Заметка «Поэтическая дуэль на советской эстраде»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 20
Читатели: 929 +1
Дата:

Поэтическая дуэль на советской эстраде

          Проходят эпохи и времена...
          Мы иногда читаем книги древних авторов. Читаем предисловия к ним, в которых вдумчивые литературоведы объясняют нам, что вот в этом произведении автор такой-то вступает в полемику с автором таким-то, а здесь один автор оспаривает другого... и так далее.
          Стремление к соревнованию, к состязательности - оно, наверное, изначально присуще человеку.
          Вот и от наших времён останутся далёким-далёким потомкам свидетельства того, как спорили и соревновались друг с другом поэты нашей эпохи. И великие, и простые, всем доступные, так сказать.
          И не только поэты.
          Бывали дуэли и на эстраде.
          Я имею в виду не конкуренцию звёзд советского песенного Олимпа, а...
          Речь пойдёт об одной интересной (случайной или нет - не могу точно сказать) "полемике".
          Перед вами две песни.
          Из тех роликов, которые есть ютюбе, я выбрал те записи этих песен, в которых качество наилучшее. 
          Исполняют эти песни два певца: Муслим Магомаев, Эдуард Хиль - имена, которые не нуждаются в представлении. Каждый из нас знает творчество этих артистов. Разумеется, были у них песни более известные и песни, которые, может быть, и не стали столь же популярны, тем не менее, стоит им зазвучать, как мы непременно их вспомним.

          Первая песня была написана Арно Бабаджаняном и Робертом Рождественским.
          Называется она "Зимняя любовь".
          Первым исполнителем этого произведения в 1973 году стал, как это часто и бывало с песнями, написанными Арно Бабаджаняном, Муслим Магомаев.

          Музыка второй песни - "Счастливый день" - принадлежит ленинградскому композитору Владимиру Дмитриеву. Он не так широко известен, как Арно Бабаджанян, но песни его тоже нашли своего слушателя. Автор слов - Михаил Рябинин. Песня впервые прозвучала в эфире так же, как и песня "Зимняя любовь", в 1973 году. Исполнителей у неё было несколько, но я слышал только в исполнении Эдуарда Хиля.

         Каждая из этих двух песен по-своему замечательна. И если бы провести голосование, то трудно сказать, какой было бы отдано предпочтение.

         Итак, послушайте их. И обратите особенное внимание на те слова, которые звучат в припеве. Точнее, даже на одну фразу, которая является ключевой для этих песен.
         Вы, наверное, удивитесь тому, какие, оказывается, интересные музыкально-поэтические, я бы даже сказал "мировоззренческие" дуэли были на советской эстраде.
         Может быть, вы вспомните и другие примеры подобных соревнований?  








Послесловие:
        На ютюбе есть ролик с записью программы "Песня года - 73",  где Эдуард Хиль поёт, что называется, "вживую", но ролик с кинохроникой мне показался удачнее по качеству аудиозаписи.
        А вот видеозаписи исполнения Муслимом Магомаевым песни "Зимняя любовь", по-видимому, не существует - есть только аудио.
        Не на всё тогда хватало телевизионной плёнки.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:59 17.11.2018 (1)
во что ты веришь, юноша? – в любовь.
во что ты веришь девица? – в мужчину.
чего ты хочешь, девица? – любовь.
чего ты хочешь, юноша? – власть, силу.

Две половины жизни. Одна верящая друг в друга, другая без веры в друг друга. Дальше: у одного всё заново, с тем же почином; у другого и заново – то же самое. Жизнь без разочарований и жизнь разочарований. В чём, кому соревноваться? А потом вослед воспевать.
     00:08 18.11.2018 (1)

Вы. Так. Сложно. Пишете. Что я даже и не всегда понимаю-то!
Вот ведь как получается!
     00:56 18.11.2018 (1)
    Каждому своё: мне наказание. Просто сказано, а понять... Вот только кому стараться: стараться сказать? -- я постарался; стараться понять? -- только я постарался.
PS    Извините, за непонятками забыл о предложенном Вами и моей неудачной попытке ответа. : Не стоит это разное отношение к близости называть художественным соревнованием. Главное, что это не было нынешним поэтизированным самовыражением, это было осмысление жизни каждым поэтом, причём замечательное... особенно в музыке.
     01:00 18.11.2018 (1)


Уж пойду я лучше читать Кондильяка.
Любите Кондильяка?
     01:18 18.11.2018 (1)
1
    Кондильяка -- нет, Декарта, Бекона Бэкона,Локка... спекулятивную философию -- да. Но всё же любовь к философам -- условно. Любовь к их мыслям -- тем, что остались во времени.
     01:23 18.11.2018 (1)
Ну вот!
А я открою тов. Кондильяка, почитаю, почитаю... И ничего не понимаю...
Хотя вчера кое-чего даже и понял.
Он про музыку там в одном месте пишет...
Что, мол, у греков не было инструментальной музыки. Для них музыка была обязательно сопряжена со словом. А потом до них дошло, что ведь, оказывается, можно играть и без слов! Эффект воздействия не хуже! Попробовали - понравилось.
Ну и после уже Бахи всякие пошли, Бетховены, Шнитке...
И откуда это всё гражданин Кондильяк узнал? Про греков-то?..  Вот ведь он какой.
     01:37 18.11.2018
    Я, вот, Скачал Поль Валери «Об искусстве» и Адорно Теодор «Философия новой музыки» и приступаю к чтению, но боюсь с их заморочками я до Шнитке никогда не продвинусь. Собираетесь верить товарищу Кондильяку? -- сомневаюсь -- Вы в музыке давно обрели свою позицию и с неё не сойдёте... и правильно: всё обретённое через собственный познавательный опыт, более несомненно, чем вам втолковывают. Вы это поняли.
PS    Кондильяк свободен в своих приписаниях своих истин. Вы не упоминаете об аккомпанементе и прекрасно знаете, что самостоятельная музыка служила в те времена другому, и они сошлись не благодаря Кондильяку, а потому, что сошлись в их носителях -- в исполнителях и только потом -- в их сочинителях. Я вам не Кондильяк -- говорю то, что есть.
    Есть Кондильяк-46, воодушевлённый движением философско-литературного сообщества; есть Кондильяк-54 обустроившийся основательно; есть Кондильяк-80, не сказавший всё что из него выкапываем мы. Кто Ваш Кондильяк, уж если Вы взялись за него...
    Разве не замечательны его перлы, когда, ощупав своей пресловутой статуей существо Беркли, он ощутил: ведь органами чувств я не ощущаю мир, я ощущаю лишь свои органы чувств и, таким образом, никогда не узнаю мира и что в нём существует ещё хоть кто-то... А вы о том, что этот лукавец дощупался до клавиш музыкального инструмента...
Гость      17:44 17.11.2018 (1)
Комментарий удален
     21:45 17.11.2018
1
Кто Вам поверит?
     21:56 16.11.2018 (3)
3
Даже не представляю как сегодня может выглядеть человек, который в 73 году слушал Хиля и Магоаева. Нормальные пацаны Слушали это
     02:22 17.11.2018 (1)
Посмотри на меня - я этот человек. А еще в то же время играл на танцах битлов и роллингов…
     17:04 17.11.2018
1
Тогда специально для Вас:
     22:06 16.11.2018
 Проблема "нормальных пацанов" в том, что они так и остались до старости абизянками в штанах в красную клетку. И выглядят смешно и жалко.
     21:57 16.11.2018 (1)
Каждому своё.
     22:16 16.11.2018 (2)
1
Ха-ха! Не это ли было на воротах Освенцима написано?
     00:21 17.11.2018
 А чего это так обрадовался, Толик? Или ты  потомок  тех, что в Освенциме гнали людей в смертные камеры?
     22:17 16.11.2018 (1)
Это.
Только по-немецки.
     22:19 16.11.2018
1
Но смысл остался неизменным.
     22:00 16.11.2018 (1)
1
Или это:
     22:02 16.11.2018 (1)
Я не люблю это, Анатолий.
Мне это откровенно скучно.
     22:14 16.11.2018 (1)
За-то Хиль с Магомаевым весело? Это полный отстой. Конъюнктура чистой воды, они и спеть-то ничего толком не могли. Сегодняшний прототип Магомаева - Николай Басков. Надеюсь Вы и от него в восторге.
     22:20 16.11.2018 (1)
Нет, я от Баскова не в восторге.
Во-первых, он - тенор.
Во-вторых, у него иная культура.
В-третьих, вокальная школа - тоже другая.
     17:12 17.11.2018
1
Я не о школе...
Гость      03:56 17.11.2018 (1)
Комментарий удален
     14:22 17.11.2018 (1)
Ну вот...
Обычно песню "Счастливый день" знают меньше... 
Гость      14:36 17.11.2018 (1)
Комментарий удален
     14:45 17.11.2018
Вот видите сколько, благодаря случайно всплывшим мелодиям, можно вспомнить почти забытого! 
     20:44 16.11.2018 (1)
 Даже секунды не подумаю: Муслим Магомаев - недосягаемая вершина. Никого рядом даже близко не поставлю. И песня  Магомаева  рядом с бравурным криком  Хиля
- несравнима.
 Хиль мне казался всегда каким-то пластмассовым с его вечной улыбочкой.  Репертуар у него был идиотский с моей точки зрения всегда. Этот его потолок ледяной - аж тошнило.
 Всё он пел с одной эмоцией придурковатого ура-комсомольца.
  Не знаю, может быть он и не виноват, но  это мое мнение.
 Нет, не было и пока не вижу НИГДЕ в мире эстрадного певца, сравнимого с Муслимом Магомаевым. Все эти Синатры, Дасены,  Меркьюри..... отдыхают в стороне, когда поет великий Магомаев.
 Не повезло ему, родился в СССР, а так бы стал мировой величиной, непревзойденной.
     20:51 16.11.2018 (1)
Магомаев... пожалуй, да, амплуа у него разнообразнее.
     20:59 16.11.2018 (1)
 У него амплуа несоизмеримое с советскими-российскими эстрадными певцами. От классики до "Ах, эта свадьба.."  Песня - отстой, но он и ее сумел сделать приличной. Мне его тембр нравится невероятно. Может быть это  воспоминания о молодости?Я  никогда не влюблялась в артистов, певцов, как это бывает у молодых девочек. Экзальтация самок была мне чужда.
 А певца Магомаева всегда ставила выше всех на эстраде.
     14:42 17.11.2018 (1)
Я вчера вечером думал над Вами сказанным. Пожалуй, действительно Эдуард Хиль остался в истории советской песни как главный оптимистический певец. Почему так произошло?.. Не очень понятно. "Лесорубы", "К нам приехали гусары..." и так далее...
А ведь песни, в которых Хиль выступает в совсем другом качестве, у него были! И песни Гаврилина он исполнял ("Мама", "Два брата" - от неё вообще мороз по коже), и "Лунный камень"... А песни Пожлакова!.. Та же "Осень"... Вот нашёл запись, где Хиль уже старый поёт эту песню. Конечно, молодой (в 80-е) он пел эту песню "напористее", если можно так сказать. Но именно тут она звучит как-то особенно щемяще... И то, что он не всё "вытягивает", и то, что концерт этот, видимо, какой-то "заказной" и видеосъёмка любительская:



Я посмотрел дату записи: ноябрь 2011. За полгода до смерти...
     15:15 17.11.2018
 Конечно не может быть  у человека всего одна эмоция. Тем более, что личная жизнь Хиля не была такой уж безоблачной. Он был достаточно закрытым человеком.
 Зачем-то Хиль прошел свою творческую жизнь с имиджем беспросветного оптимиста.
 Ну, уж тут ничего не поправишь. Я не любила Хиля, хотя голос у него был безупречный.
     20:22 16.11.2018 (1)
 Обе  песни  знакомые  и мне  нравятся .. 
 
У  любви короткий век  ...


     20:26 16.11.2018 (2)
Так кто же прав из двух ""дуэлянтов"- Роберт Рождественский или Михаил Рябинин?
Верить ли в то, что век у любви короткий, или же жить, зная, что любовь - безгранична и не кончается никогда?
     21:01 16.11.2018
 Разве можно верить в слова поэтов о любви?

 Конечно нельзя, хотя бы потому, что никто не скажет, что такое любовь.
     20:27 16.11.2018 (1)
 Это под  настроение  и у каждого своя правда ..
     20:30 16.11.2018 (1)
Но ведь это интересно...
Вот бы они вышли в "Песне года-73" друг за другом: сначала Магомаев, а потом Хиль. Или наоборот...
     20:32 16.11.2018 (1)
Думаю, что  все просто слушали  голоса  любимых певцов ... особо  не  задумываясь  в  этот момент  ..
     20:35 16.11.2018 (2)
Ну...Не знаю... Публика в СССР была воспитана на хороших образцах.
Я вот, например, не могу слушать песни, не вслушиваясь в слова.
С иностранными песнями, конечно, немножко не так, но и тут стараюсь понять, о чём поётся, а не только как. Хотя бы смысл уловить, если не детали.
     02:50 17.11.2018
Самое смешное, что любители рока(любых исполнителей) ,Битлов слушали просто музыку., голоса. Они в СССР даже не понимали смысла песни. Очень часто перевод оказывался слабым дополнением к хорошей музыки. Русский песни очень редко переводят на другой язык. Я знаю, что Корея, Япония, Италия это делали на очень душевные песни. В наших заложен глубокий смысл. Иногда трудно переводимый на другой язык.
     20:39 16.11.2018
Это так  , но  не  до таких мелочей ... потом , когда несколько  раз послушаешь  .. да ..
     20:43 16.11.2018
Я за Эдю, он веселее, а Мусля- бабий фетиш!
Реклама