Заметка «Роман Смирнов. "Вывих речи пастернако бродский." Рецензия»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 24
Читатели: 953 +1
Дата:

Роман Смирнов. "Вывих речи пастернако бродский." Рецензия

             Вышла в свет книга Р Смирнова «В городе.» О теме сборника достаточно красноречиво говорит ее название.  Сборник стихов.  Выход книги – событие для каждого пишущего, а выход книги в новомодном формате издательства типа «Ридеро» - это еще и предмет любопытства прочих авторов, соблазняемых издательской завлекательной надписью –«издай книгу бесплатно!». Мне стало интересно - я книгу заказал и получил по почте в канун Нового 2019 года.
В отличие от привычного «советского» формата книгу не предваряет краткое жизнеописание (биография) автора. Ничего мы не узнаем о его образовании, достижениях в труде, успехах в науке, любви и спорте. Однако облик автора (лирического героя?) достаточно полно вырисовывается из его стихов.

               Он любит, читает классиков поэзии и в чем-то стремится следовать им: «вывих речи «пастернако-бродский»; «хочу стихами Барских, а выйдет поздний Блок»; «а Фет еще не отфильтрован».
  
              Он ездит на электричке (Небогат? Беден? ).

             «Я жду электричку на платформе Серп и Молот
               Над головою птички галдят и гадят»

            Живет где-то в загазованном пригороде индустриального города с узнаваемым пейзажем и знакомыми обитателями:
           
             «Парят над городом клубы
            Из восклицательной трубы
            Они всегда такого цвета
            Как кровь с прокушенной губы»

                        ***
            Здесь собранием полным дома
            В тесноте и обиде стоят.
            Не читай этих полок тома-
            В них конец и начало - на я.

                          ***
             В доме первом мужик и вискарь
             По столу кулаком-все старо
             В доме два обитает сыскарь
             В каждом первом и каждом втором.».

        Проводит рабочие дни в офисе

            Офис…Лень. Входящий, не входи.
            Не беси. Ты в шортах и в футболке.
            На компе король и две ладьи. 
            Кони сдохли. В лес их тащат волки

         Он принимает дома друзей и устраивает вечеринки и, стало быть, еще достаточно молод-

          «Неприятны нежданные гости
           Вновь притопали Б и ТП
           Смотрят, смотрят с протянутой костью
          Будто все это нужно тебе.»

          Но они его уже начинают утомлять, и он желает им уйти «до чая», и стало быть он недостаточно стар и еще не боится одиночества.

          Итак - около 40. Цветущий возраст! 

         Словно в поезд садиться пора.
         где тоска обнимает за плечи
         И Малевич.Малевич,Малевич
         -за вагонным окном до утра.

          В калейдоскопе точно схваченных и переданных в динамике деталей возникает и портрет. Портрет. Сродни мгновенному стрит-фото на многолюдной шумной улице. И этот портрет не кажется случайным.

         «В кармане джинс блокнот и карандаш
          И карта не пополненная, «Стрелка» (таки не богат!)
          Он средних лет, которые на дашь
          Но может дать по случаю соседка

         И герой (автор?) и среда возникают из жизни, рисуются из плотного городского воздуха, словно сотканные из маленьких мельчайших событий и впечатлений, которые и есть городская жизнь в пригороде. Все это весьма предметно. Узнаваемо. Точно передано.
        
       Проедьтесь от квартиры до работы на электричке и обратно, и вы все это увидите сами. До мельчайших деталей. Узнаваемость, точность и живописность подачи - это особенность современного (и авторского) взгляда на вещи. Ибо все мы пропитаны фотографией и кинематографом. И те нейтральные, хотя и красочные словесные определения, описания и красоты (а ла Бунин и Тургенев), которые нам раньше казались очаровательными, совершенными и будоражили наше воображение - теперь не производят должного эффекта. Хочется - ярче, графичней, точней, насыщенней действием и действием, имеющим продолжение или хоть содержащим намек на продолжение во времени. Графика времени и пуантилизм эпохи.

         Собственно, об этом и книга. Бытие в городской среде и бытие самой городской среды -  вот ее (как говорят в театре) - сверхзадача. Название «Город» совершенно адекватно отображает содержание книги.
      
        В рамках этой задачи удачно использованы и поэтические приемы. Энергичная рифма, ритм, сравнение неожиданных и на первый взгляд не сопоставимых вещей и ситуаций

        Мало прилагательных и много существительных. Существительные, предметы - это время, среда, распознавание места действия и его временная и смысловая идентификация на уровне артефакта. Автор не упирает на то, что он почувствовал (как, к примеру, многие засидевшиеся в поэзии девушки), а дает читателю самому пережить, сделать свой вывод, осознать в ситуации себя, примерить на себя роль ЛГ. От этого желание - насытить описание и действие деталями, присущими самому действию; без дидактики, без не то чтобы навязывания, но даже попытки обнаружения собственного взгляда.

         Это, конечно, от И Бродского.  Бродский полагал, что основу поэтического текста должны составлять существительные, и их достаточно, и даже в изобилии, чтобы полно, и главное, предметно выразить все нюансы описанной в стихотворении фабулы, включая оттенки действия. Правда потом, перечитывая сборник интервью с И Бродским я набрел на признание поэта, что этому его научил Евгений Рейн, в те знаменательные годы, когда Бродскому было только 20, а Рейну целых 25!

А вот существительный ряд от Р Смирнова:

           Типичный день, типичный двор
           Качели мусорка, машины
                     
                      ***

          Город славный. Город маленький.
          Смесь находок и утрат
          Сносят все. Не сносят сталинки.
          Речка. Храм. Туман с утра.

           Зрелищно писано. Точно. С затаенным смыслом. С горьким подтекстом. В одном четверостишии и пейзаж, и история, и вектор ее-  Сносят все. Не сносят сталинки.

          И совсем в другом дискурсе воспринимаются в другом стихотворении строки;

          «Смотрю без чувств на оттепель
           Она уже была…»

        Много примет времени. Они вроде бы и не обязательны, но без них фотографию времени не создашь. У поэта - «стих черствел, нуждаясь в комменте». Он «поглядывал на градусник, да на уровень вай фая» .» До весны достать рукой, как до тумблера у бра»

         К несомненным достоинствам относится краткость и афористичность речи. Умение использовать паузу речи. Это особенный артистический прием - использовать паузу. И в театре - откуда пошло-и в поэзии. Дается не всем.

         И так далее, и… ну и пусть.
         Где б молился, о чем и о ком?
         Я вернусь в эту глушь, я вернусь
         Правду пить и давиться глотком.

        И вот, книга вроде бы о городе. И город описан кратко, емко, узнаваемо, в его остросовременном ракурсе. Что говорится - вкусно! Но присутствует и другое: облик типического героя-современника. Человека - который хорошо образован, трудится, беден, живет в пригороде, работает в городе, ездит на электричке, думает в промежутках о смысле жизни, любит.   

        «Пусть фигура моя покоробит
         Неуместностью со стороны-
         Нет не выпита жизнь и не пропит
         Заготовленный ящик вины»

         Пришла в голову неожиданная, «учительская» мысль. Вот вам герой нашего времени. Современный Евгений Онегин, а может Печорин. Узнают ли его современные ученики в другом размере, в других жизненных обстоятельствах? Был бы учителем литературы-непременно бы попробовал задать сочинение, обсудить на семинаре и т.п. Однако пушкинские традиции яркого и красочного быто писательства у автора-налицо.

          Автор, принял в каком-то смысле эстафету, прикоснулся к теме во все времена остросовременной и решил ее ярко, и талантливо. Без натужного казенного пафоса, без декламаций.

           В сборнике отсутствует лучшее, на мой взгляд, стихотворение Романа Смирнова "Четвертое время", но об нем я по счастью подробно написал на сайте Фабула.ру в рецензии «Лучшее стихотворение 2017 года».

          Как я понимаю, книга у автора это -  первая, но весьма и весьма достойная. Надо отметить, мне в жизни везет на первые книги талантливых авторов. В свое время купил Ю Кузнецова «Во мне и рядом даль.». Ю Гречко «Паром через лето». В Вишневского-бумажную книжечку «Поцелуй из первых уст», Н Зиновьева «Я иду по земле».

          Все эти авторы ныне стали широко известными и даже знаменитыми

          И вот теперь держу в руках довольно тощую (около 70 стихотворений) первую книгу Романа Смирнова, но твердо уверен, что она достойно пополнит эту мою собственную «малую серию» Больших поэтов.

          Всем рекомендую купить и сохранить.

          Или по крайней мере прочесть, пользуясь благоприятной возможностью: автор - член клуба Фабула.ру и публикует свои работы на сайте Фабула.ру.

С пожеланием автору творческих успехов.

Поздравляю с Рождеством и новым 2019 годом

Валерий Свидерский 07 01 2019


Послесловие:
 
Реклама
Обсуждение
     13:38 08.01.2019 (1)
2
Спасибо Вам, Валерий! Первая рецензия на первую книжку. Всё, что вы написали, и классно написали, имеет место быть. Да, стихи на то и стихи, чтобы производить впечатление, от восторженных до брезгливых, и вызывать, если повезёт, резонанс.
Лучшего начала года\жизни для автора трудно придумать!

С Новым Годом и Рождеством, Валерий!
     13:59 08.01.2019 (1)
Роман или Валерий, а где и как можно заказать эту книгу?
А с автографом можно?

     16:00 08.01.2019
1
Ув Иванка!

Книга продается издательством Ридеро. Стоит вам набрать в поисковике  Ридеро, Роман Смирнов, "купить" и вам выпадет страница с дальнейшим описанием Ваших действий.
Я, как коллекционер, приветствую  ваш выбор именно, купить книгу, а не просто ее прочесть.
Когда автор станет знаменит - обнаружится что вы к удовольствию от прочтения прибавили еще знатную инвестицию! 
     13:43 08.01.2019
Спасибо за такую расширенную, подробную и прекрасную рецензию.
     13:36 08.01.2019
1
Какая хорошая рецензия! С большим уважением и любовью к автору написано.
Действительно, Роман - один из талантливейших поэтов!
А мне у него больше всего нравится стихотворение " Он сам из тех", отрывок из которого Вы здесь тоже приводите.

Гость      19:07 07.01.2019 (1)
Комментарий удален
     19:10 07.01.2019 (1)
Тут ведь не в сносе дело, а в поэзии. Если не почувствовали  авторской коннотации-это ваше дело.Но она есть.
Рекомендую прочесть всю книгу.
Она небольшая
Гость      20:15 07.01.2019 (1)
Комментарий удален
     21:47 07.01.2019
Советую все же прочесть все стихи.
Уверен, вы найдете там то, о чем пишете.
Неожиданные и не бесспорные откровения.
имхо
     19:25 07.01.2019 (1)
-1
Мне кажется, что "рецензент" полный мудак.

 Я уверен, что ему не следует в данном направлении что-то направлять.

   Может, гвозди забить лучше получится?
     19:40 07.01.2019 (1)
Между прочим, насчет гвоздей вы угадали.Меня дед в два года научил гвозди в пол вколачивать и даже позволял это делать прямо в хате.
Те кто видел меня в эти годы до сих пор изумляются:сидит, говорят, такая кроха и лупит молотком и все в точку!
Да, насчет, "направлять" это и в самом деле лишнее.Я пишу о том что мне самому крепко понравилось.
Привет,СВ
     19:53 07.01.2019
Я понял.  Привет!
     19:31 07.01.2019 (1)
Хорошо Вы написали!
     19:44 07.01.2019
Поправлю маленько-Роман Смирнов хорошо написал
Мне было намного легче.
Эта книга-вообще событие.
Жаль не каждый увидит.
     19:43 07.01.2019
Замечательная, интересная статья-рецензия!
Захотелось почитать произведения Романа Смирнова.
Спасибо, Валерий!
Вот и на Главной сделать бы раздел рекомендуемых авторов.
Не бегать же наугад по всем страницам и читать рекомендации, 
некоторые из которых  и написаны-то зря.
Реклама