Заметка «О тяге к прекрасному»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 24
Читатели: 1166 +1
Дата:

О тяге к прекрасному

         Сейчас в стихотворении Завацкого разговорились о Вацлаве Воровском...
         Многие из школьного курса отечественной истории помнят это имя.
         Конечно, самый минимум. Больше по программе и не полагалось.
         Советский дипломат. Был убит.
         Примерно столько же помнится и об Урицком с Володарским, убийство которых, несколько ранее, послужило поводом к началу красного террора.
         Но я вернусь к Воровскому.

         Не в школьные, а, пожалуй, в студенческие годы, в тот самый период активного самообразования, который обычно в это время и происходит, обратил я как-то внимание на интересный факт: очень тянуло к прекрасному всех этих деятелей молодого революционного государства. Что тому виной? Пример ли тут Чернышевского? (Помните, "Об эстетических отношениях искусства к действительности"?.. О! Хотя в школьные годы, кроме скучнейшего "Что делать?" больше из наследия Николая Гавриловича нас ничего изучать и не заставляли, но биографию писателя (с непременной гражданской казнью) и зубодробительное название его диссертации обязаны были знать все!).
        Так или иначе, а к прекрасному их тянуло.
        Вот ту часть, которая пришла в первое советское правительство не из сапожников и ткачей, а из мелкого дворянства. Их тянуло особенно. Хотя, надо сказать, что и бывший ткач Калинин, став всесоюзным старостой, тоже создал кое-что пусть и не искусствоведческое, но относимое к гуманитарной сфере - что-то такое педагогическое он написал. Несколько статей.
        Признаться, самому Владимиру Ильичу не особенно хватало времени на эстетические рассуждения (хотя, опять же: "Лев Толстой как зеркало..."), но коллеги его...
        Вот тот же Вацлав Воровский. Дипломат. Он писал литературные статьи. Не хуже Писарева.
        Драматургом и автором множества статей об искусстве был, как известно, и Луначарский. Он вообще позиционировал себя серьёзным эстетом и эстетиком.
        Дипломат Фёдор Раскольников (впоследствии - один из первых советских "невозвращенцев") сочинял драмы. Сатирическую зарисовку обсуждения его пьесы "Робеспьер" даёт в своих дневниках Елена Сергеевна Булгакова.
        Глеб Кржижановский (План ГОЭЛРО помните?) писал... сонеты! В том числе "Сонеты Владимиру Ильичу Ленину" - они, например, опубликованы в сборнике "Русский сонет", вышедшем в годы перестройки.
        Лев Каменев был... герценоведом. У меня есть один из томов "Былого и дум" Герцена, вышедший в 30-е годы, когда тучи над Каменевым уже сгущались, но гром ещё не прогремел. В этом томе 1\3 его объёма занимает статья Каменева о произведении Герцена.
        Бухарин, как известно, весьма интересовался вопросами литературы, а уже после ареста, в тюрьме работал на книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», дописывал автобиографический роман «Времена», стихи писал...
        Нарком иностранных дел Чичерин является автором монографии... о Моцарте.
        Даже секретарь Ленина Бонч-Бруевич (тот самый, которого по ленинской кинохронике и фотографиям мы помним в виде гражданина в шляпе, в пенсне, с бородкой и с неизменным портфельчиком под мышкой) и тот занимался... чем бы вы думали?.. Этнографией! Ещё до революции опубликовал (и где! В Канаде!) собранные им гимны духоборов.

        Ну, а уж как музыку они любили!.. И не только один Владимир Ильич с его нечеловечской страстью к "Аппассионате"...
        Если вы всё-таки нашли время посмотреть программу о русском музыкальном авангарде (см. предыдущую мою заметку), то там как раз есть рассказ о том, как волею Феликса Дзержинского был избавлен от расстрела композитор Всеволод Задерацкий. Вот как это произошло.
        Феликс Эмундович работал в одной из комнат особняка, где в это же время находилась партия арестованных деникинцев, среди которых был и Всеволод Задерацкий (молодо-зелено!). И в этом дворянском особняке уцелел рояль, на котором всю ночь и играл Всеволод Задерацкий (перед смертью, как говорится, не надышишься...). Дзержинский спросил подручных: "Кто это там играет?" - "Прервать?" - "Ни в коем случае!" Назвали фамилию. Взяв расстрельный список, Феликс Эдмундович поставил напротив фамилии музыканта галочку, что означало: сохранить жизнь.

       Вот такая тяга к прекрасному...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      05:33 29.08.2018 (4)
Комментарий удален
     08:34 29.08.2018 (1)
1

А вы знаете, может, мода такая была у них в то время? Не думали?

Что значит "не думал"? Эссе об этом же и написано. О тенденции, моде.

А для чего же приведены примеры?
Гость      08:36 29.08.2018 (1)
Комментарий удален
     08:47 29.08.2018
1
Так и мы в быту: если кухня долго не убиралась, то мы долго ее моем, травим паразитов,
а время от времени отдыхаем и моем руки от химии.
     08:22 29.08.2018
1
А эстетика революции для Пугачевых и Лениных та же, что у нас, когда мы травим
тараканов и моем кухню, а имеем в виду чисто убранную квартиру.
     08:13 29.08.2018
1
Эстеты со взглядом "искусство ради искусства" сначала думают, что это только их "ниша".
А раз, мол, Ленин, Дзержинский нарушил заповедь "не убий", значит он, как один тоже
написал про Пугачева двести лет назад, "изверг, вне законов природы рожденный".
А потом удивляются:"А Ильич-то, оказывается, любил "Апассионату"!". Удивляются,
что искусство не только ради искусства, а это еще и оттяг, отдых, в революции,
оказывается, есть своя эстетика.
     07:44 29.08.2018 (1)
2
У Александра взгляды такие, что мол "революцию делать нельзя", а раз были революционеры,
то, предполагал он в юности, значит в них не было ничего человеческого. Пригляделся -
нет, они были эстетами.
И ничего удивительного. Искусство - это отдых, а отдых - это смена. Так бойцы на привале
слушали "Осенний сон", а не песню о войне, - а космонавтам снится не рокот космодрома,
а трава у дома.
Гость      08:24 29.08.2018 (1)
Комментарий удален
     08:27 29.08.2018
Гость      21:08 18.08.2018 (1)
Комментарий удален
     21:29 18.08.2018 (1)
Причина одна. Меня удивило.
Гость      21:31 18.08.2018 (1)
Комментарий удален
     21:34 18.08.2018
У меня с Чичериным (например) статусы разные.
     15:54 13.08.2018 (2)
1
И ничего не скучнейшее "Что делать", а настоящий детектив, я помню, подружка попросила меня рассказать о чем там, так вышел какой-то детектив и было интересно.)
     16:15 13.08.2018 (1)
1
Поддерживаю. Плохо о "Что делать?" говорят только те, кто не прочитал книгу.  Читала с интересом и без всякого давления. Не в то время она Вам в руки, Александр, попала.
     16:28 13.08.2018 (3)
Я не говорю о книге плохо. Я говорю, что она скучна.
Многое на свете скучно, но не плохо. Вообще, в хорошей библиотеке должно быть много скучных книг. И ведь бОльшая часть мировой литературы - скучна.
Библиотеку я начал собирать давно. И в ней книги периода расцвета советского книгоиздательства. 60-е - 80-е годы... Что-то скупал на книжных развалах, что-то подбирал из макулатуры. Библиотеки закрывались (ликвидировались) - там тоже что-то перепадало. И поэтому у меня много нечитанных книг как отечественной, так и зарубежной классики. Среди них - классики, так сказать, второго, что ли, ряда. Вот, например, Троллоп, "Барчестерские башни"... или Мередит, "Эгоист"... Изящные тома, набранные елизаветинской гарнитурой... Это вам не какая-нибудь... "обыкновенная новая"... Да, так вот... Или Джордж Эллиот, "Мидлмарч"... Или десять томов Мамина-Сибиряка... И я вот думаю иногда: как бы хорошо погрузиться в этакую медленную скуку и читать эти длинные, подробные книги...
     14:37 18.08.2018 (1)
Наткнулась на мнение Д. Быкова о "Что делать": 

Это и пародия, и трактат в форме романа, и художественная провокация. Книга фантастическая, и отнюдь не бездарная - она язвительна, оригинальна, провокативна!


     16:24 18.08.2018 (1)
Ну так что ж...
     16:34 18.08.2018 (1)
Ничего ж, просто вы уважаете мнение Быкова, насколько поняла, вот его и "озвучила".
     20:48 18.08.2018 (1)
Кстати, у меня много изданий "Что делать".
Есть, в том числе, и в "Литпамятниках".
Но в "Литпамятниках" (серии, в общем-то, чрезвычайно уважаемой как специалистами, так и любителями) иногда издавали сочинения и по идеологическим соображениям.
     20:50 18.08.2018 (1)
Такое впечатление, что у вас усадьба гектаров на 5 с огромным домом, бо где иначе все это хранить, что вы накопили с лит. богатств.)
     21:04 18.08.2018 (1)
Ну...  Какбэ да... Книг много...
Жаль, Сухарев ушёл с нашего сайта...
Он библиофил. Интересно с ним было поговорить о книгах...
Да и не только.

Александр Зарецкий тоже нередко говорил о своей библиотеке...
Да... Вспомнилось вот...
     21:11 18.08.2018
Да не, я книжки тоже люблю, но их коллекционировать можно бесконечно, а пространство ограничено, увы, я в этом году отдала подруге 10 сумок, набитых под завязку своих старых книг, не раритетных, просто устаревших для меня психологически и морально, и обновила всю стенночную библиотеку, но еще довольно много осталось и из старого, но все то не в стенке теперь.
     19:01 13.08.2018
Согласна, что большая часть мировой литературы скучна. Развлекательного мало и оно, в основном, "детское". А то, что не детское ценится не за "веселость", а либо за идеи, либо за своеобразие, ведь одну и ту же мысль можно выразить по разному.
     16:35 13.08.2018 (1)
Странное у Вас представление о книге. Скучно - значит за душу не берет. я такого никогда не стану читать. Мертвое.
Другое дело "медленное, размеренное", со смакованием деталей и мельчайших подробностей! Для настоящих гурманов воображения:)))
     16:41 13.08.2018 (1)
Да где ж Вы таких слов понабрались? Смакование...
     16:48 13.08.2018
     16:08 13.08.2018 (1)
Вы перепутали с "Преступлением и наказанием".
     16:09 13.08.2018 (2)
Нет, как раз "преступление" - редкое занудство, не смотря на детективный сюжет.
     16:19 13.08.2018 (1)
1
В школе "Преступление" не осилила. Читала в институте.
Тарина, как мы похожи:)))
     16:26 13.08.2018 (1)
1
))
Достоевский, хоть и скорп, но мне не близок, больно  мрачный, а Идиота и Братьев Карамазовых прочла уже взрослой, понравилось.
     16:53 13.08.2018 (2)
У Достоевского что хорошо?
Комические повести и рассказы.
То, что никто не читает, и на Западе - не переводят.
     22:25 13.08.2018 (1)
Как Вы снисходительны, однако.
"У Достоевского что хорошо?
Комические повести и рассказы".
Вся европейская (и не только европейская) литература и философия
от второй половины 19 века по 20 век включительно
испытали на себе влияние Достоевского.
Это сказать примерно- квантовая механика скучна, потому что сложна.
Хотя, разбирающихся в теоретической физике, больше тех, кто понимает в литературе.
Когда-то Ницше сказал об этом примерно так- иногда я жалею, что люди умеют читать и писать.
Они бы гораздо меньше говорили пошлостей, поскольку невежество ведь невинно.

     22:29 13.08.2018 (1)
Что опять не так, Борис?
     22:41 13.08.2018
В каком смысле -"не так", Александр?
Как написали, так и написали.
Вероятно, так чувствуете и мыслите.
У меня на Ваш комментарий свой ассоциативный ряд.
Как мне представляется он достаточно прозрачен.
     18:57 13.08.2018 (1)
Я и на русском не слыхала такое, не факт, что хорошо.
     19:50 13.08.2018 (1)
"Село Степанчиково и его обитатели".
Есть две экранизации. В одной (более ранней) Фому Опискина играет Алексей Грибов, в другой - Лев Дуров. И трудно сказать, какая из экранизаций лучше.
     19:52 13.08.2018 (1)
Знакомое название, возможно, даже видела, но не помню сюжета.
     19:55 13.08.2018 (1)
А "Скверный анекдот" экранизировали Алов и Наумов. И музыку к этому фильму написал композитор Николай Николаевич Каретников, о котором я уже не раз говорил.
     19:56 13.08.2018 (1)
Это не помню.
     20:05 13.08.2018 (1)
Фильм действительно не очень известный.
Одну из главных ролей там играет Виктор Сергачёв - актёр "Современника". Это редкий случай. Обычно ему доставались эпизоды. Хотя фильмов у него было много.
     20:11 13.08.2018 (1)
Вы просто ходячая энциклопедия, если б я не знала, что вы с тельцовых, я бы подумала, что с Дев. Явно у вас есть планеты в Деве, те аналитичны и любят всякие малозначащие детали. Вы никогда не составляли себе приличный ( т. е. индивидуальный), не бульварный, то есть для всех тельцов и тп гороскоп?
     20:30 13.08.2018 (1)
Да нет же... Просто я этим интересуюсь. Вот рок-музыка (зарубежная особенно) для меня тёмный лес, например. Ну если не тёмный, то широколиственный. А есть ведь люди, которые знают здесь всё до деталей. Ну и так далее.
     20:34 13.08.2018
Ну, у вас довольно широкий круг интересов, и в этих кругах вы нарезаете все новые и новые, весьма мелкие, похвально, но без "особых условий", даже там, где все интересно, столько деталей в уме удержать трудно.
     16:13 13.08.2018 (2)
Ну... Оба хороши. Так скажем.
     16:20 13.08.2018 (1)
А куда Герцена "Былое и думы" определите?)
     16:41 13.08.2018 (1)
О! Это одна из чудеснейших скучных книг.
Понимаете, ведь когда Вы её читаете, половина, нет, 90 % всех этих рассуждений и контекста вам (как и мне) непонятны, уже непонятны. Все эти Гервеги, Огарёвы, Станкевичи - что они там делили?.. О чём спорили?.. Вот что Вы читали у Станкевича?.. У меня есть книжка его. Но открывал ли я её?.. Вряд ли... Или Грановский... Кто читал Грановского? (Да и издавался ли он в советское время?)
"Былое и думы" у меня в трёх изданиях. Два - в виде огромных однотомников. И одно - в виде трёхтомника. В конце первого тома есть глава, которая так и называется - "13 июня 1839 года" (сегодня, кстати, тоже 13-е). Неизгладимое впечатление производит.  
     16:51 13.08.2018
Да где ж Вы таких слов понабрались?

О! Это одна из чудеснейших скучных книг.


     16:17 13.08.2018
Консенсуса таки достигли.
     20:16 14.08.2018 (1)
А в программе у Фёклы Толстой сын Задерацкого рассказывает, что Дзержинский не просто галочку поставил, а написал на документах: "Сохранить жизнь. Определить место жительства".
Самая интересная часть программы, кстати, на мой взгляд, это рассказ Всеволода Задерацкого о трагической судьбе отца.
А так - скучновато было (тут, смотрю, в комментариях как раз речь о замечательных скучных произведениях). Не хватило наглядных примеров произведений, о которых они так увлечённо рассказывали.
Интересно было бы послушать фрагменты с 1/4 и 1/6  тона. Даже не представляю, как такое возможно.

     20:30 14.08.2018 (1)
1
На ютюбе есть довольно много Вышнеградского.
Например, вот: Прелюдия №3 из цикла "Двадцать четыре четвертьтоновые прелюдии".
Звучит как расстроенное фортепиано. Ничего сверхъестественного.
Есть и четвертьтоновые произведения Айвза.
     20:50 14.08.2018 (1)
Да не "как", рояль на самом деле расстроили, чтобы сыграть. Как они, интересно, отмеряли  четверть тона...
Звучит, мне кажется, просто, как хулиганство музыкальное. Но - интересное)))
Спасибо, Александр.

     20:58 14.08.2018 (2)
Гм...

Не заменяйте, пожалуйста, комментарии. Лучше редактировать.
Мой - пропал.
Мне досадно.
     21:49 14.08.2018
А вообще, у меня Ваш комментарий сохранился:

"Разве это хулиганство?
Хулиганство - это совсем другое.
Вот был такой композитор Георгий Дорохов (царствие ему небесное). У него есть "Русское бедное (Промзона)" для экстремального вокала, деревянных ящиков, мусорных баков, батарей центрального отопления, сирен, колоколов и железных листов (2008). Можно найти на ютюбе. Говорят, что это типа музыка. Или вот, его же - "Манифест"."

Хотелось посмотреть  на партиуру "Манифеста", так внимательноь они в неё смотрят при исполнении. А в конце оказывается - чистые листы. Остроумно.
Не, такое "хулиганство" (звук, как железом по стеклу) не для слабонервных))

     21:44 14.08.2018 (1)
Александр, извините, пожалуйста, я не заменяла. У меня два комментария отправилось, я один удалила, не увидев Вашего ответа.
Напишите, пожалуйста, ещё раз, если не трудно и если не в обиде ))

     22:05 14.08.2018 (1)
Ну, это и есть "потерянный" комментарий. С Дороховым...
И такой "музыки" сейчас масса.
Причём, они ведь все - талантливые люди. И полифонию в консерватории изучали, и гармонию, и инструментовку, и музыкальную форму... 
     22:22 14.08.2018 (1)
А кто скажет, что этот человек тоже учился в консерватории(?):
     22:23 14.08.2018 (1)
Ну, это уже вещь хрестоматийная!
Помню, помню...
Но у тех-то - всё всерьёз!
     22:29 14.08.2018 (1)
У автора "Стрекозы" точно - всерьёз. А трио с Дороховым так напряжённо вглядывались в пустой лист... Мне показалось, что они немного придуриваются ))

     22:48 14.08.2018 (1)
"Манифест" Дорохова - это, конечно, некий крайний случай (впрочем, у него такого много). Но ведь есть и находящееся в том же русле. Где уже не некий расчёт на эпатаж, а действительно попытка музыкальными средствами выразить нечто такое... авангардное. Причём музыкальные средства выбираются такие, которые не вызывают ничего, кроме... даже не скуки, нет... скорее, я бы назвал это усталостью... усталостью от того, что вот, мол, ещё один удивляльщик (или удивляльщица...) и ничем, собтвенно, ты таким и не удивил (не удивила).
     23:23 14.08.2018 (1)
Пришлось по-быстрому (фрагментарно) послушать "Русское бедное (Промзона)",чтобы понять о чём Вы говорите. Ну, и потому "фрагментарно", что слушать это мне не захотелось.
Что могу сказать. Кто-то же ходит на эти концерты, нравится, наверное. Я может крамольную вещь скажу, но Вам вот нравится музыка Уствольской, а мне - нет. Хотя, конечно, она - талант, и я не ставлю её в один ряд с Дороховым. Скорее с Шостаковичем. Которого (ой, зря, наверное пишу) мне тоже по большей части слушать не хочется. А ведь он - классик. Ну, не люблю я диссонансы.
Вот у Фёклы Толстой рассказывали про произведение Обухова. А Вам понравился приведённый там отрывок? Они восхищались: авангард! А чем он от авангарда Дорохова отличается? Или вот следом за роликом с Дороховым ютюб мне предложил послушать ЭТО
В чём отличия? На мой взгляд, если это музыка, то очень странная и мне неприятная. А кто-то восторгается.
Не знаю, наверное, каждому - своё.
А композиторы хотят самовыразиться. Видимо, ничего гармоничного в голову не приходит (а я так представляю, что музыка просто начинает звучать в голове, её не сочинишь, как стих). Вот и приходится придумывать что-то своё.

     23:50 14.08.2018
Ну как сказать...
Это очень долгий разговор. Может быть, напишу кое-какие соображения когда-нибудь в заметке.
Профессионал - он может говорить разным языком. Но он умеет всё.
Уствольскую и Шостаковича брать не буду.
Возьму более колоритный пример. Эдисон Денисов. Можно найти его сочинения, так сказать, академической предназначенности: две симфонии, две камерных симфонии, около двадцати концертов для солирующих инструментов и так далее. Да, конечно, "Солнце инков" - классическое (в смысле характеристики этого композитора) для него сочинение, ну и другое. Музыка это сложная, диссонантная и так далее. Не всем она нравится. Да и Вам, наверное, не очень будет близка, но вот тот же Денисов пишет музыку для "Идеального мужа". Помните такой фильм?
Посмотрите начало: там сперва идёт небольшой фрагмент в рэгтаймовом стиле, а затем... это же чистый Моцарт! трудно поверить, что такую музыку мог написать авангардист Денисов: "Идеальный муж"
Аналогично Шнитке с его киномузыкой.
Смог бы такую же музыку написать, например, Дорохов?..  
     01:37 14.08.2018 (1)
а разве тяга к прекрасному чужда человеку?.. -)
Гость      01:42 14.08.2018 (1)
Комментарий удален
     01:47 14.08.2018
если есть чем - не самая плохая тяга...-)
Гость      16:57 13.08.2018 (1)
Комментарий удален
     17:00 13.08.2018
Не нам судить, чтО есть земное наказание.
Вот Вы, Александр, его себе только как расстрел представляете? Или что?
     16:57 13.08.2018 (1)
Позавчера сфоткала

в 

Рекомендуете почитать?

     16:58 13.08.2018
Ну да...
Как-то так...
     16:18 13.08.2018 (1)
Это не тяга к прекрасному, а проявление сентиментальности. Говорят, ей подвержены самые жестокие люди и маньяки. Думаю, не надо напоминать о страстном желании учиться в художественной академии Гитлера? У него есть очень неплохие работы. А классика, которая постоянно звучала в немецких концлагерях? При этом легко сжигали книги своих же, немецких, классиков. И не только... Примеров найдем массу. И на более низком уровне, среди криминального мира, например...
Гость      16:26 13.08.2018 (1)
Комментарий удален
     16:43 13.08.2018
А что тут снимать?
Это трюизм.
     14:07 13.08.2018 (1)
Очень познавательно. Про гуманизм Дзержинского понравилось особенно.
     14:10 13.08.2018 (1)
Ни капли вымысла.
Про работы Бухарина в тюрьме до заметки не знал. Нашёл по ходу.
Остальное - со студенческих лет.

А, ну и о Всеволоде Петровиче Задерацком узнал тоже года два-полтора назад. Из программ "Орфея".
     14:16 13.08.2018 (1)
Ни о каком вымысле и речи нет. У Дзержинского руки по плечи в крови, и на тебе...
Сентиментальный эпизод в биографии председателя чрезвычайной комиссии.
     14:33 13.08.2018 (1)
Да, это так.
Но всё познаётся в сравнении.
Они уничтожали идейных, политических противников (с равной жестокостью с обеих сторон). А вот сталинский геноцид собственного народа... Причём, собственного уже почти в буквальном смысле. Они же в рот ему смотрели... Казалось бы - чего ж ещё тебе надо, новый бог?.. Так нет же... Бескровная жертва ему была неинтересна... Мало!.. 
     14:38 13.08.2018 (1)
Убийцы, они убийцы и есть, невзирая на "идейность" их преступлений. "Расстрелять без суда и следствия! Уничтожить, как бешеных собак!" Эх...
     14:40 13.08.2018 (1)
Да, у Венедикта Ерофеева есть на эту тему "Моя маленькая Лениниана", помните?
     14:42 13.08.2018
Что-то припоминается.
     14:17 13.08.2018 (1)
Нарком иностранных дел Чичерин является автором монографии... о Моцарте.


Интересно, а вот  книги его он читал или только Шульберта осилил?

Феликс Эдмундович поставил напротив фамилии музыканта галочку, что означало: сохранить жизнь.

      Вот такая тяга к прекрасному...


А я-то думаю откуда это у комендантов лагерей смерти Освенцима, Майданека и т.д. обнаружилась такая тяга к музыке, что они создавали целые оркестры из всемирно известных мировых исполнителей...
Достойные учителя были.
     14:18 13.08.2018 (1)
Первые были идеалистами.
Вы же знаете это крылатое выражение, что революцию замышляют романтики... ну и так далее.
     14:34 13.08.2018
Эт точно. У нас уже два Майдана с революциями было. Не захочешь, а  запомнишь...Но, пока украинский дирижёр Редя со своим оркестром на свободе... Наверное тоже тяготеют к прекрасному... А у вас, как с этим?
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама