Заметка «Игроки в бисер»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 17
Читатели: 487 +2
Дата:

Предисловие:
П. Фрагорийский
Фрагмент из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Музыка: Окна Овертона. Песня - Женя (Гнедой). сл П. Фрагорийского

Игроки в бисер



ИГРА В БИСЕР
О ценностях в информационной духовной войне



«Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.»
........................................................................Фёдор Михайлович Достоевский

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»
..................................................Евангелие. Нагорная проповедь

«Трусом назовем мы того, кто уклоняется от трудов, жертв и опасностей, выпавших на долю его народа. Но трусом и предателем вдвойне будет тот, кто изменит принципам духовной жизни ради материальных интересов.<...> Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью законам и методам духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство. »

.................................Герман Гессе. «Игра в бисер»



Среди честолюбивых, беспокойных, но не обладающих достаточным интеллектом и тонкостью, натур стало модно менять местами ценности и антиценности. Подменять белое чёрным, чёрное — белым. Палача представлять жертвой, жертву заставлять каяться. Героя делать изгоем. Проигравшего представлять победителем. Изуверство и предательство считать героизмом. Добродетель объявлять косностью мышления и ментальной отсталостью, порок возводить в степень прогрессивного образа жизни. Бога подменять сатаной. Сатану провозглашать Богом.
Это считается признаком «оригинальности» мышления, хотя на деле мода выворачивать смыслы наизнанку - лишь отклик на искусно ввинченную извне, умело организованную, информационную тенденцию.

Я говорю о массовой тенденции среди не ярких литераторов. Центральные тезисы о перемене «минуса на плюс» и наоборот - обычно вбрасываются более крупными фигурами, с большой аудиторией. А далее, уже начинается гвалт мелких, но многочисленных адептов. Какому-нибудь «властителю умов» это готовы простить даже те, кому претит то или иное провокационное заявление. Но когда «крамола» подхватывается множеством «последователей» — то теряет случайный характер, перестает быть «крамолой», становится модным поветрием, а потом — едва ли не постулатом. Смыслы неумолимо смещаются, двигаются в сторону своей противоположности. Например - Авель меняется местами с Каином. Иуда с Христом. Такие вот «окна Овертона».

Идея не нова. Раз в столетие чёрными семенами этой идеи засевают гордые, но чаще - недалёкие, и не всегда талантливые, головы. «Сеятели» мыслят веками наперёд, оперируют в глобальных играх странами и континентами, не впервые пытаясь построить бесноватый антимир — циничный и гедонистический на поверхности, инфернальный и жуткий в глубине.

Манипуляциями над массовым сознанием эти вечные строители «нового мира» занимаются давно, на всех социальных уровнях: от политиков, эстрадников, музыкантов, художников до литераторов или окололитературных «творческих натур», а то и откровенных фриков. Одни, получив необходимую инъекцию духовного яда, проделывают это прагматично и расчётливо, в надежде на немедленную оплату или будущие дивиденды. Другие — искренне сходят с ума, тасуя, как безумные, ворох искалеченных чужих смыслов, как будто колоду из краплёных карт. И те, и другие в этой безбожной игре — нисколько не «творцы», но лишь мелкие и крупные шулеры...

Некоторые уверовали в «мистические предназначения», в «посланнические миссии». С уверенностью вещают о том, что создают «искусство будущего», но не добавляют в это алхимическое варево человеческой культуры мира ни крупицы души, ни грамма нового, личного смысла, ни единой собственной комбинации из драгоценных символов, найденных, открытых и отшлифованных задолго до них.

«Творцы нового искусства», независимо от уровня интеллекта, ринулись «играть в бисер». Самые «продвинутые» из тех, кто занят «убийством смыслов», ссылаются на Гессе, но нисколько не способны даже представить собственную жизнь маленьким паззлом, безликим, не отличимым от других, фрагментом гигантского целого, где желания и хотения окажутся подчинены непредставимой, гигантской сверхзадаче. Они действуют целеустремленно, но нацелены на получение удовольствий, на удовлетворение тщеславия и сластолюбия. Большинство из них добровольно ограничилось знакомством с цитатами из романа, не в силах охватить и освоить полное содержание книги. Этих имитаторов ума ждёт незавидная участь перебирать по зернышку рис, а не играть в бисер. Таких гауляйтеры временного «нового будущего», которое время от времени ненадолго воцаряется на нашей несчастной земле, отправляют в утиль в числе первых. Не считаясь с сомнительными былыми заслугами перед этим чудовищным антимиром.

По-человечески их всегда жаль, ведь не может быть не жаль живых людей. Но с ценностями не шутят.


P.S.

« ...Итак, управлять страной и заниматься политикой — не наш удел. Мы — профессионалы исследования, расчленения и измерения, наше дело оберегать и неустанно выверять все азбуки, таблицы умножения и методы, создавать эталоны духовных мер и весов. Разумеется, мы делаем и многое другое, мы можем при случае быть и новаторами, первооткрывателями, искателями приключений, завоевателями и перетолкователями, но первейшая и важнейшая наша обязанность, ради которой народ имеет в нас нужду и нас содержит, есть сохранение в чистоте всех источников знания. В политике, в торговле и где угодно превращение черного в белое может сойти за гениальное достижение, у нас — никогда. ...»
................................................Герман Гессе. «Игра в бисер»

P.P.S. Имена перечислять нет смысла - речь идет о тенденциях, хорошо видимых в литературе, как сетевой - так и не сетевой. Автор заранее приносит извинения за личную точку зрения, которая может не совпасть с точками зрения других людей.


Послесловие:

П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова
Триумф ремесленника
Реклама
Обсуждение
Гость      20:40 01.03.2019 (2)
Комментарий удален
     21:07 01.03.2019
1
текст чуток поправил и цитату Гессе другую поставил.
     21:07 01.03.2019 (2)
1
Когда-то такие кадры устраивали флеш-мобы на концертах поэтов. Блоку рассказали что он - творческий импотент и литературный мертвец, его поэзии конец, протухла вся поэзия старого образца... кидались какахами как могли. и где теперь все эти демьяны-бедные и сопровождающая шобла? Блок правда после этого получил нервный срыв - слег и умер.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Да что говорить - даже мне (и не только мне) тоже советуют самоликвидироваться пока не ликвидировали. серьезные господа, однако)))


     23:14 01.03.2019 (1)
Читала у Чуковского, кажется, что Блока отравили, медленно подтравливали, но регуоярно. Это так версия одного из медиков-профессоров.
     23:41 01.03.2019 (1)
Нет, он умер не от яда. В версии мало верится - в заключения паталогоанатомов верится больше. Собственно, Блок тоже оказался жертвой того "нового мира", в который он верил и немало способствовал. Но потом, когда увидел - почти с ума сошел, жег поэму 12. Одно дело писать про них - а другое дело увидеть всю эту романтизированную гопоту у себя на поэтическом вечере.
Мистическая смерть. В Серебряном веке многие повелись на нечистые дела. И у всех - трагическая судьба. И необычные смерти. Почти у всех. Заплатили по полной. Расплатились.
Я люблю поэтов Серебряного века, они были яркие и красивые люди. Потому и жаль их очень.Барахло какое-нибудь бесов не интересовало. Ловили стоящих людей на все эти наживки.
     23:53 01.03.2019 (2)
Ну это версия, причем не моя. А вам кажется, что 12 такая уж, воспевающая "новый мир"?
     02:14 02.03.2019
Инна... Вот какие вещи я имел в виду. Вот с чем они игрались, дурачки. 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

На дно миров пловцом спустился я –
Мятежный дух, ослушник вышней воли.
Луч радости на семицветность боли
Во мне разложен влагой бытия.

Во мне звучит всех духов лития,
Но семь цветов разъяты в каждой доле
Одной симфонии. Не оттого ли
Отливами горю я, как змея?

Я свят грехом. Я смертью жив. В темнице
Свободен я. Бессилием – могуч.
Лишенный крыл, в пареньи равен птице.

Клюй, коршун, печень! Бей, кровавый ключ!
Весь хор светил – един в моей цевнице,
Как в радуге – един распятый луч.

Максимилиан Александрович Волошин, 1915
Из цикла "Два демона"


И Скрябин, в музыке, и тот же Врубель, великолепные ведь мастера своего дела, и еще куча всяких второстепенных и третьестепенных авторов - музыка, литература, живопись...

Так что ничего нового - это продолжается и в наши дни, дурачков достаточно, любящих порисоваться этим. Правда, сегодняшние дурачки делают это менее искусно. Хотя не факт - наверно есть и крутые авторы, занимающиеся этими темами, их разработками.

     00:02 02.03.2019
Не совсем так прямолинейно. Там сложнее всё...
Надо смотреть весь этот предреволюционный шабаш "избранных". От Соловьевских "Трех встреч", от Волошинских "мистерий" и прочих спиритических шашней - до конца. Блок это кино досмотрел до конца.
Правда, всего он не мог охватить - нам легче, спустя век, это сделать. Информации больше.
Гость      21:14 01.03.2019 (1)
Комментарий удален
     21:22 01.03.2019
1
догадался от какого)
     21:12 01.03.2019 (2)
А Вы смогли понять эту книгу? Даже со второго прочтения она мне не до конца раскрылась.
     23:12 01.03.2019 (1)
Два раза читала - не поняла ничего!!! Но оторваться не могла хочу еще раз прочесть, может, хоть что-то пойму)))
     23:36 01.03.2019 (1)
Инна, я тоже, как выяснилось, много чего тогда не понял. А теперь все увидел - и прочел уже с другим опытом. Пока не было опыта и соответствующей информации + личных впечатлений, многое казалось в этой книге не совсем понятным, не актуальным. Так бывает.
     23:54 01.03.2019
Мне все время хотелось понять, что же это за игра собственно, в лите с кем не обсуждали, дпже преподы наши никто ничего сказать не мог или тщательно скрывали эту тайну от непосвященных)))
     21:22 01.03.2019
Лет в 25 читал, она мне показалась скучной. а сейчас оторваться не могу - она о том что с происходит сегодня. гениальная книга. но цитатками из нее пользуются люди скажем так... бессовестные. перекручивают сильно смысл ее.
     23:21 01.03.2019 (1)
Надо почитать...
     23:43 01.03.2019 (1)
Не спеша)
     23:47 01.03.2019
Уже в закладках, заинтригована...
Реклама