтому стоит научиться правильно их применять.
Послесловие:
Выполнить практические упражнения вы можете в моей группе ВК 
Реклама
Обсуждение
     19:44 21.05.2018 (1)
Чем отличается метафора от аллегории? Где-то в интернете читал, но так до конца и не разобрался.
     12:17 22.05.2018
Метафора обычно подразумевает перенос с неживого предмета на неживой, а аллегория используется в баснях/сказках как перенос свойств человека на другое живое существо или наоборот.
     12:25 21.05.2018 (2)
 И  где  прикажете  брать  время  на такую  учебу. Вы  только  несколько  примеров  показали, а  хотелось бы  на  каждую  позицию  иметь   пример.
     17:06 21.05.2018
Я не  принуждаю кого-либо обучаться. Мне помогли школьные знания, повезло с учительницей русского языка. Спустя 8 лет всё помню.
Если вам действительно хочется развиваться в этой области можно каждый день изучать один троп.
     12:55 21.05.2018 (1)
Не стала приводить примеры на наиболее распространённые тропы) Постараюсь дополнить статью.
     17:00 21.05.2018 (1)
Буду ждать, заранее большое спасибо.
     17:23 21.05.2018
А мне  не повезло,   я  в  правописании не  очень. Иногда  бывает  неловко...
     13:22 21.05.2018 (1)
С ума сойти... И как это всё запомнить?
     13:33 21.05.2018 (1)
Выписать по старинке на листочек и применять в тексте) 
     13:37 21.05.2018
Спасибо! Так и сделаю.
     12:22 21.05.2018
Спасибо.

 Теперь, сказал мой знакомый дворник, это будет мой тропарь.

 Лихие песни, уточнил я у него.

 Нет, ответил работник метлы и кайла, протоптанная другим дорожка.

 Тогда, сказал я, это больше похоже на карту спортивного ориентирования.

 Суди как хочешь, закончил дворник, но мне по душе. Да, ты послушай сам, как звучит. Анадиплозис! Песня, а не термин. 

 Точно, подтвердил я. Ана диплозис, ана диплозис, ана мне ночью заменяет солнце!
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама